Разделы презентаций


Школа и педагогика в Западной Европе и России в Средние века

Содержание

Вопрос №1Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Школа и педагогика в Западной Европе и России в

Средние века
Учебные вопросы:

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной

Европе в Средние века.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в.
Школа и педагогика в Западной Европе и России в Средние века

Слайд 2 Вопрос №1

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в

Средние века

Вопрос №1Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века

Слайд 3476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта

дата считается датой отсчета европейского Средневеквья.
Средние века – огромный исторический

период, который охватывает более 12 столетий (с V по XVII век).
476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата считается датой отсчета европейского Средневеквья.Средние века

Слайд 4В рамках Средневековья выделяют три периода:
V-X в.в. – раннее Средневековье;
XI

– XIII в.в. – развитое или «высокое» Средневековье;
XIV – X

VI в.в. – позднее Средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
Большое влияние на западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования оказала Византия.
В рамках Средневековья выделяют три периода:V-X в.в. – раннее Средневековье;XI – XIII в.в. – развитое или «высокое»

Слайд 5В 395 г. Римская империя распалась на Западную
и Восточную

(Византийскую).
Византия была прямой наследницей
эллинско-римской культуры и образованности.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую).Византия была прямой наследницей эллинско-римской культуры и

Слайд 6Этапы развития образования и педагогической мысли в Византии
1 этап: (IV

– IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций

античной образованности.
2 этап: (IX – XII вв.) известен как наивысший подъем просвещения.
3 этап: (XII – XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
Этапы развития образования и педагогической мысли в Византии1 этап: (IV – IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего

Слайд 71-я ступень – элементарное образование

Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в

5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года.
Такое образование давалось в

школах грамоты.


Система образования в Византии

1-я ступень – элементарное образованиеОно существовало фактически повсеместно, начиналось в 5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года. Такое

Слайд 82-я ступень – образование выше элементарного

Его давали грамматические школы, которые

могли быть церковными и светскими, частными и государственными.


В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.


Система образования в Византии

2-я ступень – образование выше элементарногоЕго давали грамматические школы, которые могли быть церковными и светскими, частными и

Слайд 9

3-я ступень обучения – высшая школа

Была открыта в Константинополе в

425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать).

С IX в. ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору.
Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.


Система образования в Византии

3-я ступень обучения – высшая школаБыла открыта в Константинополе в 425 г. и называлась Аудиториум (от лат.

Слайд 10
Система образования в Византии

Система образования в Византии

Слайд 11Василий Кесарийский
Максим Исповедник
Кирилл и Мефодий
Иоанн Дамаскин
Иоанн Златоуст
Михаил Пселл

Византийские мыслители и

просветители

Василий КесарийскийМаксим ИсповедникКирилл и МефодийИоанн ДамаскинИоанн ЗлатоустМихаил ПселлВизантийские мыслители и просветители

Слайд 12Учебные книги в Западной Европе
периода раннего средневековья
Абецедарий – букварь,

содержащий только буквы и слоги
Псалтирь – книга псалмов


Учебные книги в Западной Европе периода раннего средневековьяАбецедарий – букварь, содержащий только буквы и слогиПсалтирь –

Слайд 13Церковные школы Средневековья
Приходская (с 7-12 лет);
Монастырская (с 12-18 лет);
Соборная или

епископальная (кафедральная) школа (с 18-20 лет).

Церковные школы СредневековьяПриходская (с 7-12 лет);Монастырская (с 12-18 лет);Соборная или епископальная (кафедральная) школа (с 18-20 лет).

Слайд 15Монастырские школы
Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков

религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия,

музыка.
Монастырские школыКурс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков религиозной философии. Позже в него были включены

Слайд 16Соборные школы

Преподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как

и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика,

арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме всех этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».
Соборные школыПреподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как и в римском образовании, семь свободных искусств

Слайд 17Средневековые школы в Западной Европе
Обучение во всех типах средневековых школ

было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения,

основанная на механической памяти, богослужебные книги на латинском, а не на родном языке, отсутствие коллективной работы в классе.
Неуспешность учеников в обучении порождала многочисленные наказания. Школьную жизнь характеризовало выражение «sub virga degere» - «жить под розгой».
Средневековые школы в Западной ЕвропеОбучение во всех типах средневековых школ было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому

Слайд 18Система ремесленного ученичества
Ученик
Подмастерье
Мастер

Система ремесленного ученичестваУченикПодмастерьеМастер

Слайд 19Средневековые школы в Западной Европе
Цеховые школы

Возникли в Западной Европе в

XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное

образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.
Средневековые школы в Западной ЕвропеЦеховые школыВозникли в Западной Европе в XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в

Слайд 20Гильдейские школы

Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов

(гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.
Средневековые школы

в Западной Европе
Гильдейские школыСоздавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов (гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило

Слайд 21 В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские

или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений).

В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские или бюргерские, перешедшие на содержание городских

Слайд 22Система рыцарского воспитания
Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой

езде; фехтованию; владению копьем и луком (арбалетом); плаванию; соколиной охоте;

сложению стихов в честь дамы сердца (сюзерена); игре в шахматы; а также придворному этикету.
Система рыцарского воспитанияРыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям:  верховой езде;  фехтованию;  владению копьем

Слайд 23Система рыцарского воспитания
В 21 год рыцарь принимал
посвящение


Слава требовала постоянного
подтверждения, преодоления все
новых и новых испытаний


и подвигов: войн, охот, участий
и побед в рыцарских турнирах.
Система рыцарского воспитанияВ 21 год рыцарь принимал   посвящение Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых

Слайд 24Трактат Винцента из Бове
«О наставлении сыновей
правителей и благородных

людей»


Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи:
о развитии путем

специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований;
о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.

Трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей»Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи:

Слайд 25Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей
Гуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.)

– французский философ, богослов, педагог
Написал сочинение «Дидаскалион» («искусство читать», то

есть, как учиться и как обучать), представляющее собой школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.
Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелейГуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.) – французский философ, богослов, педагогНаписал сочинение «Дидаскалион»

Слайд 26Университеты
Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые

впоследствии назвали университетами (от лат. Universilas – совокупность). Такое название

произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников (ученики называли университет «альма матер» – ласковая мать). Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.
Университеты	Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами (от лат. Universilas –

Слайд 27Салернская врачебная школа
Салернская врачебная школа –первая медицинская школа в

Западной Европе, возникшая в IX веке.
В I половине XI в.

на ее базе был основан самый первый в Европе университет (точнее, медицинский факультет).
Салернская врачебная школа Салернская врачебная школа –первая медицинская школа в Западной Европе, возникшая в IX веке.В I

Слайд 28Болонский университет
В конце XI в. болонский ритор Ирнерий, основал первую

юридическую школу. В конце XII в. школа Ирнерия превратилась в

университет – учёную корпорацию, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами.
Болонский университетВ конце XI в. болонский ритор Ирнерий, основал первую юридическую школу. В конце XII в. школа

Слайд 29Факультеты
В Болонском университете было четыре факультета, один из них, «артистический»,

считался подготовительным (изучали «семь свободных искусств»).
Лишь немногие студенты выдерживали

все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах – юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились 5 лет, а богословы – 15.
Факультеты	В Болонском университете было четыре факультета, один из них, «артистический», считался подготовительным (изучали «семь свободных искусств»). 	Лишь

Слайд 30Магистры и доктора
Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда

нового «мастера» облекали в мантию и вручали ему кольцо и

книгу – символ науки.
Магистры и доктораЗвание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда нового «мастера» облекали в мантию и вручали

Слайд 31Колледжи
Римские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества;

они строили и общежития для бедных студентов, «коллегии»; позднее доктора

стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения – колледжи.
КолледжиРимские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества; они строили и общежития для бедных студентов,

Слайд 32Сорбонна
Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным

дисциплинам, то было бы правильнее считать первым Парижский университет, основанный

в 1208 году.
В 1257 году теолог Робер де Сорбон, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей.
В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета.
В XVII веке название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет.
СорбоннаЕсли считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным дисциплинам, то было бы правильнее считать первым

Слайд 33Оксфорд
Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна. Обучение в Оксфорде велось

ещё с 1117 года.
В середине XIII века частными благотворителями

были созданы колледжи (University College, Balliol College, Merton College), чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество (сейчас в университете 38 колледжей).
Оксфорд с XIV века использует в обучении уникальную систему тьюторства – над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности
ОксфордТочная дата основания Оксфордского университета неизвестна. Обучение в Оксфорде велось ещё с 1117 года. В середине XIII

Слайд 34Кембридж
Кембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь

от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок, расположенный на реке

Кем.
Первоначально университет существовал в виде групп домов-«колледжей», в которых жили студенты и посещали лекции ученых (сейчас в университете 31 колледж).
Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж». У этих университетов имеется долгая история соперничества друг с другом.
КембриджКембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок,

Слайд 35 Вопрос №2

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с

древних времен до XVI в.

Вопрос №2Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в.

Слайд 36

Первая школа, где преподавание велось на славянском
языке, была

открыта Кириллом и Мефодием в столице
Моравского княжества Велиграде в

863г. 

Воспитание и обучение у древних славян

Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского

Слайд 37

Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в
семье.

Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалось
и домашнее обучение «мастера грамоты»

учителя учили детей
на дому. Такое обучение называли еще и «школами грамоты».

Воспитание и обучение у древних славян

Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалосьи домашнее

Слайд 38

В VI – IX вв. у восточных славян уже

обозначилась такая
форма обучения как ученичество (учащиеся жили в семье


ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте,
помогали по хозяйству, приобретали нравственно
религиозные качества, соответствующие духу новой семьи).

Воспитание и обучение у древних славян

В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения как ученичество (учащиеся

Слайд 39Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники.

При церквях и монастырях создавались школы.

Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы.

Слайд 40Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый

расцвет школьного дела.

Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела.

Слайд 41 При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа.
В повышенных школах

изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные

с греческого рукописные книги.
При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки,

Слайд 42Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего,

на проблемы воспитания.
Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся

в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах,

Слайд 43
о строении духовном («Как веровати»);
о строении мирском («Как царя чтити»);
о

поведении в гостях и за столом;
о поведении в храме;
об управлении

хозяйством («О строении домовном»);
об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»);
о соблюдении вещей;
кулинарная группа.
о строении духовном («Как веровати»);о строении мирском («Как царя чтити»);о поведении в гостях и за столом;о поведении

Слайд 44В 13-15 вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты,

но их было не достаточно, и народные массы пользовались услугами

«мастеров грамоты».  В конце 16 века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. 
В 13-15 вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было не достаточно, и народные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика