Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
Слайд 2Педагогическая ситуация – структурно-функциональная единица
педагогического процесса
Слайд 3Педагогическая ситуация
составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую
инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.
Слайд 4Педагогическая ситуация
Это активное взаимодействие личности и среды
В педагогической ситуации
внешние условия интерпретируются и педагогом и ребенком, побуждают и опосредуют
активность субъектов только в том случае, если само взаимодействие приобретает для них личностный смысл.
личностный смысл
это главная движущая сила, определяется потребностями субъекта, внутренними побуждениями, индивидуально-психологическими, личностными, деятельностными характеристиками субъектов взаимодействия .
если ситуация (хоть она и воображаемая) определяется как реальная, она становится реальной по своим последствиям (теорема американского социолога У. Томаса).
Исследователи: А. В. Филлипов, С. В. Ковалев, Н. В. Гришина, Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова и др.
Слайд 9
Практическая готовность к педагогической деятельности.
В процессе педагогической работы преподаватель
осуществляет несколько видов деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную.
Конструктивная деятельность может
быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.
Слайд 10Проблемная ситуация
ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели
посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.
Способы создания проблемных
ситуаций:
побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов;
широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опыта студентов;
поиск условий использования результата выполнения проблемного задания; побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям; выдвижение предположений;
знакомство с фактами, якобы необъяснимыми и т. д. На всем этом строится технология обучения
Слайд 11Типы проблемных ситуаций
1 тип - студенты не знают способа решения
задачи (задания), не могут ответить на проблемный вопрос - нет
знаний.
Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у студентов для объяснения нового факта;
2 тип - студенты поставлены в новые условия решения задачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми знаниями, т.е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях;
3 тип - у студентов возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
4 тип - у студентов возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.
При разрешении педагогических вопросов, задач, заданий у студентов непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Препятствие для хода мысли - это и есть проблемная ситуация.
(Махмутов М.И. Организация проблемного изучения в школе. М., 1977. С. 94-96)/
Слайд 12В основе каждой педагогической ситуации лежит противоречие
недовольство (отрицательное отношение к
кому-нибудь или чему-нибудь);
разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях,
взглядах)
противодействие (действие, препятствующее другому действию);
противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Слайд 13
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных
действий:
Обнаружение факта.
Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
Определение
характера ее содержания.
Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
Выбор способов решения педагогических задач.
Самоанализ и самооценка принятого решения.
Слайд 14классификация педагогических ситуаций В. С. Безруковой
– по месту возникновения и
протекания (на уроке, вне, на улице, дома и т.д.);
– по
степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
– по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
– по степени управляемости (жёстко заданные, неуправляемые, управляемые);
– по участникам (ученик-ученик, ученик-учитель и т.д.);
– по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
– по содержанию (учебные, проблемные, политехнические, производственно-технические);
– по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные) [1].
Слайд 15Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобская
стандартные
(ожидаемые, известные,
часто повторяющиеся)
нестандартные (сложные, редко встречающиеся, не похожие на другие)
педагогические ситуации [5].
Слайд 16Н. Бордовская и А. Реан выделяют:
– ситуации стимулирования;
– ситуации выбора;
–
ситуации успеха;
– конфликтные ситуации;
– проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных
учебных задач;
– ситуации риска;
– ситуации критики и самокритики;
– ситуации помощи и взаимопомощи;
– ситуации угрозы наказания;
– ситуации самооценки;
– ситуации общения;
– ситуации подчинения;
– ситуации убеждения;
– ситуации обвинений и выдержки;
– ситуации быстрого переключения в работе и общении;
– ситуации соревнования и соперничества;
– ситуации сопереживания;
– ситуации проявления невнимания;
– ситуации ограничения;
– игровые ситуации;
– ситуации ответственных решений;
– ситуации освоения новых способов деятельности;
– ситуации выражения веры и доверия;
– ситуации предъявления требований;
– тренинговые ситуации;
– ситуации расхолаживания дисциплины и дезорганизации [2].
Слайд 17В. А. Сластёнин
педагогические ситуации:
по месту возникновения и протекания;
по взаимодействующим субъектам и объектам;
по сущности педагогического процесса (дидактические,
воспитательные и др.);
по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др. [4].
Слайд 18И. Н. Емельянова
неопределённые (недостаточность информации)
определённые (имеется полная информация); открытые
(с точки зрения поиска альтернатив)
закрытые; конечные, предполагающие только одно
единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию,
неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения [3].
Слайд 19Педагогическая ситуация
составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую
инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.
Это концентрированное выражение
педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве.
Слайд 22Любая педагогическая ситуация по сути проблемная.
Педагогическая ситуация всегда конкретна,
может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия,
экзамена, экскурсии.
Слайд 23Педагогическая задача
Педагогическая задача
результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом.
Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков,
способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности.
Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению» и др.
Решение педагогической задачи - процесс сложный, а результат - неоднозначный, потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся».
Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному.
Слайд 24Проектирование педагогических ситуаций
это стратегия педагогической деятельности
(Б. С. Гершунский).
Однако, в реальной практике школы проектирование, как правило, связано с
распределением мероприятий и учебного материала (информации) в течение года.
Слайд 25Проектирование педагогических ситуаций
Анализ способов проектирования педагогического процесса (как решения педагогической
задачи), позволяет выделить следующие варианты проектирования:
Определение содержания воспитания, выбор видов
деятельности, методов, организационных форм деятельности, планирование деятельности субъектов и объектов воспитания, планирование обеспечения информационных потоков.
Итог – план мероприятий (Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрулекин).
Слайд 26Модель педагогической ситуации
включает в себя такие составляющие:
предпосылки,
условия
и детерминацию развития событийности
Слайд 27Педагогическая ситуация с позиций личностно-ориентированного образования
Основана на витагенном (самопознание
и саморазвитие) принципе
Включает:
событийную общность учителя и ученика, которая характеризуется
наличием общего предмета деятельности, концентрирующего в себе аксиологический, креативный и когнитивный аспекты взаимодействия
Слайд 28Слово «витагенный»
«развитие жизни» (vita — жизнь, genos — развитие).
Такое словосочетание придает понятию «развитие» совершенно иной смысл, чем это
принято в традиционном философско-психологическом человекознании.
Развитие человека — это процесс:
либо естественный — созревание и рост, либо квазие-стественный — накопление жизненного опыта, либо искусственная деятельность — целенаправленное формирование, либо все вместе взятое.
В предложенном определении развитие рассматривается как саморазвитие, т. е. как кардинальное структурное преобразование человеком своей самости.
Это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни — способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, проникать внутрь самого себя для реализации своей универсальности, осуществления духовного способа жизни.
Источник саморазвития находится внутри субъекта и представляет собой сплав его потребностей («Я хочу»), осознанных возможностей («Я могу») и ценностно— смысловых установок («Я должен»). В переживаниях «Я хочу», «Я могу» и «Я должен» оформляется и существует образ возможного будущего, который всегда заряжен движением и при определенных условиях переходит в произвольное действие или поступок, превращая человека в «субъекта поступания» (М. Бахтин). Таковым является, например, акт целеполагания. Когда мы ставим перед собой какую-то цель (не имеет значения ее масштаб), то фактически полагаем себя вовне как причину изменений, привносимых нами в мир или в самого себя. Осознанное стремление соответствовать собственным ценностным установкам относительно самого себя и доверие к себе — основной механизм саморазвития: они порождают у человека мотивы самопознания, самоопределения, самосовершенствования и самоактуализации.
Средством саморазвития выступает разум, с помощью которого человек преобразует и совершенствует себя в пространстве культуры и индивидуального исторического времени в качестве субъекта жизни, а не отчужденной активности. Достигается это тем, что разум позволяет человеку в каждый конкретный личностно значимый для него момент создавать голограмму бытия на основе трех базовых векторов его жизни: опыта жизни, жизненного опыта и витагенного опыта — и выбирать соответствующую стратегию своего поведения, «рисовать» свою судьбу.
Слайд 29Проектирование ситуаций - осуществляется мысленно,
в виде методических карточек обеспечения
занятия, в форме конспекта занятия поэтапно:
Слайд 30ВАЖНО!
При проектировании педагогических ситуаций нужен системный подход. Создавать следует не
отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций, в работе применять системы педагогических
ситуаций.
Слайд 31Главные правила создания педагогических ситуаций:
- не навредите обучающемуся, не провоцируйте
проявление негативных качеств личности, отношений;
- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения
с ориентацией на учащегося;
- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства школьникови оставляйте "закрытые зоны", предоставляя учащемуся самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.
Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать.
В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации.
Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.
Слайд 32Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель
столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие
решения.
педагогические ситуации
штатные - встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации.
нештатные – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.
Слайд 33Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных
действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера
ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Слайд 34Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
Ни один конфликт не
возникает вдруг, нечаянно, сразу. У конфликта, как и у болезни,
много схожего:
он никогда «не ходит» один (конфликтная проблема является многогранной, поэтому у каждого участника конфликтного взаимодействия есть свое видение происходящего и своя «правда».
Слайд 35Педагогическая ситуация
это способ проявления воспитательных отношений, направленных на развитие личности.
Личность проявляет себя в ситуациях, какие бы более крупные цели
педсистем и процессов перед ней ни стояли.
Благодаря ситуативности воспитательные отношения обретают форму, границы существования, структуру и механизм развития, движения.
В свою очередь, воспитательные отношения определяют основную цель любой педситуаций — развитие человека.
Слайд 361.Выявление пед. системы и ее анализ(характеристика). Необходимо определить и охарактеризовать
в конкретной ситуации структуру пед. системы (классный коллектив, ОВ, СВ,
СНВ), изучить компоненты микросреды в которую включена эта система (СНВ, внутренние и внешние связи) наметить порядок изучения ОВ в его связях и отношениях.
2.Педагогическая диагностика. Пед. диагноз – это заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые д.б. направлено пед. воздействие или которые м.б. использованы в воспитательных целях.
Диагноз состоит их 5 шагов и может быть осуществлен по следующей программе:
а) описание действий, состояний, отношений ОВ в педагогических и психологических понятиях.
Описание поступка: - действия личности, направленность, средства, результаты, - состояния личности (настроение, эмоциональное возбуждение, активность), - отношения личности (положительные и отрицательные), проявившиеся в поступке (к обществу, коллективу, воспитателям, труду, к себе…), - качества личности, проявившиеся в ситуации.
б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории.
Слайд 37Внешние причины (стимулы) поступка, внутренние личностные причины поступка, был ли
поступок нечаянным или преднамеренным, сознательным или импульсивным, случайным или типичным.
Предполагаемые мотивы поступка, влияние направленности личности, ее нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств на совершение поступка.
в) прогноз, предвидение развития событий в данной ситуации и в будущем.
Возможные варианты развития событий в данной ситуации, прогноз поведения воспитанников в будущем.
г) аргументированную пед. оценку имеющих место и прогнозируемых фактов.
Педагогическая оценка поступка: как и в какой мере поступок (действия, состояние, отношение) объекта воспитания влияет на формирование положительных качеств его личности, воздействует на других воспитанников. Оценка качеств личности, уровень их развития и педагогическую значимость. Какие внешние факторы и в какой мере причинно обусловили поступок.
д) Диагностические решения, заключение о пед. целесообразности действий воспитателя, о необходимых дальнейших действиях.
Какие действия, состояния, отношения личности, требуют пед. вмешательства, какие необходимы воздействия с целью стимулирования нужных и предупреждения нежелательных поступков. Внешние факторы, которые необходимо устранить в данной ситуации или наоборот, создать для достижения целей воспитания. Какие качества личности воспитанников необходимо развивать, изменять, какие требуют уточняющей диагностики. Какие постоянно действующие внешние факторы педагогически целесообразно сохранить и усилить, а которые устранить или ослабить.
От результата диагноза зависит определение цели и условий дальнейшего воспитания, выбор способа действия.
Слайд 38Проектирование включает:
5. Принятие решения о реализации проекта. Осуществление проекта, рефлексивный
анализ и оперативная коррекция.
Одной из особенностей данного этапа является
рефлексивный характер взаимодействия учителя и учащегося:
педагог продолжает аналитическую деятельность.
Ему необходимо иметь представление о понятийно-операциональной и мотивационно- личностной готовности учащегося к усвоению данного содержания, степень осознания смысла и значения деятельности, продуктивность и успешность познавательной, интеллектуальной активности и т.д.
Слайд 40проектирование педагогической ситуации основывается на определении предпосылок, условий и движущих
сил развития личности ребенка.
Предпосылки
Это возможности ребенка и образовательной
среды, с точки зрения их актуализации и оптимального использования педагогом в педагогической ситуации.
Слайд 41Практическая работа.
Описание ситуации по плану:
А. Текст ситуации
В. Педагогическая задача
Г.
Вопросы
Д. Варианты решения
Слайд 42Литература:
1. Безрукова, В.С. Педагогика : учебник / В.С. Безрукова. –
Екатеринбург : Издательство Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. – 320 с.
2.
Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.
3. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов / И.Н. Емельянова. – М. : Академия, 2008. – 253 с.
4. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Исаев. – М. : Академия, 2002. – 206 с.
Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1997. 100 с.
5. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981. – 120 с.