Слайд 1Правила делопроизводства
в федеральных органах
исполнительной власти:
Основные требования к организации работы с
документами
Заместитель директора ВНИИДАД
канд. ист. наук В.Ф. Янковая
Слайд 2Правовое основание для разработки
Правил делопроизводства
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Статья 11,
п. 2: «В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации»
Слайд 3Утверждение Правил делопроизводства
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009
г. № 477 утверждены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной
власти"
Слайд 4Назначение Правил делопроизводства
Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в федеральных органах
исполнительной власти, то есть определяют принципы и правила делопроизводства, которые
являются общими для всех федеральных органов исполнительной власти и которые должны выполняться (соблюдаться) во всех федеральных органах исполнительной власти, независимо от типа (федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство), характера деятельности, структуры и других особенностей.
Слайд 5Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти
На основе Правил федеральный
орган исполнительной власти разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального
органа исполнительной власти по согласованию с Росархивом.
С принятием правил Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Минкультуры России от 08.11.2005 № 536, утратила силу (приказ Минкультуры России от 11.05.2010 № 260).
Слайд 6Постановление Правительства РФ
от 15.06.2009 г. № 477
Постановлением также внесены
изменения в типовые регламенты:
- Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
(утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 30)
- Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452)
Слайд 7Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
Старая редакция:
«11.1. Делопроизводство в
федеральных органах исполнительной власти организуется в соответствии с типовой инструкцией
по делопроизводству в федеральном органе исполнительной власти (далее - типовая инструкция), утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают свои инструкции по делопроизводству, согласованные с Федеральным архивным агентством».
Новая редакция:
«11.1. Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477. На основе указанных Правил федеральные органы исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издают инструкции по делопроизводству».
Слайд 8Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти
Старая редакция:
«2.38. Правила
организации работы с документами в федеральном органе исполнительной власти на
основании актов законодательства Российской Федерации определяются регламентом федерального органа исполнительной власти и инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате федерального органа исполнительной власти».
Новая редакция:
«2.38. Делопроизводство в федеральном органе исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477. На основе указанных Правил федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издает инструкцию по делопроизводству».
Слайд 9Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти
Старая редакция:
«2.39.
Ответственность за организацию и ведение делопроизводства в структурных подразделениях федеральных
органов исполнительной власти возлагается на руководителей этих подразделений.
Непосредственная работа по документационному обеспечению в структурных подразделениях осуществляется лицами, ответственными за делопроизводство».
Новая редакция:
«2.39. Организация и ведение делопроизводства в федеральном органе исполнительной власти осуществляются структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лицами, ответственными за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти».
Слайд 10Назначение Правил делопроизводства
Федеральным законом «Об информации…» установлено, что (ст. 11,
п. 2): «… Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными
органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти».
Следовательно: Правила предназначены для всех государственных органов (в том числе, для органов власти субъектов Российской Федерации), а также органов местного самоуправления.
Слайд 11Статус и роль Правил делопроизводства
В истории нашей страны, включая советский
период, не принималось нормативных актов по делопроизводству по статусу, равных
Правилам.
Имевшие в свое время большое значение ЕГСД (М., 1973) и ГСДОУ (М., 1988) не были нормативными документами, то есть носили рекомендательный характер.
Слайд 12Место Правил делопроизводства в нормативной базе ДОУ
Слайд 13
Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству
Постановлением Правительства от 15.06.2009
№ 477 предусмотрено:
«4. Федеральному архивному агентству до 1 января
2010 г. Утвердить методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
Слайд 14Структура Правил делопроизводства
I. Общие положения;
II. Основные понятия;
III. Создание документов
в федеральном органе исполнительной власти;
IV. Требования к организации документооборота
в федеральном органе исполнительной власти;
V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти;
VI. Особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти;
Приложение «Перечень обязательных сведений о документах, используемых в целях учета и поиска документов в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти».
Слайд 15Раздел I. Общие положения
1. Правила устанавливают единый порядок делопроизводства в
федеральных органах исполнительной власти.
2. Действие Правил не распространяется на
организацию работы с документами, содержащими государственную тайну.
3. Федеральный орган исполнительной власти на основе Правил с учетом условий и специфики своей деятельности разрабатывает инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.
Слайд 16Раздел II. Основные понятия
документирование - фиксация информации на материальных носителях
в установленном порядке;
делопроизводство - деятельность, обеспечивающая создание официальных документов
и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти;
документ - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти;
Слайд 17Раздел II. Основные понятия
документооборот - движение документов с момента их
создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело
и (или) отправки;
подлинник документа - первый или единственный экземпляр документа;
копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;
регистрация документа - присвоение документу регистрационного номера и запись в установленном порядке сведений о документе;
Слайд 18Раздел II. Основные понятия
номенклатура дел - систематизированный перечень наименований дел,
формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков
их хранения;
дело - совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности федерального органа исполнительной власти;
служба делопроизводства - структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, а также лица, ответственные за ведение делопроизводства в других структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти.
Слайд 19Раздел III. Создание документов в федеральном органе исполнительной власти
Установлены требования
к бланкам документов и состав реквизитов документов
Документы, создаваемые в федеральном
органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) или А5 (148 х 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.
Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти.
Слайд 20Раздел III. Создание документов
в федеральном органе исполнительной власти
Состав реквизитов документов,
создаваемых в федеральном органе власти:
Государственный герб РФ;
наименование федерального органа
исполнительной власти;
должность
лица,
подписавшего документ;
подпись должностного лица;
вид документа;
место составления (издания)
документа;
справочные данные о федеральном
органе исполнительной власти;
адресат;
дата документа;
регистрационный номер документа;
наименование документа;
текст документа;
ссылка на исходящий номер
и дату документа адресанта;
отметка о наличии приложений;
гриф согласования;
гриф утверждения;
виза;
оттиск печати;
отметка о заверении копии;
отметка об исполнителе;
указания по исполнению документа;
отметка о контроле документа;
отметка об исполнении документа;
отметка о конфиденциальности.
Слайд 21Раздел IV. Требования к организации документооборота в федеральном органе исполнительной
власти
Подчеркнута роль службы делопроизводства:
«14. Документы, поступающие в федеральный
орган исполнительной власти, проходят в службе делопроизводства первичную обработку, регистрацию, предварительное рассмотрение, передачу руководству на рассмотрение, передаются исполнителям и после исполнения помещаются в дела»
«18. Зарегистрированные документы передаются службой делопроизводства на рассмотрение руководителю федерального органа исполнительной власти или по решению руководителя федерального органа исполнительной власти иным должностным лицам федерального органа исполнительной власти. Документы с указаниями по исполнению передаются службой делопроизводства исполнителям»
Слайд 22Раздел IV. Требования к организации документооборота в федеральном органе исполнительной
власти
Подчеркнута роль службы делопроизводства:
«20. Документы после их подписания
руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти передаются в службу делопроизводства для регистрации и отправки».
«21. Служба делопроизводства осуществляет проверку правильности оформления документа, комплектности документа и соответствия количества экземпляров документа списку рассылки. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю».
«24. В федеральном органе исполнительной власти службой делопроизводства ведется учет поступающих, создаваемых и отправляемых документов. Данные о количестве документов обобщаются, анализируются службой делопроизводства и представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке».
Слайд 23Раздел IV. Требования к организации документооборота в федеральном органе исполнительной
власти
Определен состав обязательных сведений о документах, используемых в системах электронного
документооборота (СЭД) в целях учета и поиска документов (п. 25).
В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться дополнительные сведения о документах (п. 25 Правил).
Слайд 24Состав обязательных сведений
о документах, используемых в СЭД
1. Адресант
2. Адресат
3.
Должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего документ
4. Вид документа
5. Дата
документа
6. Номер документа
7. Дата поступления документа
8. Входящий номер документа
9. Ссылка на исходящий номер и дату документа
10. Наименование текста
11. Индекс дела
12. Сведения о переадресации документа
13. Количество листов основного документа
14. Количество приложений
15. Общее количество листов приложений
16. Указания по исполнению документа
17. Должность, фамилия и инициалы исполнителя
18. Отметка о конфиденциальности
Слайд 25Раздел V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
Федеральный орган исполнительной власти:
а) формирует свой документальный
фонд из образующихся в процессе его деятельности документов;
б) разрабатывает и утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела перечень документов, образующихся в процессе его деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения (п. 26).
Слайд 26Раздел V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
Формирование документального
фонда федерального органа исполнительной власти осуществляется службой
делопроизводства путем составления номенклатуры дел, формирования и оформления дел, обеспечения их сохранности, учета и передачи дел в архив федерального органа исполнительной власти.
Слайд 27Раздел V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
Номенклатура дел федерального
органа исполнительной власти:
- один раз в 5 лет согласовывается с
ЭПК федерального гос. архива, в который передаются на постоянное хранение документы Архивного фонда Российской Федерации;
- утверждается руководителем после согласования с ЦЭК федерального органа исполнительной власти не позднее конца текущего года и вводится в действие с 1 января следующего года.
Слайд 28Раздел V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
Определен
порядок передачи дел в архив:
«34. Дела постоянного и
временного (свыше 10 лет) хранения передаются в архив федерального органа исполнительной власти не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 3 года со дня начала их использования или хранения в структурных подразделениях. Передача дел в архив федерального органа исполнительной власти производится на основании описей дел постоянного хранения, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, составляемых в структурных подразделениях федерального органа исполнительной власти. Дела временного (до 10 лет включительно) хранения в архив федерального органа исполнительной власти не передаются и подлежат уничтожению в установленном порядке»
Слайд 29Раздел V. Документальный фонд федерального органа исполнительной власти
Порядок составления номенклатуры
дел и описей дел, формирования и оформления дел, а также
уничтожения дел временного хранения в федеральном органе исполнительной власти определяется федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела.
Слайд 30
Раздел VI. Особенности работы с электронными документами
1. Электронные документы
создаются, обрабатываются и хранятся в системе электронного документооборота федерального органа
исполнительной власти (п. 37 Правил).
2. Для подписания электронных документов федерального органа исполнительной власти используются ЭЦП (п. 38).
Используемые средства ЭЦП должны быть сертифицированы.
