Слайд 1
ТЕМА 5: Нормативная база ценообразования в строительстве
Вопросы лекции:
1. Особенности ценообразования
в строительстве
2. Нормативная база ценообразования в строительстве и сметные нормативы
Слайд 21. Особенности ценообразования в строительстве
Действующая система ценообразования в капитальном строительстве
основана на концепции рыночного ценообразования, предусматривающей установление рыночных цен на
строительную продукцию. Рыночная цена строительной продукции представляет собой среднюю стоимость строительства (реконструкции, ремонта) зданий и сооружений в конкретный период строительства на определенном рынке.
Слайд 3Факторы, влияющие на стоимость строительной продукции
Слайд 6Принципы ценообразования в строительстве
Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат
затрат в процессе строительного производства в полном объеме и прибыль
в объеме нормы, а инвестору (заказчику) определяет объемы капитальных вложений на строительство объекта.
Цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т. е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.
Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяются инвестором и подрядчиком и фиксируются в контракте (договоре).
Цены в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируются на основании правил, рекомендованных системой ценообразования и сметного нормирования, являющейся единой для участников строительного рынка независимо от формы собственности.
Слайд 7Системой государственного регулирования цен на строительную продукцию обеспечиваются три уровня
регулирования.
Первый уровень — уровень Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
РФ, которое регламентирует систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве, и определяет:
- понятийный аппарат;
- виды и состав цен на строительную продукцию;
- принципы, методологию и методы формирования сметных затрат и цен;
- сметные нормы расхода ресурсов на потребительские единицы измерения по видам СМР и сметные нормативы — накладных расходов, сметной прибыли, лимитированных затрат, заготовительно-складских расходов и других затрат.
Слайд 8Второй уровень — региональных центров по ценообразованию в строительстве.
Региональные
центры ценообразования в строительстве в соответствии со своими функциями на
основании разработанных Госстроем России сметных норм расхода ресурсов по видам СМР:
разрабатывают региональные базисные расценки;
формируют региональные оптовые цены на строительные материалы и строительные конструкции, работу машин и механизмов в текущем уровне цен;
индексы изменения оптовых цен на строительные материалы и другие ресурсы, цен на строительную продукцию по видам строительства и пр.
Третий уровень— подрядных торгов.
Слайд 9Третий уровень регулирования — подрядные торги и аукционы. Подрядные торги
представляют собой основной экономический метод оптимизации договорной цены на строительную
продукцию путем соревновательного представления заявок подрядчиков с точки зрения их соответствия критериям, определяемым сметной документацией инвестора.
Заявка (коммерческое предложение) каждого участника конкретных торгов выражает намерения, в том числе по форме взаимозачетов, методу и сметно-нормативной базе формирования инвесторской стоимости СМР, перечню и нормам лимитированных затрат в составе сметной стоимости СМР подрядчика и нормам затрат на инфраструктуру в составе договорной цены.
Слайд 10Таким образом, в условиях рыночных отношений государство напрямую не вмешивается
в производственно-хозяйственную и финансовую деятельность субъектов строительного рынка и в
процесс формирования цен на строительную продукцию, однако косвенно, с помощью системы регулирования, регламентирует правила формирования цен.
Слайд 112. Нормативная база ценообразования в строительстве и сметные нормативы
Сметно-нормативная база
- это совокупность правовых, методических, нормативных документов, устанавливающих порядок определения
стоимости строительства.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Слайд 13МДС – методические документы в строительстве
Основным методическим документом является Методика
определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004),
которая введена в действие с 9 марта 2004 г.
В МДС 81-35.2004 даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Слайд 14МДС 81-33.2004 - Методические указания по определению величины накладных расходов
в строительстве приняты 12 января 2004 года.
МДС 81-25.2001 - Методические
указания по определению величины сметной прибыли в строительстве, введены с 01.03.2001г.
МДС 83-1.99 - Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций. В приложениях к МДС 83-1.99 дается перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам РФ.
Слайд 15
МДС 81-3.99 - Методические рекомендации по определению сметных норм и
расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, освещают вопросы
разработки сметных норм и расценок в расчете на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (с примерами), даны рекомендуемые показатели годового режима работы строительных машин и автотранспортных средств в маш.-ч и поправочные коэффициенты по температурным зонам.
Слайд 16Сметные нормативы
– обобщенное название комплекса сметных
норм, расценок, цен, объединяемых в
отдельные сборники. В совокупности с ч.4 СНиП « Сметные нормы
и правила» все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Сметные нормы – совокупность ресурсов ( затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах) установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ в нормальных условиях. Главная функция сметных норм
заключается в определении нормативного количества ресурсов на единицу измерения работ для последующего перехода к стоимостным показателям работ.
Слайд 17Система сметных нормативов
Сметные нормативы федерального уровня
Сметные нормативы территориального
уровня
Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные и пусконаладочные работы
(ГЭСН-2001)
Федеральные сборники стоимости строительных ресурсов в базисном уровне цен
(ФССЦ, ФСЦМ-2001)
Территориальные (отраслевые) сборники стоимости строительных ресурсов в базисном
уровне цен
Стоимость строительных ресурсов (машины, материалы, оплата труда) в текущем уровне цен
Федеральные единичные расценки на строительные, монтажные и пусконаладочные работы в базисном уровне цен (ФЕР-2001)
Территориальные (отраслевые) единичные расценки на строительные, монтажные, пусконаладочные и проектные работы в базисном уровне цен
Сборники индексов пересчета в текущий уровень цен
Сборники индексов пересчета в текущий уровень цен
Стоимость объекта в текущем уровне цен
Методические документы в сфере ценообразования
и сметного нормирования в строительстве
Слайд 19К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые
в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства,
осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. К этим нормативам относятся, введенные в действие Госстроем России до 01.01.95, сборники ресурсных сметных нормативов (РСН) и сборники сметных нормативов СНиП часть 4, а также новые, введенные в действие Госстроем РФ с 01.01.2001 г., Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001), Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), Государственные элементные сметные нормы на монтажные работы (ГЭСНм-2001), Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные работы (ФЕР-2001), Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001.
Слайд 20Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001) и ГЭСН
на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001) предназначены для определения потребности в ресурсах
(затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении строительных и ремонтных работ в промышленном и гражданском строительстве и составлению сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных и ремонтных работ и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок).
ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, их принадлежности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, являются рекомендательным материалом.
Слайд 21К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в
действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства,
осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны. Нормативы, подлежащие применению организациями нескольких министерств и органов государственного управления, утверждаются по согласованию с Госстроем России. Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
Слайд 22К фирменным сметным нормативам (ФСН-81) или собственной нормативной базе пользователя
относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной фирмы
– исполнителя работ. Эта нормативная база, как правило, основывается на нормативах государственного федерального, производственно- отраслевого, территориального уровня или банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов конкретной фирмой.
Слайд 23
По степени укрупнения все сметные нормативы делятся на две группы:
элементные
сметные нормы «ЭСН» и единичные расценки «ЕР»;
укрупнённые сметные нормы и
показатели «УСН» и «УСП».
Слайд 24Элементные сметные нормативы (ЭСН)
содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или
денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы
отдельного вида работ. ЭСНы являются первичными сметными нормативами, и разрабатываются на все виды строительных работ, и на их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат.
В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ.
Слайд 25По структуре и степени укрупнения:
шифр 1 - элементные сметные нормы
и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 - элементные
сметные нормы и расценки на строительные работы;
шифр 3 - ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 - элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы.
шифр 5 - сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
Слайд 26шифр 7 - укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР
и сборник УПБС ВР);
шифр 8 - укрупненные ресурсные нормативы (УРН)
и укрупненные показатели ресурсов (УПP) по отдельным видам строительства;
шифр 9 - укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР).
Слайд 27Полный шифр государственных федеральных сметных нормативов состоит из букв «ГФСН»,
шифра «81», означающего принадлежность к сметным нормативам, шифра от «1»
до «9», означающего его структуру и степень укрупнения, порядкового номера сборника, а две последние цифры - год утверждения данного вида норматива.
Например, «ГФСН 81-2-12-01» означает, что это государственный федеральный сметный норматив ГФСН 81 на строительные работы (12 - соответствующий их вид, приводимый в названии сборника) введен в действие в 2001 г.
Слайд 28Укрупнённые сметные нормативы и показатели предназначены для определения простым и
доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и
других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
Слайд 29К укрупненным сметным нормативам УСН относятся:
1. Сметные нормативы, выраженные в процентах
(шифр 5), в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные
нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;
сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений;
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
укрупнённые сметные нормативы на содержание дирекции, включая технический и авторский надзор.
Слайд 302. Укрупненные сметные нормативы и показатели (шифры 6, 7, 8, 9),
в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений
(УПБС на строительство зданий и сооружений);
укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР);
укрупнённые ресурсные нормативы (УРН);
укрупнённые показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства.