Слайд 1Пушкинский
Петербург
«Люблю тебя, Петра творенье»
А.С.Пушкин
Слайд 3В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни – лучшие
годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого
подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка – дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как “град Петров” и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах. Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение – Царскосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года.
Слайд 4Пушкина захватила полемика о литературе, активная борьба с архаистами. Она
накладывалась на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании
и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой поэтических образов. (“Вольность”, “Деревня”).
Слайд 5Случилось так, что приехав в Петербург в июле 1811 года,
Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных.
Спустя четверть века
поэт снова оказался на Мойке – в доме Волконских.
Слайд 6 Тесно прижавшись друг к другу, стоят на
набережной Мойки два дома: № 12 и № 14. Истории
было угодно как бы замкнуть ими круг, в котором уместилась целая эпоха — Пушкинский Петербург. Первый из них связан с нашей неослабевающей болью, неизбывной горькой памятью о предсмертных часах великого поэта. От второго начинались первые прогулки двенадцатилетнего Пушкина по городу, потому что в этом доме жил его друг на всю жизнь – Иван Пущин. Два дома на Мойке. Они стоят плечо в плечо, словно поддерживая друг друга. И нет более тихого участка на всей набережной. Как будто сама история, заботясь о нас, о том, чтобы чувства и мысли наши не вспугнули городские шумы, распахнула над домами прозрачные крылья тишины.
Слайд 7Здесь в вольнолюбивых стихотворениях для Пушкина свойственны контрасты стиля (архаическая
ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты).
Поэзия
петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий - архаической, субъективно-романтической и «прозаически»-сниженной, бытовой - уже не было следствие ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали др/др. Однако П не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор - движение к такому худ. синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений (“Руслан и Людмила” - покорилась крупная поэтическая форма - он перестал быть только поэтом-лириком).
Слайд 8Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой
ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда
я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Слайд 9«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский
одет»
Слайд 10В кабинете у Онегина:
«Янтарь на трубках Царьграда
Фарфор и бронза на
столе,
Духи в граненом хрустале»
…Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный
промысел избрав,
Изобретая для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Слайд 11День главного героя есть воплощение суеты:
«Бывало он ещё в
постели:
К нему записочки несут,
Что? Приглашения? В самом деле,
Три дома на
вечер зовут…»
Слайд 12 Существенно отличается «Петербург Онегина» и «Петербург Пушкина».
Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга, на
примере фрагментов, посвящённых театру:
«Волшебный край! Там в старые годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил…»
Слайд 13
Второй раз мы видим Петербург в восьмой главе романа.
Здесь сатира и сарказм по отношению к светскому обществу звучат
острее, значительнее психологическое отличие Онегина от «пустого света».
Образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, местами контрастностью, но и гармонической целостностью.
Слайд 16 Презентацию подготовила
ученица 9 «в» класса
Банакова Екатерина