Разделы презентаций


Сенсорные системы организма

Содержание

Анализатор — единая функциональная система, начинающаяся рецепторами и заканчивающаяся в клетках коры больших полушарий, специально приспособленная к восприятию и анализу раздражителей из внешней или внутренней среды, формированию ощущений и общего представления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сенсорные системы организма
Общие принципы строения сенсорных систем
Функции и свойства

анализаторов
Виды сенсорных систем, их возрастные особенности
2.

Сенсорные системы организмаОбщие принципы строения сенсорных систем Функции и свойства анализаторов Виды сенсорных систем, их возрастные особенности

Слайд 2Анализатор — единая функциональная система, начинающаяся рецепторами и заканчивающаяся в

клетках коры больших полушарий, специально приспособленная к восприятию и анализу

раздражителей из внешней или внутренней среды, формированию ощущений и общего представления о предмете.

Сенсорная система – анализатор с дополнительными анатомическими образованиями, которые обеспечивают передачу энергии раздражителя к рецепторам.
Анализатор — единая функциональная система, начинающаяся рецепторами и заканчивающаяся в клетках коры больших полушарий, специально приспособленная к

Слайд 3Aнализатор

Aнализатор

Слайд 4Сенсорная система

Сенсорная система

Слайд 5Функции анализаторов

Функции анализаторов

Слайд 6виды сенсорных систем

виды сенсорных систем

Слайд 7Кожно-мышечная сенсорная система
Чувствительный нерв
Оболочка мышечного рецептора
Окончания чувствительного нерва
Мышцы
Мышечные волокна
Мышцы

Кожно-мышечная сенсорная системаЧувствительный нервОболочка мышечного рецептораОкончания чувствительного нерваМышцыМышечные волокнаМышцы

Слайд 8Поверхность языка под микроскопом
Вкусовая сенсорная система

Поверхность языка под микроскопомВкусовая сенсорная система

Слайд 9Обонятельная луковица
Обонятельная сенсорная система

Обонятельная луковицаОбонятельная сенсорная система

Слайд 10Вестибулярная сенсорная система

Вестибулярная сенсорная система

Слайд 11Глаз (глазное яблоко) располагается в глазнице черепа.
Зрительная сенсорная система

Глаз (глазное яблоко) располагается в глазнице черепа.Зрительная сенсорная система

Слайд 12Наружная оболочка глаза — непрозрачная склера, или белочная оболочка, занимающая

5 / 6 его поверхности;
В своём переднем отделе

соединяется с прозрачной роговицей. Вместе они образуют роговично-склеральную капсулу глаза,выполняющую защитную функцию глаза.
Роговица имеет вид выпукло-вогнутой линзы.
Непосредственно за роговицей находится передняя камера глаза — пространство, заполненное прозрачной жидкостью – водянистой влагой.

Роговица

Наружная оболочка глаза — непрозрачная склера, или белочная оболочка, занимающая 5 / 6 его поверхности; В своём

Слайд 13Средняя - сосудистая, оболочка глазного яблока ,играет важную роль в

обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение продуктов обмена.
Она

состоит из трех частей: радужки, ресничного тела и собственно сосудистой оболочки
На внутренней поверхности этой оболочки лежит красящее вещество – черный пигмент, поглощающий световые лучи.
Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется радужкой.

Сосудистая оболочка

Радужка

Средняя - сосудистая, оболочка глазного яблока ,играет важную роль в обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение

Слайд 14Радужка (iris) – это круглая регулируемая диафрагма. Она расположена в

полости за роговицей.
Радужная оболочка придает глазу его цвет, в

зависимости от количества присутствующего пигмента. Если пигмента много, то радужная оболочка коричневая. Если же его мало, то она голубая.
В некоторых случаях пигмент вовсе отсутствует (у альбиносов) и тогда глаза имеют красный цвет, так как видны кровеносные сосуды оболочки.
Радужка (iris) – это круглая регулируемая диафрагма. Она расположена в полости за роговицей. Радужная оболочка придает глазу

Слайд 15Хрусталик - (двояковыпуклая линза)
Хрусталик состоит из центрального ядра, окруженного корковой

частью. Снаружи он окружен капсулой хрусталика.
Хрусталик не имеет сосудов и

получает необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества через окружающую жидкость (влага глазных камер и стекловидное тело).
Хрусталик - (двояковыпуклая линза)Хрусталик состоит из центрального ядра, окруженного корковой частью. Снаружи он окружен капсулой хрусталика.Хрусталик не

Слайд 16

Стекловидное тело
n = 1,336
Сетчатка
Хрусталик
n = 1,386
Влага передней камеры

n = 1,336
Воздух
n =1
Роговица
n =

1,376

Оптическую систему глаза составляют роговица, водянистая влага, хрусталик и стекловидное тело

Стекловидное телоn = 1,336СетчаткаХрусталикn = 1,386Влага передней камеры      n = 1,336Воздухn =1Роговица

Слайд 17Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза

и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке.  

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на

Слайд 18Внутренняя оболочка глаза – сетчатка - это рецепторная часть зрительного

анализатора, здесь происходит непосредственное восприятие света, биохимические превращения зрительных пигментов,

изменение электрических свойств нейронов и передача информации в центральную нервную систему.
Внутренняя оболочка глаза – сетчатка - это рецепторная часть зрительного анализатора, здесь происходит непосредственное восприятие света, биохимические

Слайд 19В сетчатке различают наружную пигментную часть и внутреннюю светочувствительную нервную

часть.
По анатомическому строению сетчатка состоит из десяти слоев, наиболее

важным из которых является слой зрительных клеток, состоящий из световоспринимающих клеток — палочек и колбочек. В них происходит преобразование физической энергии лучей света, попадающих в глаза, в нервный импульс.

Нейроны сетчатки

Палочка

Эпителий с пигментным слоем

Колбочка

Аксоны нервных узлов

Нейроны сетчатки

В сетчатке различают наружную пигментную часть и внутреннюю светочувствительную нервную часть. По анатомическому строению сетчатка состоит из

Слайд 20Колбочки - рецепторы цветового зрения
Палочки - рецепторы сумеречного зрения отвечающие

за форму
В сетчатке глаза находится примерно 140 миллионов клеток, которые

воспринимают свет, из них где-то 130 миллионов палочек и около 10 миллионов колбочек.
Колбочки - рецепторы цветового зренияПалочки - рецепторы сумеречного зрения отвечающие за формуВ сетчатке глаза находится примерно 140

Слайд 21Восприятие цвета зависит от длины световых волн и яркости света.


Наличие трёх типов колбочек даёт возможность отличать изменение яркости от

изменения длины волны.
Восприятие цвета зависит от длины световых волн и яркости света. Наличие трёх типов колбочек даёт возможность отличать

Слайд 22В центре сетчатки расположена область жёлтого пятна.
Жёлтое пятно (лат. macula

lutea) — место наибольшей остроты зрения. Имеет овальную форму, расположено

против зрачка, несколько выше места входа в глаз зрительного нерва. В клетках жёлтого пятна содержится жёлтый пигмент (отсюда название).
Примерно в 4 мм от жёлтого пятна, находится место выхода зрительного нерва, образующее диск диаметром в 1,5 мм. Это место называется слепым пятном.
Из центра диска зрительного нерва выходят сосуды — артерия и вена, которые делятся на ветви, распределяющиеся почти по всей поверхности сетчатой оболочки.

Глазное дно при осмотре
офтальмоскопом:
1 — жёлтое пятно;
2 — диск зрительного нерва;
3 — вены сетчатки;
4 — артерии сетчатки

Желтое пятно, микрофотография

В центре сетчатки расположена область жёлтого пятна.Жёлтое пятно (лат. macula lutea) — место наибольшей остроты зрения. Имеет

Слайд 24Возрастные особенности зрительного анализатора
У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем

у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у

взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

Возрастные особенности зрительного анализатора У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока –

Слайд 25В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза

двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 нед она появляется.

Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 нед после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 мин. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.
Возрастные особенности цветовосприятия. Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 мес. Именно к 6 мес жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки.
К 4 годам ребенок воспринимает все цвета. Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3

Слайд 26Наружное
Среднее
Внутреннее
Ухо
Слуховая сенсорная система

Наружное СреднееВнутреннееУхоСлуховая сенсорная система

Слайд 27 Состоит из ушной раковины и

слухового прохода,

заканчивающегося барабанной перепонкой
Ушная раковина воспринимает акустические колебания и направляет их в слуховой проход.
Наружный слуховой проход покрыт волосками , выполняющими защитную функцию. В стенках прохода имеются железы выделяющие «серу», которая задерживает пыль и обладает бактерицидными свойствами.

Наружное ухо

Состоит из ушной раковины и слухового прохода,

Слайд 28Звук проходит через слуховой проход и заставляет колебаться барабанную перепонку

подобно мембране динамиков.
Молоточек
Наковальня
Барабанная
перепонка
Мышца
напрягающая
барабанную
перепонку

Звук проходит через слуховой проход и заставляет колебаться барабанную перепонку подобно мембране динамиков.МолоточекНаковальняБарабаннаяперепонкаМышцанапрягающаябарабаннуюперепонку

Слайд 29Стремечко - самая маленькая кость в организме человека одна из

3 слуховых косточек в среднем ухе. Размер -около 3 мм,

масса- 0, 5гр .

Слуховые косточки проводят звук от барабанной перепонки к овальному окну (вход во внутреннее ухо).
При этом звук усиливается, в основном, из-за того, что площадь барабанной перепонки много больше площади овального окна.

Барабанная перепонка

Овальное окно

Стремечко - самая маленькая кость в организме человека одна из 3 слуховых косточек в среднем ухе. Размер

Слайд 30Полость среднего уха открывается евстахиевой (или слуховой) трубой в носоглотку.

Слуховая труба состоит из костной (1/3) и хрящевой (2/3) частей.

Слизистая оболочка стенок трубы выстлана реснитчатым эпителием. Диаметр её просвета составляет около 1-2 мм, а длина около 3.5 см.
Евстахиева труба выполняет важную функцию – уравнивая давление воздуха внутри и снаружи барабанной полости, предотвращает сильные деформации барабанной перепонки (в том числе её разрыв).
Глоточное отверстие слуховой трубы перекрывается клапаном, для предотвращения неприятных ощущений от вибраций человеческого голоса. Клапан открывается при зевании или глотании.
Полость среднего уха открывается евстахиевой (или слуховой) трубой в носоглотку. Слуховая труба состоит из костной (1/3) и

Слайд 31Внутреннее ухо состоит из улитки-спирали, расположенной в полости височной кости,

и нерва улитки.
Улитка состоит из трех каналов, скрученных как винтовые

лестницы, и заполненных жидкостью (перилимфой). Верхняя и нижняя лестницы сообщаются наверху улитки и имеют по отверстию у ее основания — овальное и круглое окна.


Овальное окно
(закрытое стремечком)

Основная пластинка

Круглое окно

Внутреннее ухо состоит из улитки-спирали, расположенной в полости височной кости, и нерва улитки.Улитка состоит из трех каналов,

Слайд 32Волосковые клетки через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне

16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их в электрический импульс и

передают на нервные окончания VIII пары черепномозговых нервов— преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга (височные доли коры).
Волосковые клетки через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их в

Слайд 33 Накопление в ушном проходе серы может привести


к образованию серной пробки, к ослаблению слуха.
Но удалять серу

нужно очень осторожно, так как можно повредить барабанную перепонку.
Накопление в ушном проходе серы может привести к образованию серной пробки, к ослаблению слуха.

Слайд 35После купания в ухо может попасть вода. Длительное нахождение воды

в ухе может быть причиной болей, источником инфекции уха и

даже привести к повреждению барабанной перепонки. инфекции уха и даже привести
к повреждению барабанной перепонки.
После купания в ухо может попасть вода. Длительное нахождение воды в ухе может быть причиной болей, источником

Слайд 36Острое гнойное воспаление – отит является результатом заражения барабанной перепонки

болезнетворными микробами; нередко оно возникает после инфекционных заболеваний (грипп, скарлатина,

корь, дифтерия и др.) и сопровождается разрушением барабанной перепонки. Признаки острого отита - пульсирующие боли в ухе, отдающие в голову, шум в ухе и резкое понижение слуха, повышение температуры (иногда до 40 °С), часто - выделения из больного уха.
Острое гнойное воспаление – отит является результатом заражения барабанной перепонки болезнетворными микробами; нередко оно возникает после инфекционных

Слайд 41Физиологические основы высшей нервной деятельности
Эмоции
Память
Внимание

Физиологические основы высшей нервной деятельностиЭмоцииПамятьВнимание

Слайд 42Эмоция
Особая форма психической деятельности, которая в виде непосредственного переживания

отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение

Эмоция Особая форма психической деятельности, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к

Слайд 45Функции эмоций
Отражательная
Подкрепляющая
Переключательная
Коммуникативная

Функции эмоцийОтражательнаяПодкрепляющаяПереключательнаяКоммуникативная

Слайд 46Основные эмоции человека
Интерес
Радость
Удивление
Горе, страдание
Гнев
Отвращение
Презрение
Страх
Стыд и застенчивость
Вина

Основные эмоции человекаИнтересРадостьУдивлениеГоре, страданиеГневОтвращениеПрезрениеСтрахСтыд и застенчивостьВина

Слайд 47Память
Способность клеток коры запечатлевать, хранить и по мере надобности

воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей его жизни

Память Способность клеток коры запечатлевать, хранить и по мере надобности воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей

Слайд 48ПАМЯТЬ
Память – способность организма, воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и

в последующем воспроизводить вызванные изменения функционального состояния и структуры.
ВРОЖДЕННАЯ

- генетическая - записана последовательностью нуклеотидов ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов.
ПРИОБРЕТЕННАЯ
- иммунная - способность различать и запоминать чужеродные белки.
- нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить и воспроизводить информацию.
ПАМЯТЬПамять – способность организма, воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызванные изменения функционального состояния

Слайд 49Нарушения памяти
Амнезии
Агнозии
Апраксии
Афазии
Расстройства активной речи
Нарушения восприятия речи

Нарушения памятиАмнезииАгнозииАпраксииАфазииРасстройства активной речиНарушения восприятия речи

Слайд 50Классификации видов памяти:

- по форме проявления:
1. Образная 2. Эмоциональная

3. Словесно-логическая 4.

Моторная
- по продолжительности:
Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная
- по способу реализации
1. Внутренняя 2. Произвольная и непроизвольная
3. Сознательная и латентная
- ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
1. Зрительная 2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая 5. Осязательная

Классификации видов памяти:- по форме проявления:1. Образная  2. Эмоциональная  3. Словесно-логическая

Слайд 51Временные виды памяти
Иконическая или сенсорная память - до 500 мс
Мгновенная

(иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула

в рецепторной структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является особым видом памяти, это последействие ощущений после выключения действия раздражителя.

Кратковременная память — до 10 минут. Это оперативная память, обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций.
Промежуточная память – часы, дни
Долговременная память месяцы и годы.
Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.

Временные виды памятиИконическая или сенсорная память - до 500 мсМгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка,

Слайд 52ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
1. ВОСПРИЯТИЕ
2. ПОВТОРЕНИЕ
3. ЗАПОМИНАНИЕ
4. ХРАНЕНИЕ
5. ЗАБЫВАНИЕ
6. УЗНАВАНИЕ
7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ1. ВОСПРИЯТИЕ2. ПОВТОРЕНИЕ3. ЗАПОМИНАНИЕ4. ХРАНЕНИЕ5. ЗАБЫВАНИЕ6. УЗНАВАНИЕ7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Слайд 53Вещества, обладающие свойством носителя памяти
Скотофобин(Д.Унгар), белок С-100, амелетин, белок

14-3-2, фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК, многие нейропептиды,

медиаторы и др.

Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию.
Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации.
Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации.

Вещества, обладающие свойством носителя памяти Скотофобин(Д.Унгар), белок С-100, амелетин, белок 14-3-2, фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК,

Слайд 54Мозговые структуры памяти
Процессы памяти связывают с лобной, височной и

париетальной корой, мозжечком, базальными ганглиями, лимбической системой (миндалиной, гиппокампом)

Мозговые структуры памяти Процессы памяти связывают с лобной, височной и париетальной корой, мозжечком, базальными ганглиями, лимбической системой

Слайд 55Условия наилучшего запоминания и воспроизведения информации

Условия наилучшего запоминания и воспроизведения информации

Слайд 56Ежедневно нас чему-то учат новому, а потому совсем неудивительно, что

мы постоянно забываем изученное всего неделю назад. С этим надо

что-то делать!
Ежедневно нас чему-то учат новому, а потому совсем неудивительно, что мы постоянно забываем изученное всего неделю назад.

Слайд 573аконы памяти.

3аконы памяти.

Слайд 581. Закон осмысления. 
Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче,

подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом - значит

максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления.

2. Закон интереса 
Легко запоминается интересное. Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим, что это может понадобиться для будущей работы, становится интересно.

3. Закон деятельности.

С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется.

1. Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим

Слайд 594. Закон ярких впечатлений
5. Закон готовности к запоминанию.
 Если у

человека есть мотивация к запоминанию той или иной информации, то

её усвоение происходит без всяких проблем.

То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека.

4. Закон ярких впечатлений 5. Закон готовности к запоминанию. Если у человека есть мотивация к запоминанию той или

Слайд 607. Закон одновременных впечатлений. 
Он основан на следующем: если Вам трудно

вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений.
6.

Закон усиления первоначального впечатления. 
Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.
7. Закон одновременных впечатлений. Он основан на следующем: если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум

Слайд 618. Закон последовательных впечатлений.
 Если Вы должны запомнить что-то целиком и

близко к тексту, никогда не учите частями - только все

вместе. Заучивание кусками - порочный способ запоминания.

9. Закон торможения. 
Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна "отстояться".

8. Закон последовательных впечатлений. Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями

Слайд 62Внимание
Направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной

или двигательной активности индивида.

Внимание Направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Слайд 63Основные функции внимания:
Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии

с его актуальными потребностями.

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности

на одном объекте или виде деятельности.

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Основные функции внимания:Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.Обеспечение избирательной и длительной

Слайд 64В основе физиологических механизмов внимания лежит деятельность структур мозга разного

уровня, обеспечивающих генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий.

В основе физиологических механизмов внимания лежит деятельность структур мозга разного уровня, обеспечивающих генерализованную и локальную активацию коры

Слайд 65Вклад различных отделов мозга в организацию внимания
Ретикулярная формация (РФ) –

обеспечивает состояние бодрствования и общую активацию коры

2. Таламус – отбор

информации и повышение возбудимости коркового конца анализатора

3. Гипоталамус – вегетативное обеспечение внимания

4. Лимбическая система мозга – придает вниманию эмоциональную окраску

5. Кора мозга – настраивает чувствительность таламуса и РФ к восприятию информации
Вклад различных отделов мозга в организацию вниманияРетикулярная формация (РФ) – обеспечивает состояние бодрствования и общую активацию коры2.

Слайд 66По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных

вида внимания:

Непроизвольное
Произвольное
Постпроизвольное

По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания:НепроизвольноеПроизвольноеПостпроизвольное

Слайд 67Внимание человека обладает пятью основными свойствами:
Объем
Сосредоточенность (концентрация)
Распределяемость
Устойчивость
Переключаемость

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:ОбъемСосредоточенность (концентрация)Распределяемость Устойчивость Переключаемость

Слайд 68Таблица для изучения объема внимания
3 13 6 10

34 45 9 8 1

7

35 4 17 23

2 25 5 28 33 12

19 27 21 31 48 24 20 39 38 47 36

30 43 16 37 29 42 50 15 36 40 11

46 32 44 49 22 18 41 14 26

Задача – найти возможно больше цифр подряд от 1 до 50 за одну минуту

Таблица для изучения объема внимания  3 13 6 10  34  45  9

Слайд 69Свойства внимания
Переключаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости.
Определяется по

времени, затраченному на опознание двух образов на картинках с двойственным

изображением
Свойства внимания	Переключаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости.  Определяется по времени, затраченному на опознание двух образов на

Слайд 70Формирование и развитие внимания
происходит с первых месяцев и лет

жизни.

Последовательность этапов детского внимания:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного

рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно- исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Формирование и развитие внимания происходит с первых месяцев и лет жизни. Последовательность этапов детского внимания:1. Первые недели-месяцы

Слайд 71Условия, необходимые для появления, сохранения и развития внимания
Обеспечение высокой

работоспособности всех органов и систем человека:
- правильный распорядок дня, полноценное

питание и отдых;
- своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.
- учет дневного ритма работоспособности;
чередование умственных и физических занятий.
Создание благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины, (легкий шум способствует сосредоточенности);
- обеспечение гигиенических условий работы;
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установка приоритетов деятельности (т.е, работник точно знает, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
- постановка конкретных задач;
- определение конечных целей и дробление на этапы пути ее достижения.
Условия, необходимые для появления, сохранения и развития внимания Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:- правильный

Слайд 72Все параметры внимания легко поддаются тренировке и развитию, причём для

этого не нужны какие-либо искусственные приёмы.

Все параметры внимания легко поддаются тренировке и развитию, причём для этого не нужны какие-либо искусственные приёмы.

Слайд 73Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школе
План
Гигиена как наука
Принцип построения режима

дня школьника
Требования к организации учебного процесса

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в школеПланГигиена как наукаПринцип построения режима дня школьникаТребования к организации учебного процесса

Слайд 74Гигиена – наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности

на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные научно обоснованные требования к

условиям жизни и труда
Гигиена – наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные научно

Слайд 75Гигиена детей и подростков – раздел гигиены, изучающий проблемы охраны

и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для

постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в детских учреждениях.
Гигиена детей и подростков – раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий

Слайд 76Утомление

Утомление

Слайд 78Режим дня – распределение времени на все виды суточной деятельности

и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности

Режим дня – распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья

Слайд 79Требования к учебно-воспитательному процессу

Требования к учебно-воспитательному процессу

Слайд 80Учебные помещения

Учебные помещения

Слайд 81Медицинский пункт

Медицинский пункт

Слайд 82Школьная столовая

Школьная столовая

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика