Слайд 1Проблемы развития инфраструктуры железных дорог России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Выполнили:
Березина М.
Пономарева А
Колесова А
Екатеринбург
2013
Слайд 2Краткая характеристика состояния железнодорожной инфраструктуры.
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее
- инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути
общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
Основные характеристики железнодорожной инфраструктуры приведены в табл. 1.
Слайд 4Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на отдельных направлениях
железнодорожной сети. Основная нагрузка приходится примерно на 10-процентную протяженность ее
эксплуатационной длины. Исторически примерно половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железнодорожной сети России в 2008-2009 гг. 29,6-33,4 млн. т-км на километр эксплуатационной длины эта часть дорог имеет грузонапряженность в 2 раза больше. К наиболее грузонапряженным линиям относится Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире – более 100 млн. т-км на 1 км длины).
Слайд 5Пропускная способность российских железных дорог: «узкие места».
«Узкое место» представляет собой
участок дороги со сниженной пропускной способностью по отношению к другим
участкам той же дороги.
С точки зрения исследования «узких мест» особо важен анализ пропускной способности железных дорог. Пропускная способность линии зависит от следующих основных факторов:
– технического оснащения линии (числа путей, средств СЦБ и связи, средств автоматизации управления перевозочным процессом);
– количества станций, профиля пути и др.;
– времени движения поездов по перегонам;
– организации движения поездов (типа графика);
– мощности отдельных элементов станций;
– типа и мощности используемых локомотивов;
– устройств энергоснабжения на электрифицированных дорогах;
– параметров используемых вагонов.
Слайд 6Причины возникновения «узких мест» на сети железных дорог
Анализ уровней заполнения
пропускной способности показал, что протяженность «узких мест» на сети железных
дорог ОАО «РЖД» в 2009 г. сократилась по сравнению с 2008 г. на 233 км и составила 5462 км (6,7% эксплуатационной длины железных дорог). При этом протяженность «узких мест» на основных направлениях увеличилась на 169 км и составила 3365 км (61,6% всех «узких мест»). По данным 2010 г., общая протяженность «узких мест» возросла до 6000 км, т. е. четко наметилась тенденция к росту. Основной причиной наличия «узких мест» в пропускной способности железных дорог является недостаточная пропускная способность перегонов. Причиной появления участков с заполнением пропускной способности выше допустимого уровня является также недостаточная мощность устройств тягового электроснабжения и длина приемоотправочных, сортировочных и вытяжных путей на промежуточных, участковых и сортировочных станциях.
Слайд 8 «Узкие места»на основных направлениях железнодорожной сети
Кузбасс – Дальневосточный
транспортный узел. Большие ограничения по пропускной способности Транссибирского направления обусловлены
снижением скоростей движения, вызванным дефектами больших инженерных искусственных сооружений (тоннелей и мостов). Ограничивает пропуск и обработку поездов Читинский железнодорожный узел, в результате поезда простаивают на подходах к железнодорожному узлу. Наиболее проблемными являются сортировочные станции Тайшет и Иркутск Сорт., полезная длина путей парка отправления которых не позволяет обрабатывать поезда установленного веса и длины. Необходимо также отметить износ основного оборудования хозяйства электроснабжения, устройств электрической централизации.
Слайд 9Кузбасс – Северо-Запад. «Узкие места» в работе направления обусловлены недостаточной
пропускной и перерабатывающей способностью станций Волховстрой, Бабаево, Екатеринбург Сорт. и
Пермь Сорт. Некоторые станции направления имеют недостаточное количество приемоотправочных путей длиной 1050 м, что осложняет пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов.
Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел. В связи с ростом объемов перевозок экспортно-импортных грузов возник дефицит мощности на участке Энем – Крымская. Увеличение пропускной и перерабатывающей способности необходимо на сортировочных станциях Челябинск Главный, Кинель, Краснодар Сорт., Новороссийск.
Слайд 10Север – Юг. Значительное увеличение пассажирских перевозок, развитие скоростного и
ускоренного движения пассажирских и пригородных поездов вызвали появление «узких мест»
на участках Воскресенск – Голутвин и Лихая – Кизитеринка, а также на головных пригородных зонах магистрали Москва – С.-Петербург.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ). В настоящее время участки БАМ не имеют резерва пропускной способности. Основным ограничителем являются перегоны, имеющие большую протяженность. Кроме того, пропускную способность этой магистрали ограничивают участки, где из-за нарушения межремонтных сроков имеются дефекты земляного полотна и верхнего строения пути.
Слайд 11
Алексей Миронов: К 2020 году на железной дороге может стать
больше «узких мест»
Интервью «Нового Региона» с начальником Свердловской железной дороги
А
как обстоят дела в России – мы готовы «расшивать» «узкие места»? Вообще, сколько их – таких мест по всей сети железных дорог?
– А.М. Железнодорожный транспорт в России испытывает серьезный дефицит пропускных способностей инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2012 года общая протяженность так называемых «узких мест» на сети железных дорог ОАО «РЖД» достигла 7,6 тыс. км, что соответствует 8,9% эксплуатационной длины. С учетом динамики роста объемов перевозок и сохранения тренда финансирования развития инфраструктуры протяженность «узких мест» на сети железных дорог может возрасти до 14,5 тыс. км к 2015 году и до 19,2 тыс. км – к 2020 году. Как подчеркнул гендиректор ОАО «ИЭРТ» Фёдор Пехтерев в рамках конференции «Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозок грузов добывающей и перерабатывающей промышленности: финансово-правовые аспекты» в Москве, эти показатели смогут стать серьезным ограничителем для пропуска перспективных грузопотоков, в том числе, энерго-сырьевого комплекса России.
Слайд 12Заключение
На наш взгляд, в целом железнодорожная инфраструктура в ее современном
состоянии и уровне финансирования должна справляться с грузопотоками, сложившимися в
последние годы (1,2-1,3 млрд. т по погрузке и примерно 2500-2700 млрд. т-км по грузообороту, включая маневровые работы.)
ОАО «РЖД» отмечает, что дефицит инвестиций в инфраструктуру по-прежнему велик (400 млрд. руб.); при сокращении инвестиционного ресурса в 2014-2015 гг. сеть железных дорог России будет не в состоянии обеспечить предполагаемый прирост перевозок отдельных видов грузов – угля, нефти и нефтепродуктов, руды, строительной продукции.
Слайд 13Проблемы развития инфраструктуры железных дорог России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Выполнили:
Березина М.
Пономарева А
Колесова А
Екатеринбург
2013