Слайд 1Средневековая западная философия.
Студент: Ибрагим Мусаев
Курс: II
Группа: 635 финансы
Преподаватель: Маммадова Назиле
Слайд 2План
Средневековье
Патристика и схоластика
Номинализм
Реализм
Концептуализм
Реализм в средневековой философии
Фомы Аквинский
Гуманистическая традиция
Неоплатоническая традиция
Натурфилософская традиция
Слайд 3Средневековье -- период европейской истории, занимающий отрезок времени с V
по XV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентричным.
Идея творения лежала в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляла фундамент учения о познании. История понималась средневековыми мыслителями как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.
Слайд 4 Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластикаПатристика -- этап в истории философии, охватывающий
период со II по VIII вв. Термин “патристика” (лат. patres--
отцы) обозначает совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей, так называемых “Отцов Церкви” -- Августина Блаженного, Василия Великого, Григория Нисского, Оригена и др. Ранняя патристика (II -- III вв.) носит название апологетики. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, развивавшейся под влиянием идей Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и т.д.
Слайд 5Эпоху схоластики датируют VIII -- XV вв. На этапе схоластики (греч. schola
-- ученая беседа, школа) в европейской философии происходила систематическая разработка
христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля. Цель схоластической философии заключалась в оправдании веры посредством разума, т.е. в рациональном обосновании веры в Бога и христианского вероучения. Представителями средневековой схоластики являлись И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скотт и Фома Аквинский.
Слайд 6Поиск доказательства бытия Божия и толкование догмата о троичной сущности
Бога в средневековой схоластике велись с позиций номинализма и реализма. Номинализм (лат.
nomina -- имена) связывал общие понятия (универсалии) только со сферой мышления и трактовал их как имена реально существующих единичных объектов. В истории средневековой философии его представляли И. Росцелин, У. Оккам
Слайд 7 Реализм (лат. realis -- действительный, вещественный), напротив, базировался на признании объективной
реальности универсалий. Позиция средневекового реализма, которую разделяли И. Дунс Скотт,
Ансельм Кентерберийский -- это продолжение линии Платона в философии.
Концептуализм (лат.conceptus -- понятие), развивавшийся П. Абеляром, пытался примирить номинализм и реализм.
Слайд 8Реализм в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов
решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос
об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания
Слайд 9Их крайности были преодолены Фомой Аквинским, который, опираясь на учение
Аристотеля, в XIII в. обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый
им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии. Философские воззрения Фомы Аквинского послужили основой неотомизма -- официальной философской доктрины Ватикана, возникшей в последней трети XIX в.
Слайд 10 Переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем (XIV --XVI
вв.) носит название Возрождение (или Ренесанса).
К числу отличительных особенностей философии Возрождения относятся
антропоцентризм, гуманизм, антисхоластическая направленность, пантеизм. В центре внимания в эпоху Возрождения оказался человек. Для философов эпохи Возрождения он являлся прежде всего творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец -- самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу.
Слайд 11 В качестве основных этапов в развитии философии Возрождения выделяют гуманистический, неоплатонический
и натурфилософский. Гуманистическая традиция, начало которой относится к середине XIV
в., противопоставила средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Неоплатоническая традиция, начиная с середины XV в. связана с постановкой и разработкой главным образом онтологической проблематики, со систематизацией и развитием учения Платона. Для натурфилософской традиции (2-я половина XVI века -- начало XVII века) было характерно стремление сформировать научное мировоззрение, свободное от теологии, обосновать материалистический взгляд на мир, отыскать экспериментальные методы обоснования новой космологии.
Слайд 12 Представителями философии Возрождения являлись: гуманисты А. Данте, Ф. Петрарка, Эразм
Роттердамский, Т. Мор и М. Монтень; неоплатоники Дж. Пико делла
Мирандола и Николай Кузанский; натурфилософы Н. Коперник, Дж. Бруно и Г. Галилей.
Философские поиски в Беларуси в эпоху Возрождения связаны с именами М. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного. М. Гусовский (XV -- XVI вв.) знаменует собой начальный период развития гуманистической мысли Беларуси. Ф. Скорина -- белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист и патриот, живший в 1-ой половине XVI века -- во многом содействовал развитию национальной культуры. С. Будный, разделявший позиции антитринитаризма, развивал идеи гуманизма и атеизма во 2-ой половине XVI века.
Слайд 13Заключительным этапом эпохи Возрождения стала Реформация (1-я половина XVI в.),
приведшая к созданию нового типа христианского вероучения -- протестантизма. Положения,
выдвинутые ее вождями -- М. Лютером, Ж. Кальвином -- имели не только религиозный смысл, но были наполнены социально-политическим и философским содержанием. Они знаменовали окончание эпохи Возрождения и переход к новому этапу развития европейского общества и его культуры.