Разделы презентаций


Предмет, задачи, методология психологии

Содержание

Специальная психология- область психологии развития«Область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых - в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Предмет и задачи специальной психологии
Специальная психология долгое время была составной

частью дефектологии– интегративной области научных
знаний, охватывающую проблемы разностороннего
изучения, образования,

подготовки к труду и
самостоятельной жизни в обществе детей и
взрослых с нарушениями физического и
умственного развития.

(специальная педагогика; нейрофизиологические и клинические аспекты изучения нарушений развития; социологическая проблематика и разработка технических средств коррекции и компенсации)

Предмет и задачи специальной психологииСпециальная психология долгое время была составной частью дефектологии– интегративной области научныхзнаний, охватывающую проблемы

Слайд 2Специальная психология- область психологии развития


«Область психологии развития,
которая изучает проблемы


развития людей с физическими и
психическими недостатками,
определяющими потребность
детей

в особых условиях обучения
и воспитания и потребность
взрослых - в особых формах
психологического сопровождения»
(Гончарова, 2002).



«Изучение психического развития
в стесненных обстоятельствах»,
при которых нарушенное развитие
понимается как «стойкое
изменение параметров актуального
функционирования психики
и темпов ее возрастной динамики,
достоверно отличающихся от
средних значений, характерных
для данного возраста»
(Сорокин, 2003, с.19)

Специальная психология- область психологии развития«Область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками,

Слайд 3Психология особых состояний, атипичного развития
«Наука, занимающаяся изучением
закономерностей атипичного развития,

его
проявлений и влияния на жизненный путь
человека… Предметом специальной


психологии являются «закономерности
атипичного развития, его причины и
механизмы, особенности освоения
социокультурного опыта людьми с
атипиями (отклонениями и нарушениями
психического развития), в частности
закономерности спонтанного и
направленного познания окружающего
мира, приобретения практического опыта,
социализации и тех изменений в психике,
которые происходят в процессе
корректирующего воздействия
специалистов» (Усанова, 2006, с.12)





«Психология особых состояний,
возникающих преимущественно в
детском и подростковом возрасте
под влиянием различных групп
\факторов (органической или
функциональной природы) и
проявляющихся в замедлении или
выраженном своеобразии
психосоциального развития
ребенка, затрудняющих его
социально-психологическую
адаптацию, включение в
образовательное пространство и
дальнейшее профессиональное
самоопределение»
(Кузнецова, 2002, с.10).


Психология особых состояний, атипичного развития«Наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь

Слайд 4В зарубежной психологии
«Область внутри поля педагогической психологии, занимающаяся особым ребенком.

Некоторые ее аспекты являются в высшей степени теоретическими и сосредоточены

на познавательных и перцептивных возможностях таких детей, другие компоненты – более прикладные и концентрируются на проблемах их обучения (Лондонский психологический словарь А.Ребера 1999 г - перевод В.Лубовского).
В зарубежной психологии«Область внутри поля педагогической психологии, занимающаяся особым ребенком. Некоторые ее аспекты являются в высшей степени

Слайд 5Специальная психология как самостоятельная отрасль (область) психологической науки
Самостоятельная отрасль

психологической науки,
изучающая закономерности
психического развития и
особенности психической
деятельности

детей и взрослых с
психическими и физическими недостатками

В.И.Лубовский, 2003, с. 14.





Специальная психология как самостоятельная отрасль (область) психологической науки Самостоятельная отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и

Слайд 6Направления специальной психологии:
психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология);
психология

слепых и слабовидящих (тифлопсихология);
психология слепоглухих;

психология детей с недостатками речи,


психология детей с задержкой психического развития,

психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата,
психология детей с эмоциональными нарушениями
Направления специальной психологии:психология умственно отсталых (олигофренопсихология);психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология);психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология);психология слепоглухих; психология детей

Слайд 7Связь с другими науками
Специальная психология традиционно остается тесно связанной с

нейрофизиологией, с медициной ( с медицинской генетикой, психиатрией и неврологией,

а ее отдельные области - с офтальмологией, отоларингологией и ортопедией).
Специальная психология тесно связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и клиническая психология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
Связь с другими наукамиСпециальная психология традиционно остается тесно связанной с нейрофизиологией, с медициной ( с медицинской генетикой,

Слайд 8Распространенность нарушений развития
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450

миллионов людей с нарушениями психического и физического развития.
Это составляет

одну десятую часть жителей нашей планеты.
10–11% всей детской популяции имеют проблемами развития и нуждаются в специальной условиях образования.
Распространенность нарушений развитияПо данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического

Слайд 9Типология нарушений развития
1. По характеру нарушенных функций
сенсорные (нарушение зрения, слуха),


двигательные,
речевые,
интеллектуальные (умственная отсталость и задержка психического развития),


эмоциональные и поведенческие.
Типология нарушений развития1. По характеру нарушенных функцийсенсорные (нарушение зрения, слуха), двигательные, речевые, интеллектуальные (умственная отсталость и задержка

Слайд 102. По сложности нарушений
изолированным (единичным) - нарушение какой-то одной системы

организма

осложненным - нарушение, при котором один и тот же патогенный

агент вызывает одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма человека

сложным (множественным) - нарушение двух или более систем организма у одного человека

2. По сложности нарушенийизолированным (единичным) - нарушение какой-то одной системы организмаосложненным - нарушение, при котором один и

Слайд 113. По времени наступления нарушений

врожденные
приобретенные в

раннем
дошкольном
подростковом
юношеском
зрелом
старческом возрасте
3. По времени наступления нарушенийврожденныеприобретенные в

Слайд 124. По выраженности нарушений

легкие (пограничные)

средней тяжести

глубокие

4. По выраженности нарушенийлегкие (пограничные)средней тяжестиглубокие

Слайд 135. По особенностям течения нарушений

стабильные


прогрессирующие

5. По особенностям течения нарушенийстабильные прогрессирующие

Слайд 14Понятие психического дизонтогенеза
1. Недоразвитие - общее стойкое отставание в развитии

всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Наиболее характерным примером

является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения.