При рассмотрении и согласовании электронных документов в СЭД могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых ЭЦП не используется (п. 38, 39);
Прием и отправка электронных документов осуществляются службой делопроизводства.
При получении электронных документов служба делопроизводства осуществляет проверку подлинности электронной цифровой подписи (данное положение соответствует Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи»).
Слайд 31Раздел VI. Особенности работы с электронными документами
При передаче электронных документов
на рассмотрение руководителя федерального органа исполнительной власти, в структурные подразделения
и ответственным исполнителям, при отправке электронных документов и их хранении вместе с электронными документами передаются (хранятся) их регистрационные данные (п. 42).
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 регистрационные данные составляют часть метаданных электронного документа.
Слайд 32Раздел VI. Особенности работы с электронными документами
Исполненные электронные документы систематизируются
в дела в соответствии с номенклатурой дел федерального органа исполнительной
власти. При составлении номенклатуры дел указывается, что дело ведется в электронном виде. Электронные документы подлежат хранению в течение сроков, предусмотренных для аналогичных документов на бумажном носителе.
После истечения срока хранения электронные документы подлежат уничтожению на основании акта о выделении их к уничтожению, утверждаемого руководителем федерального органа исполнительной власти (п. 44-47 Правил).
Слайд 33Методические рекомендации
Приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76
утверждены Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных
органах исполнительной власти».
Слайд 34Развитие нормативной базы ДОУ
В целях внедрения системы межведомственного электронного документооборота
(МЭДО) Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 2009
г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
Слайд 35Положение о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ
от 22.09.2009 № 754)
Межведомственный электронный документооборот (МЭДО)
представляет собой взаимодействие федеральных информационных систем электронного документооборота.
Участниками МЭДО являются федеральные органы государственной власти, Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации.
Слайд 36Положение о системе межведомственного электронного документооборота
МЭДО дает участникам возможность:
а) направлять
и получать в электронной форме решения и поручения Президента
РФ и Правительства РФ;
б) получать информацию о ходе рассмотрения федеральными органами исполнительной власти электронных сообщений, в том числе поручений Президента РФ и Правительства РФ;
в) направлять в электронной форме доклады Президенту РФ и Правительству РФ;
г) вносить в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, в том числе в электронной форме;
д) осуществлять согласительные процедуры по проектам нормативных правовых актов в электронной форме.
Слайд 37Положение о системе межведомственного электронного документооборота
МЭДО осуществляется посредством обмена электронными
сообщениями.
Электронное сообщение
Присоединенные файлы - электронная копия (электронный образ) документа
или электронный документ, и реквизиты, описанные с помощью языка XML. Формат файлов должен соответствовать национальным или международным стандартам либо иметь открытый исходный код и открытую структуру.
1. Сопроводительная (адресная) часть
2. Содержательная часть: текст сообщения или текст сообщения с присоединенными файлами
Слайд 38Положение о системе межведомственного электронного документооборота
Отправитель электронного сообщения, содержащего электронную
копию документа, несет ответственность за соответствие содержания электронной копии содержанию
подлинника документа на бумажном носителе.
Регистрация (учет) электронных сообщений в федеральной информационной системе электронного документооборота участника межведомственного электронного документооборота осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству этого участника.
Слайд 39Электронные документы при предоставлении государственных услуг
Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 210-ФЗ
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон
от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Распоряжение Правительства РФ от 25.06.2009 № 872-р [Перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)].
Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг».
Слайд 40Электронные документы при предоставлении государственных услуг
Закон регулирует отношения, возникающие в
связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной
власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления.
Заявление, а также иные документы могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Слайд 41Электронные документы при предоставлении государственных услуг
При предоставлении государственных и муниципальных
услуг в электронном виде осуществляются:
1) предоставление информации заявителям и обеспечение
доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных органов и организаций, участвующих в предоставлении услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Слайд 42Электронные документы при предоставлении государственных услуг
Универсальная электронная карта - материальный
носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной
формах информацию о пользователе картой и используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных законодательством, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.
Слайд 43Архивное хранение электронных документов
ФЗ от 25.10.2005 № 125-ФЗ
«Об архивном деле
в Российской Федерации»:
«Ст. 5. В состав Архивного фонда Российской Федерации
входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, … кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы…».
Слайд 44Архивное хранение электронных документов
ФЗ от 25.10.2005 № 125-ФЗ
«Об архивном деле
в Российской Федерации» (ст. 24, 26):
Доступ к архивным документам
обеспечивается:
1) путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;
2) путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;
3) путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.
Запросы и обращения пользователей могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Слайд 45
Выводы
Необходимо развитие нормативной базы в следующих направлениях:
1. Определение условий, при
которых документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления
могут создаваться и обращаться только в электронной форме, то есть без первоначального создания документа на бумажном носителе;
2. Регламентация правил применения электронной подписи или иных способов подтверждения действий с электронными документами на всех этапах их жизненного цикла, включая электронное рассмотрение, электронное согласование, подписание, утверждение документов, а также передачу на хранение в архив и последующее использование.
3. Регламентация правил хранения электронных документов в делопроизводстве и в архивах организаций.