Слайд 1 ПРОЕКТ: «Гайд для учащихся по подготовке и выполнению заданий
второй части КИМа ЕГЭ по обществознанию»
Зюзина Елена Борисовна
Старший эксперт по
проверке работ ЕГЭ
по обществознанию
Слайд 2Задание 21-24
Работа с текстом
21-22 задания ориентированы на понимание содержание
текста, умение находить в нем необходимую информацию, а также воспроизводить
и интерпретировать текст. В 22 задании, помимо поиска информации в тексте, необходимо раскрыть смысл обществоведческого понятия, связанного с содержанием текста. (по 2 балла за задание)
23-24 задания выявляют умения аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста, приводить примеры (по 3 балла за задание)
Слайд 3Задание 21-24
Работа с текстом. Рекомендации.
Внимательно и осознанно читать текст
до конца, постараться понять его основную идею.
Соотнести содержание текста с
изученным обществоведческим материалом.
Выполнять задания к тексту строго в том в том порядке, в котором они представлены в КИМЕ.
Обращать внимание на ключевые «слова подсказки» в вопросах, которые помогут найти нужные фрагменты текста.
Аргументация предполагает обоснованное высказывание своей позиции с опорой на теоретический материал (Защите прав и свобод личности способствует эффективная работа правоохранительных органов)
Конкретные примеры предполагают умение смоделировать ситуацию или привести реальный пример, привязанный к конкретной стране, человеку, проблеме (В государстве Н. полиция пресекает правонарушения, ведёт борьбу с преступностью)
Слайд 4Пример оформления задания 21-24
21. Какие задачи норм права обозначены
в тексте? (укажите две задачи). В чем, по мнению автора,
проявляется системность права?В чем, по мнению автора, проявляется безусловный характер правовых норм?
Слайд 5Определение должно содержать указание родового понятия (обобщающего), либо синоним и
как минимум два существенных признака. Раскрытие только через этимологию слова
не оценивается.
Предложения должны быть развернуты, слова и словосочетания не оцениваются.
Рекомендации для написания понятий:
Подобрать слово-заменитель (партия-организация; система- совокупность; семья – мала группа; государство –центральный политический институт. и т.д.)
Сформулировать признаки или функции данного понятия (партия – борется за власть, объединяет единомышленников)
Задание 25
(раскрыть смысл обществоведческого понятия, составить два предложения)
Слайд 6Важно!!!
Пример:
Обратите внимание: если смысл понятия раскрыт неверно, то ученик получает
0 баллов независимо от количества и качества составленных предложений. Максимальный
балл- 4
Раскройте смысл понятия «Политический режим»
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии(-ях) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
Оформление
25. Политический режим – элемент формы государства, совокупность методов и средств реализации политической власти на определённой территории, отражающая правовое положение личности.
Главным критерием для классификации политических режимов выступает уровень прав и свобод граждан.
Тоталитарный режим характеризует полный контроль граждан за всеми сферами жизни, господство единой идеологии, однопартийная система.
Слайд 726 задание
Задание 26 – задание высокого уровня сложности. Оно проверяет
умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Примеры должны быть
сформулированы развёрнуто, слова и словосочетания не считаются примером (3 балла)
Рекомендации для выполнения задания:
1. Внимательно прочтите задание и попытайтесь понять, что от вас хотят (функции, признаки, структурные элементы какого либо явления)
2. Вначале назовите теоретический элемент, а затем приведите пример, выделив его словом пример, либо разместив в скобках.
3. Могут быть приведены как реальные примеры из общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций.
Слайд 826 задание
Пример задания и оформления ответа
Задание 26 Назовите любые три
функции выборов в демократическом обществе и проиллюстрируйте каждую из них
примером.
1) Формирование органов представительной власти на основе мнения граждан (В 2016 г. В РФ по результатам парламентских выборов четыре политические партии получили необходимое количество голосов граждан, преодолели «избирательный барьер 5 %», сформировали нижнюю палату парламента - Госдуму)
2) Расширение коммуникации между властью и обществом
(В период избирательной кампании кандидат в депутаты А. Марков провел встречи с избирателями, ответил на их вопросы, принял «наказы»)
3) Смена политической элиты и лидеров (В стране Н. в результате парламентских выборов состав депутатского корпуса значительно обновился);
4) Выборы – способ контроля граждан за властью (Граждане Украины разочаровались в политике президента П. Порошенко и на президентских выборах большинство проголосовало за оппозиционного кандидата);
Слайд 9Условие задачи предполагает формулирование четкого, однозначного ответа на вопрос по
тексту условия и его аргументацию.
Каждый «потерянный» элемент снижает балл
Максимальное количество
баллов – 3
Задание 27 –задание-задача, содержит проблемную ситуацию и вопросы .
Слайд 10Пример:
27. В стране Z выборы проводятся по общенациональному округу. Распределение
мест в парламенте осуществляется в зависимости от набранных политическими партиями
голосов при условии, что эти партии преодолели 5 % избирательный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите любое различие между этими избирательными системами. Укажите любой принцип избирательной системы в демократическом обществе.
Слайд 11Тип избирательной системы: Пропорциональная.
Другой тип: Мажоритарная избирательная система
Различие: При использовании
пропорциональной системы избиратель голосует за партийный список, при мажоритарной –
за конкретного кандидата.
Принцип: Равенство голосов.
Образец оформления ответа на 27 задание.
Слайд 1227. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал
на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу
без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре
Ключ
Задание 27
Слайд 13Задание 28. Сложный план, позволяющий раскрыть тему по существу (не
менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в
подпунктах.
Алгоритм составления:
выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу;
проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
проверить корректность формулировок.
План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса в кратких формулировках. В обязательных пунктах фиксируется сущность темы, ее специфика: важнейшие признаки, структурные элементы, функции, виды (типы) рассматриваемого социального объекта, явления, процесса.
Слайд 14
Пример оформления 28 задания
Политические партии и партийные системы
1) Понятие политической
партии
2) Основные признаки политических партий:
а) наличие общих политических взглядов и
убеждений;
б) стремление к участию во власти;
в) долговременность существования
г) наличие программы и устава
3) Функции политических партий:
а) политическая социализация
б) электоральная (подготовка и проведение предвыборных кампаний)
в) рекрутированные политической элиты;
г) выражение интересов определённой социальной группы.
д) разработка партийной идеологии
4) Классификации политических партий:
а) по составу: кадровые и массовые
б) по отношению к власти: правящие, оппозиционные
в) по отношению к закону: легальные, нелегальные
г) по идеологии: консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические.
5) Партийные системы:
а) однопартийные,
б) двухпартийные в) многопартийные
6) Особенности современной российской многопартийности.
Слайд 16«
29. Эссе
Выберите одно из предложенных высказываний и на его основе
напишите мини-сочинение».
1.«Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей (тем,
проблем) затронутых автором высказывания. Выразите своё согласие или возражение.
2. Раскройте идею (тему, проблему) с опорой на обществоведческие знания. Ключевые понятия должны быть вписаны в общий контекст рассуждения.
2. Приведите два аргумента из разных источников:
из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
из личного социального опыта, в том числе события из его жизни и жизни его родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы /театральные постановки и др.;
- из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод.
Слайд 21Основные шаги подготовки к ЕГЭ
1. На сайте ФИПИ скачать Кодификатор
(содержит перечисление тех экзаменационных блоков и конкретных тем, которые предстоит
проработать). Темы необходимо готовить последовательно по кодификатору.
2. Скачать демоверсию, изучить структуру работы, ознакомиться с заданиями, в ключе посмотреть правила оформления. Узнать, что конкретно требуется в каждом ответе, и как именно он оценивается.
3. Решать Кимы прошлых лет ( сборник тестов под редакций О. А. Котовой , Т.Е. Лисковой, демоверсии, досрочные КИМы)
4. Смотреть новости, познавательные передачи, читать СМИ в которых обсуждаются социально-политические, экономические проблемы (канал ОТР, программа «Отражение»)
5. Выделять каждый день два часа на подготовку к экзаменам.
Слайд 26Рекомендации по выполнению экзаменационной работы
Постарайтесь не волноваться, успокоиться, сосредоточиться.
Внимательно
читайте задания. Последовательно отвечайте на каждый вопрос. Структурируйте ответы, на
каждый вопрос выделяйте ответ. Пишите аккуратно и разборчиво.
Следите за временем.
ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. Нет ничего важнее, чем жизнь и здоровье человека!