Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ :
«ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ журналиста».
Выполнили: Свиридонова Анастасия, Скрынникова Ксения, ЖУР-3-16-01.
Проверила:
доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Виноградова Ксения Евгеньевна.
Предмет: Психология журналистики.
Санкт-Петербург, 2019.
Слайд 2Гипотеза: Большинство журналистов имеют завышенную самооценку, которая помогает им в работе.
Как отмечает
С.М. Виноградова, «психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в газетном материале,
теле- и радиопередаче. На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно-выразительных средств, придающих тексту эмоционально-экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную информацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора, комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности, экспрессии».
Слайд 3Цели и задачи исследования:
Цель данной работы заключается в изучении психологических
аспектов деятельности журналиста.
Задачи:
1) Изучить понятие самооценки личности, ее виды, уровни
и социально-психологическую сущность;
2) Изучить методики исследования самооценки личности;
3) Проанализировать уровень важности самооценки журналиста.
Слайд 4В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались
на основе сравнения себя с окружающими.
Вопросы социально-психологической природы и нравственной
основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности в достаточной степени исследованы в трудах отечественных и зарубежных специалистов: Е.Т. Соколова, А.В. Петровский, Р. Бернс и другие.
Слайд 5Термин "самооценка"
В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка
трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
А.Г. Спиркин отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И.С. Кона самооценки человека — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».
По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Слайд 6Ключевые параметры термина:
Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют
вес значимости на разных этапах становления журналиста (личности):
- оценка других
людей;
- круг значимых других или референтная группа;
- актуальное сравнение с другими;
- сравнение реального и идеального Я;
- измерение результатов своей деятельности.
Слайд 7Ключевые параметры термина:
Анализ социально-психологической литературы позволил выделить и наиболее существенные социально-психологические
факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств
личности. Эти факторы:
- социальные факторы, к которым относят: социальный статус, социальная уверенность, социальная значимость, социальную ответственность, социальные потребности, социальную отчужденность;
- личностные образования - качества личности, выступающие как фундаментальная основа развития личности.
Слайд 8План исследования:
Респонденты - 20 человек.
Студенты СЗИУ РАНХиГС факультета ФСТ направления
"Журналистика".
Методики исследования - три.
Слайд 9План исследования. Пошагово:
1. История изучения понятия, термина явления, существующие позиции.
2. Проанализировали
актуальность темы и явления "самооценка" в журналистике.
3. Рассмотрели различные методики
исследования самооценки личности, а в частности журналиста.
4. Отобрали три методики анализа для своего исследования.
5. Провели анализ результатов исследования студентов ФСТ направления "Журналистика".
6. Определили уровень самооценки журналистов и её влияние на профессиональную деятельность.
7. Подвели итоги и сопоставили с гипотизой исследования.
Слайд 10Тест для исследования самооценки (Модификация П. Пономаренко)
«Реальное Я»
Инструкция . Известно,
что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из
полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство проявляется у вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.
Описание анализа. В зависимости от позиции полюса и номера цифры делается вывод о самооценке человека. Если он САМ оценивает себя, например, по критерию общительный ставит цифру 1, то можно смело заявить, что самооценка у испытуемого адекватная либо выше среднего , в дальнейшем исходя из всех перечисленных полюсов.
Слайд 12Результаты исследования №1:
Вывод: 14 человек, были оценены как люди с
адекватной самооценкой. 2 человека близки к заниженной самооценке, 4 человека
с завышенной.
Слайд 13Тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой»
Чтобы определить уровень самооценки журналисту
предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно
3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый̆ положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл, за «нет» не присуждается ничего.
Если сумма превышает 14 баллов самооценка считается завышенной.
Если сумма от 8 до 14, то самооценка адекватная.
Если сумма ниже 8 баллов, то самооценка пониженная.
Слайд 16Результаты исследования №2:
По итогам опроса: 13 человек с адекватной самооценкой, 4
человека с завышенной самооценкой, 3 человека с заниженной самооценкой.
Слайд 17Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов,
обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в
наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.
Слайд 18Результаты исследования №3:
По итогам исследования: 10 человек с адекватной самооценкой, 5
с завышенной самооценкой и ещё 5 человек с заниженной самооценкой.
Слайд 19Вывод:
В ходе психологического исследования удалось выяснить: уровень самооценки большинства журналистов
СЗИУ РАНХиГС направления "Журналистика" вполне адекватен. Большая часть респондентов имеют
адекватную самооценку. Из чего можно сделать вывод, что гипотеза не верна.
Каждый из студентов пришёл к выводу, что психофизиологические свойства автора влияют не только на восприятие мира журналиста, но а также на качество их материалов и на восприятие их самих и текстов на аудиторию.