Слайд 1
Основные источники по истории Древнего Египта
Слайд 2Типы источников:
1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и
религиозные тексты, документы, инструкции и др.
2. Памятники материальной культуры:
остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др.
3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д.
5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время.
6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах.
7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.
Слайд 3Письменные источники
Палермский камень
Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная
с додинастического периода до V династии, упоминает наиболее крупные походы,
катастрофические разливы Нила.
Ж. Ф. Шампольон
Слайд 4«Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра
в Карнаке (город Фивы). Придворный писец перечислил важнейшие события царствования
и военные походы Тутмоса III, развил концепцию истории его царствования: рассматривал Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего мира.
Тутмос III
Слайд 5Сочинение жреца Манефона (Мерне-Тхути), написанное в IV—Щ вв. до н.
э.
«История» Манефона содержит связное изложение внутренней и внешней политики
отдельных фараонов и их династий.
Полагал, что воля богов определяющее начало всех исторических событий.
Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий.
Манефон
Слайд 6«История» Манефона, фрагмент
Слайд 7Классификация Манефона послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта
и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего,
Нового и Позднего царств.
Слайд 8Архивы. Деловые и юридические документы
архив в храме царя Нефериркара
(V династия. XXV— XXIV вв. до н. э.);
архив жреца Хеканахта;
архив
города Ахетатона (совр. Эль-Амарна);
архиве хеттских царей Богазкёя (около совр. Анкары);
надпись фараона Сети I в Наури (около 3-го нильского порога), где перечислены дары фараона жречеству его поминального храма в городе Абидосе;
стела Пианхи, поставленная в городе Напате (между четвертым и пятым нильскими порогами).
Слайд 10«Поучения» и «пророчества» как источник
Как правило, они написаны конкретными авторами,
чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на
два разряда:
«поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона-основателя XII династии Аменемхета I, содержащие советы по управлению страной;
«поучения» частных лиц, как, например, «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими (ремесленника, земледельца, пастуха, стражника и др.)
Слайд 11Особой разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные
из которых «Речение Ипусера» (Ипувера) и «Речение Неферти».
«Речения» представляют
собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни
Слайд 12Произведения собственно художественной литературы, как, например,
«Повесть о красноречивом крестьянине»,
«Рассказ Синухета», сказки «О двух братьях», «О правде и кривде»,
сказания о фараоне Хуфу, несмотря на наличие художественного вымысла и сказочные мотивы, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества.
Слайд 13КНИГА МЕРТВЫХ
Книга Мертвых – одна из самых таинственных загадок Древнего
Египта.
Книга Мертвых прекрасный путеводитель в понимании жизни древнего египтянина.
Благодаря этому источнику можно воссоздать образ египтянина, понять сущность жизни и смерти человека, жившего в период Древнего царства – Египта.
Слайд 14Название «Книга мёртвых» дано египтологом Рихардом Лепсиусом, но правильнее её
было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название —
«Рау нупэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».
Рихард Лепсиус
Слайд 15Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено
в захоронениях города Фивы и принадлежало главным образом жрецам и членам их
семей
Слайд 16Сборник заупокойных текстов
«Тексты пирамид»
«Тексты саркофагов»
Слайд 17Разделы книги Мертвых
I раздел : содержит описание шествия погребальной процессии
к некрополю, молитвы о «выходе (умершего) днем» и гимны богам
Ра и Осирису.
II раздел : содержит описание обрядов «выхода (умершего) днем» и возрождения его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над стихиями.
III раздел : включает описание следующих обрядов, сопровождавших «выход (умершего) днем»: превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов Лет, познание различных таинств, возвращение в гробницу и Загробный Суд.
IV раздел : описывает магические обряды, имевшие целью обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие имя умершего.
Слайд 18
Шампольон и Э. де Руже считали Книгу мертвых
заупокойным ритуалом. Р. Лепсиус, возражая против такого определения, высказал мнение,
что этот сборник текстов является «путеводителем» для души умершего в ее странствии в потустороннем мире
Считалось, что в погребальных папирусах, найденных в захоронениях Древнего Египта, записаны части одной книги, которая получила название «Книги мертвых». Это предположение опровергнул историк Никонов. Он считал, что каждый из погребальных папирусов содержит основной гороскоп и описание священных событий.
Слайд 19Книги Мертвых – не запись ритуала. Шампольон считал, что собрание
глав, которые древние египтяне писали на стенах гробниц называются «записью
погребального ритуала». Это определение было принято де Руже, который в своём «Исследовании погребального ритуала древних египтян» заключает, что приведённые им доводы «достаточно обосновывают, то название, которое избрал Шампольон».
Грамматика Шампольона свидетельствует, что он тщательно изучил каждую часть так называемого «ритуала», а множество кратких фрагментов, которые он перевёл, служат доказательством того, что он понял назначение источника и верно оценил его роль с религиозной точки зрения.
Слайд 20
Редакции книги Мертвых
1. Созданные в эпоху Древнего и Среднего
царства в записи иероглифами.
2. Фиванская редакция, которая датируется XVIII-XX династиями,
также исполненная иероглифами.
3. Редакция, примыкающая к фиванской, относящаяся ко времени XX династии, написанная иератическим письмом; она отличается тем, что главы приведены не по порядку.
4. Тексты Саисского и Птоломеевского периодов, исполненные как иероглификой, так и иератикой, свидетельствуют, что родственники покойного по своему желанию могли сокращать и увеличивать количество глав