Слайд 1Проект (лат. – «брошенный вперед») - замысел в виде прообраза
объекта
– план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его
создание;
- комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.
Слайд 2ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых
содержаний, технологий образования, способов педагогической деятельности и мышления (Е.И. Исаев,
В.А. Болотов, В.Р. Имакаев)
Слайд 3ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание и
практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть.
Один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов (В.И. Слободчиков)
Слайд 4ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности детей и педагогов (В.С.
Безрукова)
Слайд 5ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения
педагогической задачи, осуществляемой на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов)
Слайд 6ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической
действительности (О.Г. Прикот)
Слайд 7ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Целенаправленная деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы
(Н.О. Яковлева)
Слайд 8Пространство проекта
совокупность социально-культурных, образовательных и др. ориентиров, в границах которой
проектируется ситуация развития образовательной среды, ее институтов, процессов саморазвития взрослых
и детей (В.И. Слободчиков).
Слайд 9Замысел проекта и способ его реализации зависит от субъективных факторов
профессиональной деятельности:
от понимания автором логики педагогических целевых установок;
от позиции педагога
в поиске оптимальных и инновационных условий для их достижения;
от учета потребностей, мотивов и отношений людей, включенных в процесс педагогического взаимодействия;
от обеспечения рефлексивного развертывания одновременных и взаимосвязанных процессов проектирования и реализации.
Слайд 10Целью проектирования является решение актуальной проблемы, основанное на принципиально новом
способе ее разрешения!
Слайд 11Основные виды деятельности в проектных технологиях
Мыслительная деятельность: выдвижение идеи (мозговой
штурм), проблематизация, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), целеполагание
и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, осмысление полученных результатов самоанализ и рефлексия;
Слайд 12Презентационная деятельность: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор
способов и форм наглядной презентации продукта и результатов деятельности, изготовление
предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Слайд 13Коммуникативная деятельность: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, грамотно выстраивать дискуссию, находить консенсус;
Слайд 14Поисковая деятельность: находить информацию в различных источниках, проводить контекстный поиск,
в гипертексте, в Интернет, формулировать ключевые понятия, моделировать реализацию гипотез;
Слайд 15Информационная деятельность: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации,
представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Слайд 16Организационная деятельность: эргономическая организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор
и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение
параметров.
Слайд 17Проектные умения
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Рефлексия и самоанализ
Слайд 18Проблематизация (умения)
Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы;
Выделить и
сформулировать проблему из множества проблем (поля проблем);
Рассмотреть проблему под разными
углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определенной позиции;
Произвести сужение проблемы путем ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему;
- Из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор.
Слайд 19Целеполагание (умения)
Формулировать цель деятельности по заданному результату;
Формулировать цель
деятельности по решению проблемы;
Выбирать главную цель из нескольких, установив
их взаимосвязь. Обосновать выбор;
Провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;
Ранжировать цель:
• по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие),
• масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие),
• по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие).
Сделать сужение и расширение цели.
Слайд 20Планирование (умения)
Выстраивать задачи, исходя из формулировки цели;
Планировать поэтапное
достижение цели. Формулировать задачи для каждого этапа;
Планировать распределение деятельности
между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов;
Составлять сетевое планирование со сложной
структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач.
Выполнять графическое представление этого планирования.
Слайд 21Прогнозирование (умения)
Определить возможные варианты результатов (промежуточных и итоговых);
Спрогнозировать
возможные риски при реализации проекта;
Определить критерии и способы оценки
результатов.
Слайд 22Рефлексия и самоанализ
Анализировать результат по практической важности;
Анализировать результат по социальной
значимости;
Анализировать результат по оптимальности затрат;
Анализировать результат по степени решения проблемы;
Анализировать
результат по соответствию цели;
Оценивать результаты решения задач;
Определять дальнейшие перспективы деятельности;
Слайд 23Проектная деятельность
- это процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной
среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели и задачи, позволяющие
увидеть конкретно, какой будет эта среда, и какие отношения в ней будут преобладать.