Слайд 1Примерная программа
по математике основного общего образования
как ведущий механизм реализации ФГОС
ООО
Слайд 2
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления,
культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной
честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение математики в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
Слайд 3служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их
логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами,
а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни.
Развитие понятия о числе в основной школе связано
с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Арифметика»
Слайд 4Содержание раздела «Алгебра»
способствует формированию у учащихся математического
аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов,
окружающей реальности.
Язык алгебры подчеркивает значение математики
как языка для построения математических моделей процессов
и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого,
в частности, для освоения курса информатики,
овладение навыками дедуктивных рассуждений.
Преобразование символьных форм вносит специфический вклад
в развитие воображения учащихся, их способностей
к математическому творчеству.
В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями
и преобразованиями, входят в содержание курса математики
на старшей ступени обучения в школе.
Слайд 5Содержание раздела «Функции»
нацелено на получение школьниками конкретных знаний
о функции как важнейшей математической модели для описания
и исследования разнообразных
процессов.
Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Слайд 6Раздел «Вероятность и статистика»
обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное
и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования
у учащихся функциональной грамотности
– умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор
и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Слайд 7Цель содержания раздела «Геометрия»
развить у учащихся пространственное воображение
и
логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости
и
в пространстве и применения этих свойств
при решении задач вычислительного
и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности
со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания,
которые находят применение как в различных математических дисциплинах,
так и в смежных предметах.
Слайд 8Особенность раздела
«Логика и множества»
является то, что представленный в нем материал
преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса.
Соответствующий материал нацелен
на математическое
развитие учащихся, формирование у них умения точно,
сжато и ясно излагать мысли
в устной и письменной речи.
Слайд 9Раздел «Математика
в историческом развитии»
предназначен для формирования представлений
о математике как части
человеческой культуры,
для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
На
него не выделяется специальных уроков,
усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
Слайд 10Требования к результатам обучения
и освоению содержания курса
Изучение математики в основной
школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном
направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Слайд 11в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики
как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Слайд 12в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение,
функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
Слайд 13в предметном направлении:
6) овладение основными способами представления и анализа статистических
данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и
о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
8) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
9) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
10) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Слайд 14Развитие личности
Методологической основой развития образного и логического мышления является переход
эмпирического мышления к теоретическому в процессе специальным образом организованной (управляемой)
учебной деятельности.
Теоретическое мышление характеризуется своими основными компонентами: анализом, рефлексией и внутренним планом действий (планированием). Показателем развития образного и логического мышления у школьников служит наличие у них умения ориентироваться в определенном содержании путем его анализа, опирающегося на рефлексию и внутренний план действий.
Слайд 15Педагогическая технология
Применительно к характеристике «педагогической технологии» мы будем исходить из
следующего определения: Педагогическая технология, в том числе и технология обучения.
Это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения, воспитания и развития, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении.
Слайд 16Структуру
учебно-исследовательской деятельности
определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции,
действия контроля и оценки.
Слайд 17Содержанием
учебно-исследовательской деятельности
являются общие способы учебных и исследовательских действий,
направленные на решение конкретно практических и теоретических задач.
Слайд 18Учебно-исследовательская деятельность
– это процесс решения поставленной проблемы на основе
самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование как результатов решения,
так и способов и процессов деятельности.