Слайд 1
Школа и педагогика в Западной Европе и России в
Средние века
Учебные вопросы:
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной
Европе в Средние века.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVI в.
Слайд 2
Вопрос №1
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в
Средние века
Слайд 3476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта
дата считается датой отсчета европейского Средневеквья.
Средние века – огромный исторический
период, который охватывает более 12 столетий (с V по XVII век).
Слайд 4В рамках Средневековья выделяют три периода:
V-X в.в. – раннее Средневековье;
XI
– XIII в.в. – развитое или «высокое» Средневековье;
XIV – X
VI в.в. – позднее Средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
Большое влияние на западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования оказала Византия.
Слайд 5В 395 г. Римская империя распалась на Западную
и Восточную
(Византийскую).
Византия была прямой наследницей
эллинско-римской культуры и образованности.
Слайд 6Этапы развития образования и педагогической мысли в Византии
1 этап: (IV
– IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций
античной образованности.
2 этап: (IX – XII вв.) известен как наивысший подъем просвещения.
3 этап: (XII – XV вв.) просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе.
Слайд 71-я ступень – элементарное образование
Оно существовало фактически повсеместно, начиналось в
5–7-летнем возрасте и длилось 2–3 года.
Такое образование давалось в
школах грамоты.
Система образования в Византии
Слайд 82-я ступень – образование выше элементарного
Его давали грамматические школы, которые
могли быть церковными и светскими, частными и государственными.
В школах обучались дети с 10–12 лет до 16–17-летнего возраста, т.е. 5–6 лет.
Система образования в Византии
Слайд 9
3-я ступень обучения – высшая школа
Была открыта в Константинополе в
425 г. и называлась Аудиториум (от лат. audire – слушать).
С IX в. ее стали именовать Магнавра (Золотая палата), по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императору.
Ведущим направлением константинопольской высшей школы было освоение античного наследия. Занятия проводились в форме публичных диспутов.
Система образования в Византии
Слайд 11Василий Кесарийский
Максим Исповедник
Кирилл и Мефодий
Иоанн Дамаскин
Иоанн Златоуст
Михаил Пселл
Византийские мыслители и
просветители
Слайд 12Учебные книги в Западной Европе
периода раннего средневековья
Абецедарий – букварь,
содержащий только буквы и слоги
Псалтирь – книга псалмов
Слайд 13Церковные школы Средневековья
Приходская (с 7-12 лет);
Монастырская (с 12-18 лет);
Соборная или
епископальная (кафедральная) школа (с 18-20 лет).
Слайд 15Монастырские школы
Курс обучения в школах состоял из грамматики, риторики, начатков
религиозной философии. Позже в него были включены арифметика, геометрия, астрономия,
музыка.
Слайд 16Соборные школы
Преподавался полный курс средневековых наук, который получил название, как
и в римском образовании, семь свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика,
арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Кроме всех этих предметов преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».
Слайд 17Средневековые школы в Западной Европе
Обучение во всех типах средневековых школ
было тяжелым испытанием для учеников. Виной этому была методика обучения,
основанная на механической памяти, богослужебные книги на латинском, а не на родном языке, отсутствие коллективной работы в классе.
Неуспешность учеников в обучении порождала многочисленные наказания. Школьную жизнь характеризовало выражение «sub virga degere» - «жить под розгой».
Слайд 18Система ремесленного ученичества
Ученик
Подмастерье
Мастер
Слайд 19Средневековые школы в Западной Европе
Цеховые школы
Возникли в Западной Европе в
XIII–XIV вв. для удовлетворения потребностей ремесленников в образовании. Давали начальное
образование. Обучение ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества.
Слайд 20Гильдейские школы
Создавались в Западной Европе в XIII–XIV вв. объединениями купцов
(гильдиями). Школы были платные. Содержание образования носило практическую направленность.
Средневековые школы
в Западной Европе
Слайд 21
В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские
или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений).
Слайд 22Система рыцарского воспитания
Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям:
верховой
езде;
фехтованию;
владению копьем и луком (арбалетом);
плаванию;
соколиной охоте;
сложению стихов в честь дамы сердца (сюзерена);
игре в шахматы;
а также придворному этикету.
Слайд 23Система рыцарского воспитания
В 21 год рыцарь принимал
посвящение
Слава требовала постоянного
подтверждения, преодоления все
новых и новых испытаний
и подвигов: войн, охот, участий
и побед в рыцарских турнирах.
Слайд 24Трактат Винцента из Бове
«О наставлении сыновей
правителей и благородных
людей»
Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи:
о развитии путем
специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований;
о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.
