Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский
сад № 161» г. Перми
Формируем
пространственные
представления
у детей с интеллектуальной
недостаточностью
учитель-дефектолог Власова Ольга Ивановна
Слайд 2Пространственные представления
Пространственное ориентирование - это особый вид восприятия, который основан
на работе зрительного, слухового, кинестетического, кинетического анализаторов
Т.А.Павлова
Слайд 3Пространственные представления
А. А. Столяр
«Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия
пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений
между предметами).
Слайд 4Значение
Пространственные представления
Интеллектуальное развитие
Трудности в конструирова
нии (составление целого из частей)
Нарушается
графическая деятельность
Трудности при овладении чтением и счетом
Слайд 5Основные причины - это бедность практического опыта ориентировки и
слабость ее мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.
Дети испытывают существенные
трудности:
в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности;
не ориентируются в собственном теле, не знают названия его частей;
не владеют словесными обозначениями их пространственного расположения;
не умеют опираться на знание схемы собственного тела при определении расположения объектов относительно себя.
Трудности у детей с нарушением интеллекта
Слайд 6 неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и
фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях
тела.
наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления.
формируемые пространственные представления характеризуются нестабильностью и неустойчивостью и требуют длительного времени для закрепления.
Трудности у детей с зпр
Слайд 7Формы организации детской деятельности для развития ПП
В процессе фронтальных,
индивидуальных и подгрупповых занятий со специалистами группы и с воспитателями;
В процессе непосредственной образовательной деятельности по математике, музыкальному и физическому воспитанию и развитию, в процессе различных видов изобразительной деятельности;
Входит составной частью в воспитательный процесс в целом: во время режимных процессов, это привитие навыков самообслуживания, бытовые, трудовые процессы, наблюдения, подвижные игры на воздухе, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Комплексное воздействие со стороны дефектолога, логопеда, воспитателей и других педагогов дошкольного учреждения обеспечивает эффективность данной работы.
Слайд 8
Специальное обучение должно учитывать генезис освоения пространства
детьми в раннем и дошкольном возрасте и ведущую роль в
этом процессе двигательного анализатора.
Слайд 9Направления и этапы коррекционной работы
Формирование чувственной основы пространственной ориентировки (обогащение
чувственного и двигательного опыта детей)
Освоение телесного пространства
Освоение внешнего пространства
Умение
ориентироваться на плоскости
Освоение квазипространственных представлений
Слайд 10является базовым,
основным в формировании пространственных представлений
освоение телесного пространства
Этапы
работы:
Ориентировка “на себе”, освоение «схемы собственного тела»
Развитие представлений о
пространственном расположении частей тела по вертикальной оси (вверх, сверху, вниз, снизу)
- Развитие представлений о передней и задней сторонах тела (перед, спереди; зад, сзади)
Развитие представлений о правой и левой сторонах тела (правый, справа, левый, слева)
Слайд 11Игры и упражнения,
направленные на освоение собственного тела
Упражнения: «Части тела»
1. Попросить ребенка показать на себе, а потом и на
других различные части тела.
2. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.
3. Педагог дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.
4."Дождь" Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, дети ставят магниты. Затем дети играют парами, один ставит магнит, второй называет, где появились "пятна дождя« и т.п.
Упражнения: «Назови, что находится выше носа», «Угадай, какую часть тела я загадала» и др. (Н. Я. Семаго «Элементарные пространственные представления».
Упражнения на соотнесение частей тела с правой, левой рукой.
Упражнение: «Определи по следу»
На полу в разных направлениях разложены следы рук и ног.
Надо определить, от какой руки, ноги (левой или правой) эти следы.
Упражнения на выполнение сложных перекрестных заданий.
Упражнение: «Путаница» и т.д.
Слайд 12
«Движения в нижней зоне»
Сюжетный контекст – «Пустыня»
«Движения в
средней зоне»
Сюжетный контекст – «Царство животных»
«Движения в верхней зоне»
Сюжетный
контекст – «Царство птиц»
освоение внешнего пространства
Предполагает расширение диапазона движений в разных зонах пространства (А.В. Семенович):
Слайд 13 Определение направлений в пространстве относительно собственного тела
освоение внешнего пространства
«Движения в одном направлении»
«Кто где стоит?»
«Что наверху, что внизу»
«Что
находится справа от меня?»
«Передай мяч»
Слайд 14 Определение направлений в пространстве относительно собственного тела
освоение внешнего пространства
Игры со стрелками-векторами
«Найди соответствующую стрелку по образцу»
«Посмотри, куда я покажу
и найди нужную стрелку» и наоборот.
Игры и упражнения с печатным дидактическим материалом
Слайд 15
освоение внешнего пространства
«Далеко – близко»
«Какой рукой легче дотянуться?»
«Кто
спрятался?»
«Накормим зверей»
Определение удаленности предметов
Слайд 16 Определение положения предметов относительно друг друга и себя относительно
других предметов
освоение внешнего пространства
«Капризный фотограф»
«Найди место в домике»
«Собираем урожай»
Слайд 17 Знакомство со схемой тела человека,
стоящего напротив
освоение внешнего пространства
Слайд 18Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении
пространственные схемы и
диктанты
Игры на формирование умений ориентироваться в движении
(выполнение двигательных диктантов, составление двигательных маршрутов)
Упражнение «Робот»
«Двигательные диктанты» (по шагам)
Упражнения, направленные на ориентировку в пространстве с помощью плана и т.п.
«Робот»
«Робот»
Слайд 19пространственные схемы и диктанты
Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка
на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)
Слайд 20
Пространственное мышление включает в себя умения строить модель и выполнять
её преобразования по заданным параметрам (перемещение, трансформация).
Конструктивное мышление -
умение представлять весь объект в комплексе и соотношение его частей.
конструирование и копирование
Слайд 21Конструирование с использованием различных дидактических материалов
Конструирование на плоскости
Слайд 23Складывание разрезных картинок
конструирование и копирование
Задания на перцептивное
моделирование
Копирование фигур и изображений разного уровня сложности, с поворотом на
90, 180 градусов
Слайд 24Работа над предлогами, обозначающими пространственные отношения предметов
формирование квазипространственных представлений
Слайд 25
Таким образом, все многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного
окружения, основано на освоении ориентировки
“на себе” и “на внешних
объектах”.
формирование квазипространственных представлений
Слайд 26формирование квазипространственных представлений
Ориентация в линейной последовательности предметного ряда
«Живые цепочки»
«Запомни карточку и выбери такую же»
«Выложи ряд»
«Собери бусы»
«Что изменилось?»
«Разложим
по порядку» и т.п.
Слайд 27Ориентация в линейной последовательности ряда (числового)
формирование квазипространственных представлений