2. Задержанное развитие - замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга парциального характера или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

3. Поврежденное психическое развитие— нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Пример - органическая деменция.

4. Дефицитарное психическое развитие- нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и мышечно-кинестетической системы

5. Искаженное психическое развитие — разные варианты сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами являются некоторые процессуальные наследственные заболевания ( шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов). Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Понятие психического дизонтогенеза1. Недоразвитие - общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга.

Слайд 15Методы специальной психологии
наблюдение,
самонаблюдение,
изучение продуктов деятельности (анализ письменных

работ, изучение рисунков, скульптуры и пр.),
анкетирование,
индивидуальный и групповой

лабораторный психологический эксперимент,
проективные методики,
тесты,
обучающий эксперимент,
психофизиологические методики.
Методы специальной психологии наблюдение, самонаблюдение, изучение продуктов деятельности (анализ письменных работ, изучение рисунков, скульптуры и пр.), анкетирование,

Слайд 16Особенности методов в специальной психологии
Выбор методики, связанный с особенностями конкретного

недостатка развития.
Все экспериментальные исследования должны строится как сравнительные: данные,

полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения этих же заданий сверстниками без психофизических нарушений.
Необходимо тщательное выравнивание сравниваемых групп изучаемых детей по социальным и образовательным особенностям воспитания или проведение сравнительных исследований для разных по условиям воспитания и обучения групп детей с одним видом отклоняющегося развития.
Особенности методов в специальной психологииВыбор методики, связанный с особенностями конкретного недостатка развития. Все экспериментальные исследования должны строится

Слайд 17Задачи специальной психологии
Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей

и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных

условиях.

Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития.
Разработка средств психологической коррекции недостатков развития.
Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.
Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития.
Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками.
Психологическая коррекция дезадаптации.
Задачи специальной психологии Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими

Слайд 18Теоретические основы специальной психологии
1.Общие закономерности нормального и нарушенного развития
В

развитии детей с различными физическими и умственными недостатками прослеживаются те

же основные закономерности, которым подчиняется развитие детей без каких бы то ни было дефектов
Теоретические основы специальной психологии 1.Общие закономерности нормального и нарушенного развитияВ развитии детей с различными физическими и умственными

Слайд 192.Общие закономерности нарушенного психического развития
Нарушение взаимодействия с окружающим миром)
Каждый дефект

у ребенка является сложным по структуре и состоящем из первичного

(органического) и вторичного (культурного) дефектах психического развития .
Изменения в личностном развитии ребенка
Сниженную способность к приему и переработке информации
Недостаточность словесного опосредствования
Замедленность формирования понятий и др.
2.Общие закономерности нарушенного психического развитияНарушение взаимодействия с окружающим миром)Каждый дефект у ребенка является сложным по структуре и

Слайд 203.Специфические особенности развития, свойственные только для некоторых типов нарушенного развития


у умственно отсталых детей установлена возможность образования довольно сложных условных

связей без их вербализации (с качественно иным, чем у нормально развивающихся детей, участием словесной системы)
у детей с задержкой психического развития - низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения
3.Специфические особенности развития, свойственные только для некоторых типов нарушенного развития у умственно отсталых детей установлена возможность образования

Слайд 214.Методологические принципы изучения нарушенного развития
1.Комплексность изучения ребенка, которая предполагает всестороннее

изучение ребенка специалистами разного профиля: врачей, генетиков, нейрофизиологов, педагогов-дефектологов, психологов

и социальных педагогов.

2.Системность изучения ребенка опирается на представление о системном строении психики человека и предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление связи между ними, их иерархии. Важно видеть индивидуальность ребенка как совокупность всех его позитивных и негативных проявлений, а не только нарушение развития.

3.Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание изменений, которые происходят в его развитии и учет его возрастных особенностей. Это означает необходимость повторных обследований ребенка и учет его возрастных особенностей при подборе диагностических заданий.
4.Методологические принципы изучения нарушенного развития1.Комплексность изучения ребенка, которая предполагает всестороннее изучение ребенка специалистами разного профиля: врачей, генетиков,

Слайд 224.Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка опирается на теоретическое положение

Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего

развития ребенка выявляется в процессе сотрудничества со взрослым при усвоении новых знаний и определяет его потенциальные интеллектуальные возможности или «обучаемость».


5.Принцип качественного анализа отношения ребенка к заданию, способов выполнения заданий, особенностей деятельности ребенка и его поведения во время обследования, отношения к результатам своих действий позволяет выявлять потенциальные возможности обследуемых и прогнозировать их развитие. Качественный анализ результатов выполнения диагностических заданий не исключает их количественной оценки.


6.Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных отклонений в психическом развитии на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

4.Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка опирается на теоретическое положение Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика