Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЛОГИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Автор: к.п.н., доцент
кафедры социальной педагогики и молодежной политики ЮФУ
Рыжова Ольга Семеновна
Слайд 21.1. Основные понятия педагогического проектирования
Проектирование (от лат. projectus –
брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность
по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Слайд 3Проектирование можно рассматривать как:
специфический вид деятельности, направленный на создание проекта
как особого вида продукта;
научно-практический метод изучения и преобразования действительности;
форму порождения
инноваций, характерную для технологической культуры;
управленческую процедуру
Слайд 4Следует различать понятия
«педагогическое проектирование»
несет педагогические функции
«проектирование в
образовании»
выходит за пределы педагогической сферы, может включать действия в плоскости
экономики, права, менеджмента и др.
Слайд 5Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование.
Прогнозирование – это разновидность научного
предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о
возможных состояниях явления в будущем. Различают поисковое прогнозирование, цель которого – поиск перспективных проблем, подлежащих решению, и нормативное, которое сводится к определению возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии.
Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве. Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей. В процессе конструирования разрабатываются детали, элементы проектируемого объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект.
Моделирование – метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях).
Модель (от лат modulus – мера, образец, норма) – это искусственно созданый образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).
Слайд 6Функции проектной деятельности:
исследовательская;
аналитическая;
прогностическая;
преобразующая;
нормирующая
Слайд 7Проектная деятельность может быть использована в качестве:
педагогического средства внутри более
широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся
организации;
средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
Слайд 8Виды педагогического проектирования
Социально-педагогическое
проектирование
Психолого-педагогическое
проектирование
Изменение социальных
условий педагогическими
средствами
Преобразование
целей
обучения
и воспитания
Создание
и модификация
способов обучения
и воспитания
Решение социальных
проблем
педагогическими
средствами
Создание форм
организации
педагогической
деятельности
Преобразование
системы
педагогического
общения
Образовательное проектирование
Формирование
государственно-общест
венных требований
к образованию
Проектирование
качества образования
Создание
институтов
образования
Создание
образовательных
стандартов
Слайд 9В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся
по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
социально-педагогическое проектирование, направленное на
изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Слайд 10Социально-педагогическое проектирование в настоящее время в основном выполняет функции педагогического
упорядочения социокультурной среды, выявляя и изменяя внешние факторы и условия,
влияющие на развитие, воспитание, формирование, социализацию человека. Результат социально-педагогического проектирования нередко становится основой для организации более эффективного функционирования образовательных систем, тем самым позволяя изменять потенциальные возможности развертывания собственно педагогических процессов.
Слайд 11В рамках образовательного проектирования создаются проекты развития образования в государстве
в целом и в отдельных регионах. Реализуются проекты создания образовательных
учреждений, реформирования органов управления образованием и подведомственных им учреждений. Формируются образовательные стандарты и содержание образования всех уровней;
Слайд 12Психолого-педагогическое проектирование предполагает построение моделей процессов, связанных с преобразованием личности
и межличностных отношений, исходя из особенностей мотивации, восприятия информации, усвоения
знаний, участия в деятельности, общении. В центре его внимания оказывается педагогический процесс как таковой; условия эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии; формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности.
Слайд 13Уровни педагогического проектирования:
концептуальный;
содержательный;
технологический;
процессуальный.
Слайд 14Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на
его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект
учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.
Слайд 15Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими
диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования,
программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).
Слайд 16Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в
заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации
личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).
Слайд 17Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим
продукт, готовый к практическому применению. (Определенные дидактические или программные средства,
методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др.)
Слайд 18Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный
Концепция, модель,
проект результата
Положение (о научном или
образовательном учреждении),
программы (образовательные,
исследовательские, развития),
государственные стандарты
Должностные инструкции,
организационные схемы управления,
учебные планы, технологии, методики
Алгоритмы действий,
дидактические средства,
программные продукты,
графики учебного процесса,
методические рекомендации,
разработки учебных тем,
сценарии проведения праздников
Слайд 19Взаимосвязь видов педагогического проектирования и уровней представления проектного результата
УРОВНИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Социально-педагогическое
Образовательное
Психолого-педагогическое
Основные объекты проектирования
Образовательные системы
и их компоненты
Образовательные процессы
Инструментарий
педагогической деятельности
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный
Виды педагогического проектирования
Слайд 20Проектная деятельность педагога связана с запланированными изменениями в педагогической действительности.
К ним относятся:
образовательные системы разного масштаба и их отдельные
компоненты;
педагогические процессы;
содержание образования на всех уровнях;
образовательное и информационно-коммуникативное пространство;
социально-педагогическая среда;
система педагогических отношений;
все виды педагогической деятельности;
личностные и межличностные структуры;
профессиональная позиция;
педагогические (образовательные) ситуации;
качество педагогических объектов (процессов).
Слайд 21Этапы проектирования
Предпроектный этап (предварительный или стартовый).
Этап реализации проекта.
Рефлексивный этап.
Послепроектный этап.
Слайд 22Предпроектный этап включает такие характерные процедуры, как:
Диагностика
Проблематизация
Целеполагание
Концептуализация
Форматирование проекта
Предварительная социализация проекта
(публичное представление)
Слайд 23Методы предпроектного исследования:
Социальный опрос
Проблемно-информационный
поиск в базах данных
Организация общественной
(комплексной,
специализированной)
экспертизы
Экспресс-диагностика
Мониторинг
Скрининг
моделирование
Слайд 24Мониторинг – система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния
какого-либо природного или социального объекта.
Скрининг – массовое медицинское обследование, контроль
с целью выявления заболеваний и проведения профилактических мероприятий.
Слайд 25В педагогической литературе проекты классифицируются по самым разным основаниям:
По объектам:
природные, технические, социальные, «человеческие»;
По субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
По целевому назначению:
производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
По территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
По сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
По предметной области: исторические, экологические и др.;
По срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
По степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.
Слайд 26Лекция 6.
Тема: Виды педагогических проектов
Разработчик:
к.п.н. Рыжова О.С.
Слайд 27План.
Учебные проекты.
Досуговые проекты.
Проекты в системе профессиональной подготовки.
Социально-педагогические проекты.
Проекты личностного становления.
Сетевые
проекты.
Международные проекты.
Слайд 281. Учебные проекты
Учебный проект – это организационная форма работы, ориентированная
на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая
часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Слайд 29Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается
по нескольким параметрам.
По месту – школьный, внешкольный.
По масштабу субъекта: индивидуальный,
групповой, коллективный, корпоративный.
По времени: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
По территории распространения: международный, внутришкольный, межвузовский, сетевой.
По содержанию – предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный.
По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.
Слайд 30Логика современной организации учебных проектов
Содержание работы над проектом (для преподавателя):
Введение
учащихся в проектную деятельность.
Определение и утверждение тематики проектов.
Составление графика работы
над проектом.
Подбор и анализ литературных источников.
Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
Контроль за оформлением проекта.
Организация и проведение предзащиты проекта.
Контроль за доработкой проекта.
Защита проекта.
Подведение итогов проекта.
Содержание работы над проектом (для учащихся):
Получение информации о проекте.
Выбор темы проекта.
Составление индивидуального графика работы.
Обсуждение хода выполнения проекта.
Оформление проекта.
Предзащита в группе.
Доработка проекта.
Защита проекта.
Слайд 312. Досуговые проекты
Педагогическое проектирование в сфере досуга включает предварительную разработку
основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая может быть
встроена в более широкую систему подготовки к организации отдыха, но может стать вполне самостоятельным процессом.
Одним из таких проектов является «каникулярный».
Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время.
Выделяют комплексные и профильные, краткосрочные и долгосрочные программы.
Слайд 32Требования к досуговым проектам:
Актуальность, т.е. соответствие интересам и пожеланиям детей,
родителей, воспитателей, соотнесение со спецификой времени, территории, на которой проходит
отдых, традициями организации, инициатора программы.
Целостность, проявляющаяся в логической завершенности запланированных совместных действий детей и взрослых, обеспечивающих возможность получения в итоге значимого проектного продукта. (Театральная постановка, спортивный объект, программа реабилитации, новый творческий коллектив и др.).
Прогностичность, устремленность намеченных целей и действий в будущее, наличие конкретных указаний на перспективы развития.
Реалистичность, выполнимость в данных условиях, с учетом имеющихся ресурсов, состава участников.
Оригинальность, способность служить отражением специфики жизни лагеря, его традиций, творческих устремлений конкретных людей, организующих совместную деятельность в каникулярное время.
Слайд 333. Проекты в системе профессиональной подготовки
Проектирование – обязательная часть профессионального
обучения.
Традиционно создание дипломного или курсового проекта выступает в качестве результирующего
акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.
С другой стороны – проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач гуманитаризации образования.
Слайд 34Проектирование в системе повышения квалификации
В системе повышения квалификации проектирование используется
как способ нормирования, перенормирования профессиональной деятельности, а также как одна
из форм трансляции инноваций.
В качестве продукта проектной деятельности может выступать программа, стандарт, технологии или их концептуальное, модельное, проектное представление.
Слайд 354. Социально-педагогические проекты
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы,
явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет
свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий). Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.
Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, которые инициируются детскими и молодежными клубами и центрами по месту жительства, общественными организациями и объединениями. Их продуктами становятся программы деятельности детских объединений, проекты новых направлений работы школы и внешкольных организаций, проекты клубной работы, сценарии массовых дел и общественных акций.
Слайд 36Этапы социально-педагогического проектирования:
Организация предпроектного исследования на основании социально-педагогического исследования;
Менеджмент, включающий
поиск средств;
Взаимодействие с потенциальными партнерами;
Организация связей с общественностью;
Разработка педагогического содержания;
Предварительная
научно-методическая работа с учреждениями;
Непосредственная работа на маршруте.
Слайд 375. Проекты личностного становления
Многочисленные исторические примеры создания «новой породы людей»
в учебных заведениях нового типа (навигацкие школы Петра I, Аккадемия
М.В. Ломоносова, Смольный университет, Царскосельский лицей), по сути представляли разновидность педагогического проектирования, предшествуя осознанному развитию данного вида активности. В этом случае педагогами обеспечивалась направленность проектировочных усилий на внутренний мир личности, на получение социумом требуемых характеристик и свойств человека.
Феномен коллективного воспитания, развивавшийся в российской педагогике в 20-30-е гг. XX в. параллельно с идеями проектирования, фактически явился переносом этих идей на целенаправленное преобразование личности в контексте коллектива.
Акмеологическое проектирование, или самопроектирование профессионального (жизненного) пути личности (биографическое проектирование). Этот вид проектирования порожден в образовательной практике последней трети XX в. Новым пониманием функциональных систем человека, сопряженным с идеями акмеологии как науки о достижении профессионально-личностных жизненных вершин (Б.Г. Ананьев, Ю.А. Гагин, Н.В. Кузьмина, В.Н.Максимова).
Слайд 386. Сетевые проекты
Под сетевым проектом в международной практике понимается любой
проект, организованный в рамках того или иного сетевого сообщества. Он
может осуществляться в безмашинном (социальном) варианте или с помощью компьютерных сетей. Возможно также сочетание непосредственного общения с использованием в промежутках телекоммуникационных связей.
Телекоммуникационные образовательные проекты – их основу составляет совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата (Е.С. Полат).
Слайд 39Общие требования к телекоммуникационному проекту:
возможность совместного обсуждения решения общих проблем
в реальных условиях;
использование различных форм информационного поиска;
активная работа в телекоммуникационных
сетях, требующая систематизации и четкости мысли, выражаемой в письменном виде;
обмен текстовой, цифровой, графической информацией в режиме анализа и синтеза идей;
возможность сбора и сопоставления данных по регионам (на уровне поиска общих тенденций, организации сравнительного исследования явлений, процессов, проблем, вариантов их решений);
возможность многократного использования текстовой информации;
регламентированные сроки ответов;
встроенность тематики проектной деятельности в общий контекст воспитания и обучения.
Слайд 407. Международные проекты
Пространственная специфика международной проектной деятельности заключается в том,
что она осуществляется на территории разных государств и регионов, в
сетевом пространстве, пространстве межкультурного и межнационального общения.
Уровни развития опыта международной проектной деятельности:
уровень локальных международных контактов или период первоначального накопления опыта совместной деятельности по отдельным, интересующим организации-партнеров, направлениям деятельности и проблемам;
уровень научно-педагогической кооперации, основанной на социальном партнерстве и достаточно развитой организационной культуре проекта;
международное стратегическое партнерство, основанное на долгосрочных программах совместной деятельности.
Логика развития проектной деятельности в международном контексте связана с движением:
от предметно-тематических к междисциплинарным проектам;
от биллингвальных к мультилингвальным, кросскультурным, многонациональным сетевым проектам;
от учебной к исследовательской и научно-образовательной тематике;
от поисков разовой грантовой поддержки до построения путей долгосрочного программного сотрудничества на основе специальных соглашений, заключаемых на уровне ведущих учреждений и органов управления.
Слайд 41Социально-педагогическое проектирование
включает в себя прогностическое видение решения актуальной социальной проблемы,
содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач социально-педагогической деятельности
Слайд 42Типы проектов
Типы проектов по характеру проектируемых изменений:
инновационные;
поддерживающие.
Типы проектов по направлениям
(сферам) деятельности:
образовательный проект;
научно-технический проект;
культурный проект;
социальный проект;
экономический;
смешанный.
Слайд 43Жизненный цикл проекта. Этапы:
разработка концепции проекта;
оценка жизнеспособности проекта;
планирование проекта;
составление бюджета;
защита
проекта;
предварительный контроль;
этап реализации проекта;
коррекция проекта по итогам мониторинга
завершение работ и
ликвидация проекта
Слайд 44Логика проектировочной деятельности
выявление проблемы;
постановка цели и задач;
определение комплекса условий ее
решения;
прогнозирование ожидаемого результата;
планирование действий по достижению намеченной цели;
ее реализация;
оценка эффективности
Слайд 45Структура проекта:
Тема и концептуальное обоснование проекта (содержание проблемы, ее актуальность).
Цели
и задачи проекта.
Основные этапы и сроки реализации.
Механизм реализации проекта и
схема управления
Слайд 465. Основные направления и методы реализации проекта
6. Содержание проекта.
7. План
реализации проекта.
8. Ожидаемые результаты реализации проекта.
9. Кадровое, финансовое и материально-техническое
обеспечение.
10. Смета проекта.
Слайд 47Критерии эффективности проекта:
Актуальность проекта
Социальная значимость
Научно-методический уровень разработок
Инновационный подход
Экономическая целесообразность
Адресность
Реалистичность
Приоритет позитивных
ценностей
Практическая значимость