Слайд 1
ТЕМА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ.
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук,
доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Слайд 2«Школа — один из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта
относится и к учебному процессу, который по характеристике известного социолога
О. Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства» (Клрин М.)
Слайд 3КОНТЕКСТ
М. М. Махти-Заде говорил об управлении школьным делом, понимая при
этом «совокупность мероприятий, обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы просвещения».
М.И.Кондаков, подчеркивал,
что «стержнем школоведения является разработка научных основ управления учебно-воспитательным процессмом, важным и сложным делом становления личности растущего человека» (Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М., 1982)
В пособии для студентов «Педагогика школы» Г. И. Щукиной отмечается, что «главный смысл управления школой состоит в целенаправленном воздействии педагогов на учащихся»
Слайд 4КОНТЕКСТ
Н. С. Сунцов, автор книги «Управление общеобразовательной школой» (М., 1982),
суммируя теоретические и экспериментальные исследования, предложил следующее понятие «управление школой»
- «научно обоснованное воздействие на коллективы учителей, учащихся, родителей, осуществляемое через планирование, организацию, контроль и координацию их деятельности в целях коммунистического воспитанияния и обучения учащихся».
Академик С. П. Батышев под управлением учебным заведением тоже понимает целенаправленное воздействие на педагогический и ученический коллективы, на их отдельных членов путем осуществления совокупных мероприятий.
П. Г. Фролов все управление сводит к осуществлению функций: планирования, организации, стимулирования, и методам организационно - педагогическим, социально-психологическим и др. (Школа молодого директора. М.,1988)
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Управление образованием - вид социального управления, направленный на поддержание
целенаправленности и организованности учебно-воспитательных, инновационных и поддерживающих процессов в системе
образования.
Внутришкольное управление — это управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью школьного сообщества, находящимися внутри школы.
Менеджмент в образовании - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным учреждением как системным объектом, направленный на его субоптимизацию.
Слайд 6ПРОБЛЕМНОЕ ЯДРО МЕНЕДЖМЕНТА ОУ
Слайд 7Анализ литературы по вопросам управления ОУ позволяет сделать следующие выводы:
Слайд 8КЛЮЧЕВЫЕ НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОУ:
низкая ориентированность на конкретные результаты;
неразвитость
механизмов горизонтальной координации связей;
недостаточная гибкость организационных структур;
неэффективность механизмов и методов
планирования инновационной деятельности;
нерациональность сочетания централизации и децентрализации;
слабое участие общественности и педагогических коллективов в решении проблем развития образования;
низкий уровень профессиональной подготовки руководителей.
Слайд 9РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДА НА УПРАВЛЕНИЕ ОУ
аксиологический детерминизм
человеческая направленность, явный крен от
технологичности к гуманизации, усиление социальной направленности менеджмента, взгляд на работника
как на личность;
гуманизация управленческого мышления, выражающаяся в смене его приоритетов: философия, система ценностей, дух и энергия организации играют гораздо большую роль, чем технологические, экономические, финансовые процессы;
демократизация мышления менеджера, которая выражается в ослаблении вертикальных и укреплении горизонтальных структур;
изменение роли и места менеджера в системе управления; он не «пастух», не «толкач», не «локомотив», а организатор самодвижения вагона;
Слайд 10РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДА НА УПРАВЛЕНИЕ ОУ
рост понимания роли и места целеполагания,
целеустремленности, целесообразности в управлении;
разработка «философии тотального качества», смысл которой в
том, что надо управлять образовательным процессом, обеспечивая качество на каждом его участке;
переход к горизонтальному контролю, мотивируя (побуждая) человека работать лучше;
усиление системности управленческого мышления, выражающееся в понимании того, что менять или совершенствовать только один какой-либо элемент бессмысленно, надо изменять всю структуру;
динамичность управленческого мышления, когда накоплений опыт не мешает принимать оригинальные решения;
смена приоритетов: реконструкция управления осуществляется до начала реконструкции управляемой системы .