Слайд 1Отношения ЕС и РФ в 2000-е гг.: проблемы и перспективы
Слайд 2ЕС и РФ в 1990-е гг.:
1991 г. – распад СССР
и возникновение РФ как государства, ставшего правопреемником СССР;
1993 г. –
вступление в силу Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора);
1994 г. – подписание на Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС;
1997 г. – вступление СПС в силу после процесса ратификации.
Слайд 3СПС 1994 г.
подчеркивало готовность Европейского Союза поддерживать Россию, на пути
демократических преобразований и развития рыночной экономики. Россия, в свою очередь,
разумеется, разделяла такие ценности, как демократия, верховенство закона, права человека. Причем, и общая тональность документа, и схема построения отношений между ЕС и РФ были таковы, что не возникало сомнений: Россия должна следовать экономическим и политико-правовым стандартам Евросоюза, и именно это является залогом успешного развития отношений между сторонами.
Слайд 4Согласно СПС стороны договаривались о сотрудничестве:
принимая во внимание важность исторических
связей, существующих между Россией и Сообществом и его государствами -
членами, и общие для них ценности;
будучи убеждены в первостепенном значении верховенства права и уважения прав человека, прежде всего прав меньшинств, создания многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики;
считая, что всестороннее осуществление партнерства предполагает продолжение и завершение Россией политических и экономических реформ;
учитывая готовность Сообщества обеспечить в соответствующих случаях техническое содействие в целях осуществления экономических реформ в России и развития экономического сотрудничества…
Слайд 5В 1999 г. принимается два важных документа:
«Общая стратегия по отношению
к России», принятая ЕС в июне 1999 г. в Кельне.
«Стратегия
развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010)», подписанная в Хельсинки в октябре 1999 г. и выражающая позицию российской стороны.
Слайд 6Общие ценности
Стратегия ЕС
Стратегия РФ
Европейский Союз приветствует возвращение России на принадлежащее
ей по праву место в семье европейских народов в духе
дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации.
обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире…
Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ…
Слайд 7Демократия и правовое государство
Цель - стабильная, открытая, плюралистическая демократия в
России, управляемая на принципах правового государства …
Предложение установить более тесные
связи, основанные на общих демократических ценностях, поможет России продемонстрировать свою принадлежность к Европе…
Европейский Союз стремится оказать России поддержку в деле укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных, законодательных, судебных органов и полиции в соответствии с демократическими принципами…
Укрепление принципов правового государства и государственных учреждений путем стимулирования и оказания поддержки проведению необходимых институциональных реформ
привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства…
Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, вести дело к его сближению и гармонизации с законодательством Европейского Союза в областях наиболее активного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом…
Слайд 8Гражданское общество
Формирование гражданского общества во всех сферах - непременная предпосылка
укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому
процессу, особенно путем развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями в России и Евросоюзе
Слайд 9Экономика
По мнению Европейского Союза осуществление принципа правового государства является одной
из предпосылок развития рыночной экономики, сулящей новые возможности и преимущества
для всех граждан России…
Евросоюз поддержит Россию в деле разработки и принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований международных кредиторов…
Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского Союза и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики…
Опираясь на имеющийся потенциал, Россия на основах взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Европейского Союза и укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости в Европе …
разработать совместно с Европейским Союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики…
Стремиться к достижению договоренности о частичном списании или реструктурировании задолженности российской стороны государствам - членам Европейского Союза
Слайд 10СНГ
…противодействие возможным попыткам помешать хозяйственной интеграции СНГ, в том числе
через "особые отношения" с отдельными государствами - участниками СНГ в
ущерб российским интересам …
… развитие партнерства с Европейским Союзом должно содействовать укреплению России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве СНГ…
Слайд 11Явное несовпадение целей, заявленных в Стратегиях ЕС и РФ в
отношении друг друга, позволяет утверждать, что в 2000-е гг. Россия
предприняла попытку отказаться от позиции стороны, которая должна следовать экономическим и политико-правовым стандартам Евросоюза, и перейти к построению отношений партнерства, основанного, среди прочего, на сохранении свободы действий России как мировой державы.
Слайд 12В 2004 г. на Санкт-Петербургском саммите была принята концепция «дорожных
карт» по созданию «четырех общих пространств» России и Евросоюза:
«Дорожная карта»
по общему экономическому пространству утверждена 10 мая 2005 года в Москве. Стороны договорились, что ОЭП будет иметь широкий охват, включая такие сферы как телекоммуникации, транспорт, энергетика, космос и охрана окружающей среды. Общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС.
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия» утверждена 10 мая 2005 года в Москве и ставит задачи:
- Содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и пребывание на законных основаниях на их территориях, а также совместно работать в целях противодействия нелегальной миграции и нелегальной трансграничной деятельности.
- Совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности.
- Содействовать повышению эффективности судебной системы России и государств – членов ЕС и независимости суда, а также развивать судебное сотрудничество между Россией и ЕС .
Слайд 13«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности утверждена 10 мая
2005 года в Москве. Согласное карте, РФ и ЕС будут
расширять сотрудничество в следующих приоритетных областях:
– усиленный диалог и сотрудничество на международной арене;
– борьба с терроризмом;
– нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение;
– сотрудничество в кризисном регулировании;
– сотрудничество в области гражданской защиты.
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты утверждена 10 мая 2005 года в Москве. Предусматривает основные цели: Использовать богатое интеллектуальное наследство и накопленные знания России и ЕС в целях содействия экономическому росту с участием гражданского общества в России и ЕС и повышению уровня конкурентоспособности экономик России и Евросоюза.
Активизировать связи и обмены в сфере образования и культуры, среди молодежи, а также способствовать выявлению и применению наилучшей практики в этих областях.
Слайд 14«Дорожные карты» содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на
ближайшую перспективу взаимоотношений сторон. Их реализация, действительно, должна привести к
построению общего для ЕС и РФ пространства в четырех обозначенных сферах.
Но эти документы не закрепляют ни сроков реализации соответствующих мероприятий, ни четких механизмов контроля и ответственности.
Реализация предусмотренных ими мероприятий происходит неравномерно:
- «Общее пространство» в сфере культуры и образования является самой активно развивающейся областью взаимодействия;
- Наблюдается углубление внешнеэкономических связей между Россией и ЕС, но нельзя не отметить асимметрии в их развитии;
В рамках «дорожной карты» по «общему пространству» внешней безопасности наиболее успешно развивается сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Главным вопросом в создании пространства внешней безопасности является столкновение интересов на пересекающемся пространстве СНГ, которое превращается в долгий фактор соперничества;
В сфере внутренней безопасности заявленная цель о переходе к безвизовому режиму пока остается нереалистичной. Сохраняется недопонимание по правам человека и общим ценностям.
Слайд 15В 2007 г. закончился десятилетний срок с момента вступления в
силу СПС.
В октябре 2005 г. лидеры России и ЕС
на саммите в Лондоне приняли решение не пролонгировать СПС и заключить Новое базовое соглашение (НБС).
Переговоры по НБС начались в июле 2008 г.
В августе 2008 г. ЕС выступил с критикой действий России в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии, и переговоры по НСБ были заморожены.
Возобновились они только в ноябре 2008 г. и продолжаются до настоящего момента.
Слайд 16Таким образом, в 2000-е гг. сложилась новая схема оформления отношений
между РФ и ЕС: рост количества политических деклараций, а не
юридических соглашений между сторонами.
Слайд 17Энергетическое сотрудничество ЕС и РФ как сфера, в которой взаимная
заинтересованность сторон традиционно считается наиболее очевидной
Россия является крупнейшим импортером нефти,
нефтепродуктов, газа, урана и угля в ЕС.
Импорт энергоносителей из России в 2011 г. составил:
34% чистого импорта газа ЕС;
23% от общего потребления газа в ЕС;
33% от импорта сырой нефти ЕС;
30% от общего потребления сырой нефти в ЕС;
23% импорта нефтепродуктов ЕС;
30% импорта угля ЕС.
В ЕС поставляется 88% от общего объема экспорта нефти из России, 70% от общего объема экспорта газа и 50% от общего объема экспорта угля.
Активно развивается Энергодиалог Россия-ЕС.
Реализуются совместные проекты – «Северный поток», «Южный поток» и др.
Слайд 18Проблемы:
Асимметрия во внешней торговле: Россия экспортирует сырье, а ЕС поставляет
в Россию готовую продукцию и технологии;
«Избыточная зависимость» - более или
менее значительный спад на рынке ЕС сразу же отражается на российской экономике.
Проблема зависимости стран ЕС от поставок из России.
Слайд 19Рассмотрим материалы немецкой прессы по «газовым конфликтам» 2006 и 2009
годов между Россией и Украиной:
2006 г. - журнал «Der Spiegel»
и газета «Die Zeit» вину за конфликт, возникший между «Газпромом» и «Нафтогазом» полностью возлагают на российскую сторону, ставится под сомнение надежность России в качестве основного партнера и поставщика энергоресурсов в Европу.
Россия использовала сложившуюся ситуацию с поставкой газа в Европу как средство давления на Украину вплоть до смены власти на пророссийскую.
Кроме того, это была попытка шантажом пролоббировать строительство Северного и Южного Потоков. Поэтому в экономическом плане Россия — крайне ненадежный партнер.
Конфликт не имеет ничего общего с долгом Украины, и «Газпром» не имеет никаких экономических целей. Спору придают политическую окраску, называя его наказанием «за проведение прозападной политики».
Газовый спор показывает, насколько уязвимо положение Европы, и что пора перестать поощрять использование Россией энергоресурсов в качестве инструмента своей внешней политики.
Слайд 202009 г. - журнал «Der Spiegel», газета «Die Zeit», портал
«Deutsche Welle»:
Тема тревожной зависимости Европы от ненадежного поставщика газа
– России, которая логически связана с темой "пострадавшей» Европы. Они подчеркивают, что европейцы оказались перед лицом последствий непредсказуемости русско-украинской газовой политики.
«Газовый кризис показал насколько зависима Европа от российского газа», ЕС необходимо «больше думать об альтернативных путях поставок газа в Европу».
Москва обвиняется в невыполнении своих обязательств перед европейскими партнерами, вместе с тем, немецкие журналисты и аналитики убеждают читателей в том, что конфликт является больше политической игрой, нежели коммерческим спором.
Немецкие источники часть вины за перебои поставок газа в Европу возлагают на Украину. Так же как и Москву они подозревают Киев в политической игре. Однако в некоторых статьях можно заметить мнение о том, что Москва проводит слишком жесткую политику по отношению к Украине.