Слайд 1Лекция 5. Россия в XVII веке: от Смуты к утверждению
самодержавно-крепостнического строя
Смутное время: причины, этапы, последствия.
Социально-экономическое и государственно-политическое развитие при
первых Романовых.
Реформа патриарха Никона и церковный раскол.
Слайд 2 1. Смутное время (1598-1613): причины, этапы, последствия
В Новое время
России приходилось вступать в сложнейших условиях (следствие предшествующих времен).
В конце
XVI – начале XVII в. Россия пережила период Смутного времени (Смуты).
Смута – «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью» (В.Н.Даль)
Слайд 3Н.М.Карамзин называл Смуту «развратом всех сфер русского общества».
С.М.Соловьев также считал
причиной Смуты падение народной нравственности вследствие предыдущих правлений, но видел
в ней борьбу государственного порядка в анархией.
Дж.Беллингтон говорил о религиозной войне.
Н.И.Костомаров, Д.И.Иловайский среди причин Смуты выделяли внешнее вмешательство (интриги папства, польская интервенция).
Слайд 4В.О.Ключевский считал Смуту социальным кризисом, зародившимся в верхах и постепенно
втянувший в себя широкие слои населения.
С.Ф.Платонов писал о нескольких уровнях
социально-политического конфликта: между боярством и дворянством, помещиками и крестьянами и др.
В советский период события начала XVII в. рассматривались как форма классовой борьбы против эксплуататоров, использовалось название «крестьянская война под предводительством Болотникова и иностранная интервенция в России».
Слайд 5Многие современные историки (А.П.Новосильцев, Р.Г.Скрынников) считают Смутное время гражданской войной.
Смутное
время (Смута) – период глубокого социально-политического, экономического, династического и духовного
кризиса конца XVI – начала XVII в.: правления самозванцев, народных восстаний, разрушения государственной власти, польско-шведской интервенции, разорения страны.
Слайд 6Правление Федора Ивановича
(1584-1598)
Фактическая власть переходит к его шурину Б.Ф.Годунову.
Успехи во внешней и внутренней политике. 1591 г. отбит набег
крымского хана. По Тявзинскому миру 1595 г. со Швецией Россия вернула балтийское побережье (Ям, Копорье, Ивангород).
1595 г. учреждено патриаршество (Иов).
Основаны Тюмень, Тобольск, Сургут, Самара, Саратов, Царицын, Уфа.
Слайд 7Причины Смутного времени:
Политические: загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе (1591),
бездетного Федора Ивановича (1598) – пресеклась династия Рюриковичей: развернулась борьба
за верховную власть.
Земским собором царем избран Борис Федорович Годунов (1598-1605).
«Обстоятельства не позволили Годунову стать умиротворителем государства» (С.Ф.Платонов)
Слайд 8 Экономические: затяжной хозяйственный кризис (со времен опричнины и войн
Ивана IV) обострился из-за трех неурожайных лет (1601-1603).
Цены на зерно
выросли в 100 раз. Спекуляция, голод, эпидемии. Только в Москве умерло 127 тыс. чел., (свидетельство настоятеля Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына), всего в стране – около 1/3 населения.
Слайд 9 Внутрисословные (феодалов): рост численности служилых людей, сокращение податного населения
– переманивание крестьян крупными феодалами у более мелких.
Социальные: фактическое закрепощение
крестьянства.
В 1597 г. установлен 5-летний сыск беглых крестьян (урочные лета). Казачество – носитель антигосударственных настроений.
Слайд 10 Внешнеполитические: претензии Речи Посполитой и Швеции на русские земли
(вплоть до ликвидации Московского государства), стремление папства распространить католичество, набеги
Крымского ханства.
Духовно-нравственные: бесчинства властей (еще во времена Ивана IV), безбожное стремление феодалов лишить свои проблемы за счет народа подорвали моральные устои общества.
Слайд 11Хронологические рамки Смуты: вступление на престол Б.Годунова (1598) – освобождение
Москвы от интервентов и избрание царем Михаила Романова (1613).
Фактически
Смута продолжалась дольше: внутри- и внешнеполитическая стабилизация наступила через несколько лет (после 1617-1618).
Слайд 12Этапы Смутного времени:
Олигархический (1598-1606) – борьба за Московский престол («Смута
в верхах»).
Появление Лжедмитрия I (Ю.Б.Отрепьев), смерть Б.Ф.Годунова и воцарение самозванца
(июнь1605).
Правление Лжедмитрия I (1605-1606), его свержение в результате боярского заговора и воцарение Василия Шуйского (май 1606).
Слайд 13Социальный (1606-1610) – разрушение государственного порядка («народная Смута») и интервенция.
Массовое
движение 1606-1607 гг. во главе с «воеводой царя Дмитрия» И.И.Болотниковым
(казаки, крестьяне. Холопы, посадские люди, стрельцы и примкнувшие к ним дворяне и отдельные бояре).
Слайд 14Появление Лжедмитрия II (1607), создание Тушинского лагеря (1608).
Привлечение В.И.Шуйским шведов,
разгром В.М.Скопиным-Шуйским тушинцев, начало польско-литовской интервенции, осада Смоленска (1609).
Низложение В.И.Шуйского
и создание семибоярщины (июль 1610), приглашение на русский престол королевича Владислава, вход в Москву польского гарнизона (осень 1610).
Слайд 15Национально-освободительный (1611-1613) – изгнание интервентов и восстановление государственного порядка
1611 г
- первое ополчение (П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М.Заруцкий), падение Смоленска, захват шведами
Новгорода и побережья Финского завива.
Осень 1611 г. создание в Нижнем Новгороде второго ополчения (земского) (К.А.Минин, Д.М.Пожарский).
Слайд 16Осень 1612 г. – освобождение Москвы (26.10.1612 – капитуляция поляков
в Кремле) и созыв Земского собора.
21.02.1613 – провозглашение царем Михаила
Федоровича Романова.
Компромисс различных политических сил во имя консолидации общества: «выбрали не достойнейшего, а удобнейшего» (В.О.Ключевский).
Слайд 17Последствия Смуты:
Внутренние:
Гибель множества людей (по разным оценкам от 1/3 до
½ населения) и хозяйственное разорение («смерть и запустение»).
Дальнейшее ослабление позиций
родовитого боярства, усиление роли дворянства.
Подъём национального самосознания, понимание необходимости сильной государственной власти.
Слайд 18 Внешнеполитические: утрата Россией части западных и северо-западных территорий
Столбовский мир
1617 г.: шведы оставляли Новгород, но сохраняли за собой побережье
Финского залива.
Деулинское перемирие 1618 г.: к Речи Посполитой отошли Смоленск и Чернигов.
Слайд 192. Социально-экономическое и государственно-политическое развитие России при первых Романовых
Царствование Михаила
Федоровича (1613-1645). Опора на Боярскую думу и Земский собор. С
1619 г. Фактический правитель отец царя патриарх Филарет.
Местное управление в смешанной форме (земские и губные старосты – помощники воевод).
Слайд 20Урочные лета увеличены до 9 лет (1637), затем до 15
лет (1641).
Численность население и хозяйство восстановлены к середине XVII в.
(6,5-7 млн. чел., 250 городов, 482 монастыря).
Урбанизация – менее 5% (в Европе – 10-12%), урожайность зерновых – вдвое меньше, чем в Западной Европе.
Новые явления: а) превращение ремесла в мелкотоварное производство; б) специализация отдельных регионов;
Слайд 21в) появление мануфактур – крупных предприятий с разделением труда и
ручной ремесленной технике;
г) возникновение ярмарок – крупных сезонных центров оптовой
и розничной торговли: Макарьевская, Свенская, Ирбитская;
д) центры внешней торговли: Архангельск (с Западом),Астрахань (с Востоком).
ВВП (подушевой) России в конце XVII в. – 1,5-2 раза ниже, чем в странах Запада.
Слайд 22Алексей Михайлович (1645-1676) «Тишайший» продолжал в целом традиционную внутреннюю политику,
при нём юридически оформились самодержавие, крепостное право, сословная структура общества.
Слайд 23Соборное уложение 1649 г.
Законодательное закрепление самодержавной монархии.
Оформление сословной структуры
общества, регламентация прав и обязанностей всех сословий.
Сословие – социальная группа
с закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству занятиями, обязанностями и правами.
Слайд 24 Юридическое оформление крепостного права: закрепощение крестьянства и прикрепление жителей
посада (города) к месту жительства и «тягла».
Крепостное право – форма
наследственной зависимости крестьян: прикрепление к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Ликвидировались «белые слободы», посадские общины получали в городах исключительное право торговли и промыслов.
