Слайд 1Революционное народничество второй половины 60- х – начала 80- х
гг. 19 века
Слайд 3Воспоминания Кропоткина П.А.
Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет
нас мужик на дворнях. Я стал толковать ему, что податей
платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная , так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыхание..
Вопрос: Как восприняли крестьяне «хождение в народ?»
Слайд 4Предположите, насколько результативна была подобная тактика? Свой ответ обоснуйте.
Не была
результативна, поскольку:
Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне,
где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием.
Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническими усмешками.
Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам
Слайд 6Стихотворение Н.М. Минского «Последняя исповедь»
Каземат. Входит священник с распятием. За
ним видны палач в красной рубахе и солдаты.
Священник: Я мир
душе твоей несу..
Осужденный: (указывая на палача) ..А этот телу?
Ты сперва простишь,
А он потом казнит меня- не так ли?
Услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!
Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил..
Прости, господь, что родине несчастной
И в смертный час я верен остаюсь.
Что я, рабом родившись меж рабами,
Среди рабов – свободный умираю.
Прости, господь, что я к врагам народным
Всю жизнь пылал священною враждой…
..Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать.
Где происходит действие картины? Кто заключенный? Как относится к священнику заключенный?
Слайд 7Толстой Л.Н о народниках
В течение 70-х годов Толстой стал смотреть
на революционеров иначе. Продолжая считать “все насилия революционные (как и
любые другие. – Н. Т.) от Пугачева до 1 марта” 1881 г. “неразумными и недействительными” (Т. 69. С. 128–129), он преклонился перед моральной “святостью” революционеров-народников, признал их “лучшими, высоконравственными, самоотверженными, добрыми людьми”, выделяя особенно С. Л. Перовскую, Д. А. Лизогуба, В. А. Осинского (Т. 36. С. 151). Он не только скорбел о жертвах царизма (“юношу прекрасного Осинского повесили в Киеве”: Т. 63. С. 67), но и готов был оправдать их “неразумное” в принципе революционное насилие. Деятельность революционеров-пропагандистов, по его мнению, была “законною”, но “им задержали эту деятельность – явились бомбы<…> Нельзя запрещать людям высказывать друг другу свои мысли о том, как лучше устроиться. А это одно, до бомб, делали наши революционеры” (Т. 49. С. 80, 81).
Слайд 8Как и Тургенев, Толстой был полон сочувствия и симпатии к
идеалам народников и к самим их личностям, но еще жестче,
чем Тургенев, отвергал революционно-насильственные методы борьбы. Поэтому (кроме чисто цензурных затруднений) он не показывал революционеров в действии, ограничиваясь художественным воплощением их характеров, идеологии и психологии. При этом, однако, Толстой явно склонялся к выводу об исторической обусловленности “красного” террора как вынужденного противодействия террору “белому”. Вмонтированный в фабулу “Воскресения”, рассказ о казни Розовского и Лозинского был документально точен и воспринимался читателями как обвинение карательной политики царизма .
Как относился к народникам Толстой? Чем восхищали народники Толстого? Какой метод он считал правильным?
Слайд 9Отрывок из фильма «Нас венчали не в церкви»
Как относятся авторы
фильма к народникам?
Как вы воспринимаете образ «революционера – народника» в
фильме?
Слайд 10Народники – герои или террористы?