Слайд 25Педагогические сочинения по вопросам воспитания религиозных деятелей
Гуго Сен-Викторский (1096–1141 гг.)
– французский философ, богослов, педагог
Написал сочинение «Дидаскалион» («искусство читать», то
есть, как учиться и как обучать), представляющее собой школьную программу (семь свободных искусств) и духовное руководство. Его педагогическое рвение распространялось также на послушников, которым он посвятил самоучитель, дававший им возможность получить элементарные знания в стенах монастырей. Оставил нам копии прочитанных им курсов, большую переписку, в частности, со святым Бернаром, и духовные трактаты.
Слайд 26Университеты
Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые
впоследствии назвали университетами (от лат. Universilas – совокупность). Такое название
произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников (ученики называли университет «альма матер» – ласковая мать). Университеты учреждались церковной или светской властью. Получив специальные документы – привилегии, подписанные римскими папами или царствующими особами, они приобретали автономию. Студенты освобождались от военной службы.
Слайд 27Салернская врачебная школа
Салернская врачебная школа –первая медицинская школа в
Западной Европе, возникшая в IX веке.
В I половине XI в.
на ее базе был основан самый первый в Европе университет (точнее, медицинский факультет).
Слайд 28Болонский университет
В конце XI в. болонский ритор Ирнерий, основал первую
юридическую школу. В конце XII в. школа Ирнерия превратилась в
университет – учёную корпорацию, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами.
Слайд 29Факультеты
В Болонском университете было четыре факультета, один из них, «артистический»,
считался подготовительным (изучали «семь свободных искусств»).
Лишь немногие студенты выдерживали
все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах – юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились 5 лет, а богословы – 15.
Слайд 30Магистры и доктора
Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда
нового «мастера» облекали в мантию и вручали ему кольцо и
книгу – символ науки.
Слайд 31Колледжи
Римские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества;
они строили и общежития для бедных студентов, «коллегии»; позднее доктора
стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения – колледжи.
Слайд 32Сорбонна
Если считать университетом единую корпорацию студентов и профессоров по различным
дисциплинам, то было бы правильнее считать первым Парижский университет, основанный
в 1208 году.
В 1257 году теолог Робер де Сорбон, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей.
В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета.
В XVII веке название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет.
Слайд 33Оксфорд
Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна. Обучение в Оксфорде велось
ещё с 1117 года.
В середине XIII века частными благотворителями
были созданы колледжи (University College, Balliol College, Merton College), чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество (сейчас в университете 38 колледжей).
Оксфорд с XIV века использует в обучении уникальную систему тьюторства – над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности
Слайд 34Кембридж
Кембридж был основан в 1209, когда группа студентов Оксфорда, спасаясь
от враждебно настроенных горожан, мигрировала в городок, расположенный на реке
Кем.
Первоначально университет существовал в виде групп домов-«колледжей», в которых жили студенты и посещали лекции ученых (сейчас в университете 31 колледж).
Университеты Кембриджа и Оксфорда часто вместе называют «Оксбридж». У этих университетов имеется долгая история соперничества друг с другом.
Слайд 35
Вопрос №2
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с
древних времен до XVI в.
Слайд 36
Первая школа, где преподавание велось на славянском
языке, была
открыта Кириллом и Мефодием в столице
Моравского княжества Велиграде в
863г.
Воспитание и обучение у древних славян
Слайд 37
Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в
семье.
Воспитывали родители, прежде всего мать, развивалось
и домашнее обучение «мастера грамоты»
учителя учили детей
на дому. Такое обучение называли еще и «школами грамоты».
Воспитание и обучение у древних славян
Слайд 38
В VI – IX вв. у восточных славян уже
обозначилась такая
форма обучения как ученичество (учащиеся жили в семье
ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте,
помогали по хозяйству, приобретали нравственно
религиозные качества, соответствующие духу новой семьи).
Воспитание и обучение у древних славян
Слайд 39Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники.
При церквях и монастырях создавались школы.
Слайд 40Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый
расцвет школьного дела.
Слайд 41
При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа.
В повышенных школах
изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переводные
с греческого рукописные книги.
Слайд 42Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена, прежде всего,
на проблемы воспитания.
Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся
в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др.
Слайд 43
о строении духовном («Как веровати»);
о строении мирском («Как царя чтити»);
о
поведении в гостях и за столом;
о поведении в храме;
об управлении
хозяйством («О строении домовном»);
об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»);
о соблюдении вещей;
кулинарная группа.
Слайд 44В 13-15 вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты,
но их было не достаточно, и народные массы пользовались услугами
«мастеров грамоты».
В конце 16 века на Руси появились первые печатные книги учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров.