Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.
В. И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра спорта и физического
воспитания
ОСНОВЫ КООРДИЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ
(МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ)
Методические материалы
в слайд-формате
д.б.н., проф. С.В. Погодина
к.б.н., доцент В.С. Юферев
ст. преподаватель Макарова Е.Е.
ст. преподаватель Ткаченко Н.М.
преподаватель Саранчуков В.П.
преподаватель Пилюгин В.С.
Слайд 2Быстрота
выносливость
сила
Ловкость
мудрая сестра
Слайд 3Кого из людей можно назвать ловким?
Того, кто может управлять!!!
своими
движениями.
Ловкий человек – это тот, кто проявляет находчивость!!!
в движении.
Слайд 4Ловкость – это двигательная находчивость
Слайд 5Основные сложности,
возникающие при управление движениями
Согласованность сотен синергий
Множество степеней свободы
(преодоление избыточных степеней свободы,
согласованность мышц антогонистов и синергистов);
3. Упругость
мышечной ткани;
Управляя своими движениями, т.е. проявляя ловкость
в той или иной непредвиденной ситуации
человек сталкивается с проблемой
координации движений.
Слайд 6Координационные способности обусловливающие проявление ловкости
Гибкость!
Пластичность!
Подвижность!
Прыгучесть!
Равновесие!
Ритмичность!
Точность!
Слайд 7Координация
есть нечто иное как
преодоление избыточных степеней свободы
наших
органов движения,
т.е. превращение их в управляемые системы!
Причем степени
свободы,
упоминаемые в этом определении
могут быть кинематические
( связанные с подвижностью)
и динамические
( связанные с силой мышц синергистов и онтогонистов).
Слайд 8Как же человек в процессе эволюции
научился справляться
с этими
сложностями???
От кого достались ему навыки преодоления
этих сложностей???
Все
эти навыки сформировались
в процессе эволюции
у животных разных видов
и перешли к человеку.
Слайд 9Уровни управления движениями
Уровень А – мышечный тонус
(медузий или рыбий
уровень).
Самый почтенный старец.
фон всех фонов, туловищно-шейный, ответственен за
упругие движение туловища и шеи, ствол и опора.
В ведущей роли выступает редко, только при падении когда отсутствует действие силы тяжести (в фазе полета в прыжках).
Обеспечивает всем конечностям и их мышцам тонус (фоновое напряжение) на котором другие уровни выводят силовые, быстрые или ловкие движения узоры. Импульсы уровня А обеспечивают возбудимость спинномозговых пусковых клеток и мионов.
Действия уровня А непроизвольны.
Слайд 12В – уровень синергий
(мышечно-суставные увязки).
Современник конечностей и мышц.
Фоновый уровень, борт-механик.
Находится в полидуме. Репцепторные центры –талямусы (зрительные бугры,
центры всей телесной рецепторики).
Осуществляет все синергии, ритм движений, одинаковость циклов, внутреннее управление движениями, построение новых координаций, автоматизмы, опыт, фонотека положений, мимика, жесты, пантомима, пластика (самостоятельные движения уровня).
Плохо связан с телерецепторами зрения и слуха и поэтому ему сложно приноровить движения к условиям внешней среды. Действия уровня В непроизвольны.
С – уровень пространства (птичий).
Самостоятельные движения, занимает 2 этажа
в стриатуме экстрапирамидная система (ЭДС) и в корковом уровне пирамидная система (ПДС). Исходит из пространственного поля. Имеет богатые сенсорные фонды. В верхнем этаже находится слух и зрение, осязание и проприрецепорика. На нижнем этаже осуществляется синтез и переработка чувствительного материала на основе синтеза формируется пространственное поле – точное и объективное восприятие внешнего пространства и владение им. Все движения осуществляются в этом пространственном поле.
Осуществляет – л/а, гимнастика акробатика, переместительные движения, откуда-то, куда-то и за чем-то, точность, меткость, переключаемость из одного пространственного поля в другое. Движения 6 групп:
1. бег, ходьба, пр
2. брусья, кольца, сальто, кувырки, танец, балет;
3. точные целенаправленные движения рук в пространстве;
4. преодоление сопротивления в пространстве, силовые движения, подъем тяжестей с земли;
5. баллистические движения, удары, метания, броски, теннис;
6. прицеливания, подражание, передразнивание
Уровень С1 – локомоции, перекладывания, переносы.
Уровень С2 меткие броски, уколы, попадания.
Слайд 16Д – уровень действий
(человечий уровень).
Цепочка движений, которые решают двигательную
задачу, т.е. имеют смысл. Имеет цепное строение и приспособительную изменчивость,
осуществляет предметные действия. Речь, движения языка, трудовые действия, близкая связь с рукой!!!
Располагается в коре полушарий, асимметричность движений, правая рука резко опережает левую. Коррекции уровня Д происходят из непрерывно осмышляющегося наблюдения за двигательной задачей (звеньями движений).
Слайд 18
ВЕДУЩИЙ УРОВЕНЬ – ВСАДНИК
ФОНОВЫЙ УРОВЕНЬ – КОНЬ
Ловкость
это когда всадник
изобретателен и находчив,
а конь послушен и исполнителен.
Реальные проявления ловкости
начинаются с уровня С.
Слайд 19Виды ловкости
1. Телесная ловкость. Ведущий уровень С, фон В.
С/В –
юнга на мачте,
С 1- свойственно текучее прилаживание к пространству
и внешней обстановке,
С2 – целевая точность и меткость.
2. Предметная ловкость. Ведущий Д, с фонами С и В.
Д/С1В – перебинтовывание руки
Д/С1 –лыжник на слаломе
Д/С2В – втыкание кинжала на скаку
Д/С2,С1,В – боксер, хирург, фехтовальщик, закройщик.
Слайд 20Управление движениями в возрасте от 1-3 лет
Созревание всех уровней управления
движениями
Повышается степень успешности
действий из уровня Д
В 3 года ребенок
перестает быть высшей обезьяной и впервые осваивает такие действия совершенно недоступные обезьяне
(построение пирамиды из кубиков)
Слайд 21Управление движениями в возрасте от 3-7 лет
Период налаживания всех уровней
управления
Используются преимущественно уровни А,В, С1
Движения на уровнях С2 и Д
вызывают быструю утомляемость
Слайд 22Управление движениями в возрасте от 7-10 лет
В двигательные средства ребенка
постепенно входят два новых слагаемых
СИЛА и ТОЧНОСТЬ
Налаживаются мелкие и
точные движения
Совершенствуются метательные и ударные движения
Управление движениями эффективно осуществляется на уровнях С2 и Д
Слайд 23Управление движениями в возрасте от 11-15 лет
Формирование высших автоматизмов (навыков)
Формирование
волевого уровня управления движениями (уровня «Е»)
«Расклеивание» слаженности всех уровней
по причине гормональных всплесков
Замедление двигательных реакций
Временное снижение уровня ловкости и даже силы
Слайд 24Учитесь управлять своими движениями