Слайд 1Перестройки генома в онтогенезе
Слайд 2Строение прокариотической клетки
Слайд 3Перестройка генома у прокариот
Геном прокариот проще, т.к. у них меньше
генов
У прокариот нет некоторых этапов онтогенеза: эмбриогенеза и дифференцировки
Вывод: регуляция
деятельности генов значительно проще ,чем у эукариот.
Однако, у бактерий при образовании спор в неблагоприятных условиях- происходят сложные перестройки генома.
Слайд 4 У бактерий в геноме присутствуют гены, ненужные в нормальных
условиях,
но необходимые для образование спор.
Эти гены в обычных условиях «разорваны» — в них вставлены участки ДНК длиной в несколько десятков тысяч пар оснований, в результате чего эти гены работать не могут. Когда возникает необходимость, внутренние участки с точностью до одного нуклеотида вырезают специальным ферментом и происходит восстановление рамки считывания гена.
Слайд 5Например, ген фермента нитрогеназы у азотфиксирующих цианобактерий.
Этот фермент восстанавливает
атмосферный азот до аммиака. Но кислород для него является ядом,
поэтому фиксация азота происходит специальными толстостенными клетками, куда кислород не проникает.
Ген нитрогеназы восстанавливается и может транскрибироваться только в этих специализированных клетках путем вырезания участков ДНК.
Слайд 6Восстановление рамки считывания
в геноме цианобактерии с помощью
вырезания участков ДНК
Слайд 7Геномные перестройки, значительно более сложные, чем у прокариот:
дифференцированные
клетки используют только небольшую часть генетической информации, содержащейся в ДНК.
Остальная часть генома оказывается «лишней».
Во многих случаях эта «лишняя» ДНК просто удаляется из клетки — происходит перестройка генома.
У некоторых червей и членистоногих генетический материал полностью сохраняется только в генеративных клетках.
У лошадиной аскариды, например, в ходе эмбрионального развития происходит удаление части ДНК.
Перестройка генома у эукариот
Слайд 8 У человеческой аскариды зигота и клетки –предшественники половых, имеют
всего две крупные хромосомы. В ходе дробления в бластомере зародыша
эти огромные хромосомы распадаются на множество фрагментов. Оставшиеся фрагменты становятся самостоятельными маленькими хромосомами.
В результате в соматических клетках остается всего около 15%генетического материала, который содержит все гены ,необходимые для нормального развития и функционирования.
В тех клетках, из которых будут развиваться гаметы, остаются две большие хромосомы с полной генетической информацией.
Слайд 9 Удаление части ДНК во время дробления зародыша лошадиной аскариды:
А
— стадия двух бластомеров;
Б — стадия четырех бластомеров.
1 — клетки — предшественники половых клеток;
2 — клетки — предшественники соматических клеток;
3 —удаляемая ДНК
Слайд 10Перестройки у инфузорий туфелек
У одноклеточных двухядерных эукариот-инфузорий на
соматические и генеративные дифференцируются не клетки, а ядра, причем в
соматическом ядре удаляется большая часть ДНК –до 95%.
Слайд 11Микронуклеус содержит полный геном, с его генов почти не считываются
мРНК и, следовательно, его гены не экспрессируются.
При
созревании макронуклеуса происходят сложные перестройки генома, именно с генов, содержащихся в этом ядре, считываются почти все мРНК; следовательно, именно макронуклеус «управляет» синтезом всех белков в клетке.
Туфелька с удаленным или разрушенным микронуклеусом может жить и размножаться бесполым путем, однако теряет способность к половому размножению. При половом размножении макронуклеус разрушается, а затем заново восстанавливается из диплоидного зачатка.
Слайд 12Удаление ДНК иногда происходит и у млекопитающих, хотя и в
меньших масштабах.
Например, при дифференцировке кроветворных клеток в
эритроциты из них полностью удаляется ядро вместе с ДНК.
Тромбоциты также не содержат ДНК.
Нет ядра и в клетках, из которых состоит хрусталик глаза.
Слайд 13Перестройки генома могут быть использованы клетками не только для необратимого
выключения части генома, но и, наоборот, для включения генов.
Наиболее сложные
изменения генома происходят у млекопитающих при формировании механизмов иммунитета
(образование антител).
Слайд 14Молекула каждого белка-иммуноглобулина (антитела с четвертичной структурой) состоит из двух
легких и двух тяжелых полипептидных цепей.
Каждая из
этих четырех цепей состоит из двух участков- неизменяемого, одинакового у всех молеукул, и вариабельного, изменяемого,
различающегося у разных антител.
/ — неизменяемая часть молекулы;
2 — вариабельная часть молекулы;
3 — тяжелая цепь; 4 — легкая цепь;
5 — участок связывания антигена (активный центр)
Слайд 15 Вариабельные участки иммуноглобулина образуют активный центр антитела,
который взаимодействует с
антигеном.
Поэтому пространственная структура активного центра создает необычайное разнообразие антител, которое
может достигать нескольких миллионов.
Геном же млекопитающих содержит всего несколько десятков тысяч генов.
/ — неизменяемая часть молекулы;
2 — вариабельная часть молекулы;
3 — тяжелая цепь; 4 — легкая цепь;
5 — участок связывания антигена (активный центр)
Слайд 16Как можно закодировать такое большое разнообразие?
В клетках млекопитающих работоспособных
генов иммуноглобулинов нет, а есть только их отдельные участки. Отдельные
участки лежат на некотором расстоянии друг от друга. При созревании клеток- предшественниц лимфоцитов происходит «сборка» генов из имеющихся «заготовок». Специальные ферменты удаляют последовательности нуклеотидов между блоками вместе с некоторыми блоками, а оставшиеся блоки сшиваются вместе. Выбор блоков, которые будут удалены, происходит случайно.
Слайд 17Образование разнообразия антител с помощью перестроек ДНК при созревании лимфоцитов
Слайд 18В результате получаются клетки, отличающиеся друг от друга набором блоков,
кодирующих легкие и тяжелые цепи иммуноглобулинов.
Для каждой из цепей
возможно более тысячи вариантов сочетания блоков.
Поскольку гены для легкой и тяжелой цепей реплицируются независимо друг от друга, число сочетаний блоков в одной молекуле превышает несколько миллионов.
Мутационный процесс создает дополнительный источник разнообразия структуры антител.
Лимфоцит с уже готовыми собранными генами может синтезировать несколько различных антител.
Поэтому для каждого поступающего в организм антигена находится лимфоцит, синтезирующий подходящее антитело, даже если организм с ним ранее не встречался.
Слайд 19Незапрограммированные перестройки генома.
К таким перестройкам относят перемещения мобильных генетических
элементов (МГЭ) –в настоящее время относят к мутациям.
Б. Мак
Клинток -лауреат Нобелевской премии , в результате генетических исследований кукурузы обнаружила возможность перемещения некоторых участков хромосом с одной хромосомы на другую. При этом изменялось функционирование генов, расположенных рядом с перемещенным участком.
Установлено, что перемещаться могут не любые участки хромосом, а имеющие определенную структуру.
Мобильные генетические элементы обнаружены у всех живых организмов.
У эукариот они могут составлять до 50% всего генома клетки.
Слайд 20Мобильные генетические элементы –МГЭ -последовательности ДНК, которые могут перемещаться внутри
генома.
Существует несколько классов мобильных элементов генома, отличающихся по строению и
способу перемещения:
Транспозоны, например, Tn5;
Инсерционные элементы, например, IS1603;
ДНК-транспозоны;
Ретротранспозоны.
Плазмиды, например, половой фактор кишечной палочки (F-плазмида);
Бактериофаги, например, Mu, интегрирующиеся случайно в участки генома;
Интроны второй группы.
Слайд 21 Хотя мобильные элементы в целом являются «генетическими паразитами», вызывая
мутации в генетическом материале организма хозяина и понижая его приспособленность
за счёт траты энергии на репликацию и синтез белков паразита, но они являются важным механизмом изменчивости и обмена генетическим материалом между организмами одного вида и разными видами.
Слайд 22& 43+Вопросы
В какой ситуации у прокариот возникают перестройки в геноме?
Когда
происходят запрограммированные и незапрограммированные перестройки генома? Чем они отличаются?
Почему любой
организм может ответить синтезом антител на попадание в него любого антигена?
Для чего сохраняются две большие хромосомы в зародышевых клетках аскариды, если в них нет генов, нужных для развития и функционирования организма?