Слайд 25Начинается формирование элементов абсолютной монархии (абсолютизма):
Сословно-представительные учреждения постепенно теряют значение
(Земский собор 1553 г. стал последним, из Боярской выделяется Ближняя
дума), растет централизация и бюрократизация управления, появляется Приказ тайных дел (напрямую подчинённый царю).
Слайд 26Правление Федора Алексеевич (1676-1682) – усиливается тенденция к умеренной европеизации.
Введено
подворное обложение (1679-1681), растёт количество полков «иноземного строя» (в 1681
г. 63 полков – 90 тыс. солдат), отменяется местничество (1682), началось укрупнение приказов.
Разрабатываются проекты административных реформ
Слайд 273. Реформы патриарха Никона и церковный раскол
Церковная регламентация сдерживала процесс
общественных изменений.
Проникновение светских начал («обмирщение») подрывали авторитет церкви.
Доктрина «Москва –
третий Рим» изолировала Россию от внешнего мира.
Слайд 28Цели церковной реформы:
Необходимость укрепления дисциплины, нравственных устоев духовенства.
Наведения порядка в
церковных текстах, иконописи и обрядности.
(Унификация – приведение к единому образцу)
Распространение
книгопечатания открывало такую возможность
Слайд 29С конца 1640-х гг. в Москве – Кружок ревнителей древнего
благочестия (С.Вонифатьев, Ф.Ртищев, Никон, Аввакум)
Разногласия: по каким образцам –русским или
греческим – унифицировать книги, иконы и обряды.
Никон (патриарх с 1652 г) ориентировался на греческие образцы: двоеперстие заменялось троеперстием, земные поклоны – поясными,
Слайд 30движение вокруг аналоя «по Солнцу» - движением «против Солнца» и
др. Наряду с 4-, и 6-конечными разрешался 4-конечный крест, вместо
«Исус» следовало писать «Иисус», «певцы» - «песнопевцы», «вечное» - «бесконечное» и др. Иконы сохранялись лишь греческого канона.
Часть духовенства и прихожан не приняли реформу (Никон боролся с новшествами, а именно его действия воспринимались как новшества, посягавшие на веру отцов).
Слайд 31Мотивы неприятия реформы Никона:
идейные «блюстители старины» считали нововведения Никона ересью
(«греческая вера нечистая, она погубила Византию»);
б) неграмотные или малограмотные священники
вели службы «по памяти» и не хотели переучиваться;
в) насильственные методы проведения реформы (никониане пользовались поддержкой гражданских властей).
Слайд 32РПЦ раскололась на никониан и старообрядцев (староверов).
Среди староверов выделялись: Иван
Неронов, Стефан Вонифатьев, Андрей Денисов, Спиридон Потемкин.
Их идеологом стал Аввакум
(Петров).
РПЦ считала староверов не еретиками, а лишь раскольниками
Слайд 33Одни историки (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, А.В.Карташев) видели в расколе религиозно-церковное явление,
другие (Н.И.Костомаров, А.П.Щапов) – социально-политическое движение в религиозной форме.
Современные историки
(А.П.Богданов, В.И.Буганов, С.В.Бушуев) не отрицают в расколе социально-политических моментов, но не считают их главными.
Слайд 34В старообрядчестве соединились разные социальные слои:
Монахи и белое духовенство, некоторые
аристократы (боярыня Ф.П.Морозова, княгиня Е.П.Урусова), но преобладали посадские люди, стрельцы,
крестьяне (видели в расколе способ борьбы за «правду» и «волю», как сопротивление крепостническим порядкам).
Слайд 35Церковный собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию.
Староверы перестали признавать РПЦ
(в 1674 г. перестали молиться за царя).
Гонения на староверов. 14-летнее
заточение Аввакума, затем сожжение. Бегство староверов на окраины, самосожжения. Активное участие в антиправительственных выступлениях.
Раскол затронул от ¼ до 1/3 русских людей.
Слайд 36Соотношение церковной и светской власти:
Конфликт между патриархом Никоном и
царем Алексеем Михайловичем.
Церковный собор 1666-1667 гг. с участием восточных патриархов
лишил Никона патриаршества (сослан в монастырь).
Тенденция к абсолютизму предполагала неизбежное подчинение церкви государству.
Слайд 37Последствия церковного раскола:
(социокультурные):
Нарушены традиционные устои духовной жизни, толчок к общественной
мысли (почва для грядущих преобразований).
Падение авторитета РПЦ, что стало её
предпосылкой её окончательного подчинения государству.
«Раскол – основное явление русской истории» (Н.А.Бердяев)