Слайд 3Длины волн спектральных цветов
Слайд 5Пример:
Диапазон длин волн, которые являются видимыми, меняется для разных обитателей
фауны; некоторые змеи могут видеть часть инфракрасного спектра, а многие
насекомые могут видеть в ультрафиолетовом спектре. Когда белый свет расщеплен призмой, длины волн отделяются, но именно глаз и мозг производят ощущение, которые мы называем цветом
Слайд 9Палочки чувствительны к очень низким световым уровням, но достигают своего
наибольшего выхода только при умеренной световой интенсивности. Поэтому они дают
постоянный выход независимо от увеличений в световом уровне. Колбочки менее чувствительны, но могут обрабатывать большие интенсивности света.
Слайд 10 На низких световых интенсивностях, когда
глаз адаптирован к темноте, только палочки активны. Это называется ночной
системой зрения, и палочки наиболее чувствительны в зеленой области, в 510нм. В более ярком свете палочки не работают, и активны колбочки; максимальная люминесцентная эффективность для этой дневной системы зрения сдвигается в желтую/зеленую область в 555нм. Этот эффект назван сдвигом Пуркинье.
Слайд 11 Имеются три типа колбочек, отличающихся
по белковой компоненте визуального пигмента и таким образом по диапазону
длин волн света, на который они наиболее чувствительны. Называемые как S, М и L конусы (для коротких, средних и длинных длин волн) имеют максимальную чувствительность в 445нм (фиолетовый), 535нм (зеленый) и 570нм (желтый). Некоторыми авторами они также названы b, g и r конусами.
Исследование данных в логарифмической шкале на рисунке 9 показывает, что все три типа колбочек фактически подобны, с низкой чувствительностью в синей и фиолетовой области, но L колбочки не имеют большого диапазона, S и М колбочки имеют пик чувствительности в коротких длинах волн.
Слайд 12Цветные объекты
Имеются два широких класса цветных объектов, показанных на рисунке
13. Излучающие объекты производят собственный свет. Отражающие объекты, с другой
стороны, полностью зависят от внешнего источника света; они обеспечивают изменение цвета источника света, поглощая различные количества света в различных длинах волн. Флуоресцентные объекты - частный случай, в котором они берут световое излучение одной длинны волны и заново испускают часть его дольше, с более низкой энергетической длиной волны.
Слайд 15Источник света C
МКО ввел стандарт, названный Источник света C. Он
состоит из двух частей:
1. Вольфрамовый свет, электрическая нить накала которого
эксплуатируется при определенной температуре, при которой получается очень теплый, оранжевый свет. (Этот свет стандарт, Источник света A, но мало используется сам по себе).)
2. Фильтр, состоящий из бака синей жидкости, химический состав которой определен МКО, чтобы производить моделирование нейтрального дневного света. Пока это устройство является подходящим для лабораторного использования; довольно низкая светоотдача и жидкий неудобный бак.
Слайд 16Источник света D65
Наиболее общий D источник света соответствует температуре 6500*
Кельвина, и таким образом назван D65. Другие источники света в
D ряде иногда встречаются, особенно D50 (5000*K), в полиграфической промышленности. Спектр источников света A, C и D65 показан на рисунке 16. Обратите внимание что в ультрафиолетовой области (ниже 400 нм) кривая источника света C располагается намного ниже, чем кривая источника света D65.
Слайд 18Флуоресцентные цвета
Имеют свойство поглощать свет в одной длине волны и
заново отражать его в более длинной длине волны (которая будет
иметь меньшее количество энергии). Во многих случаях, поглощенный свет будет в ультрафиолетовом диапазоне, но испускаемый свет будет видим. Поскольку это воздействует на измеряемые координаты цвета, важно, что используется дневной источник света, который имеет интенсивности ультрафиолетовой области спектра подобные реальному солнечному свету, недостаток первоначального источника света C
Слайд 20При условии сложностей цветового восприятия, полезно определить упрощенный, абстрактный метод,
кратко определяющий цвет с малым числом параметров.
Обычно теория координат
цвета используется так, что имеются три параметра. Могут быть другие, лежащие также в основе допущения. Часто цветовые модели определены в терминах трех основных цветов, из которых все другие получены смешиванием. В других случаях три параметра представляют более легко понятые атрибуты типа светлота или насыщенность
Цветовые модели МКО
Слайд 211976 CIELUV
Светлота, цветность и угол оттенка определяют альтернативу - полярную
форму CIELUV, показанную на рисунке 32. Ее проще использовать для
смешивания цветов, чем не полярную форму CIELUV
huv = arctan(v*/u*)
Поскольку спектральные цвета формируют круг вокруг начала координат, возможно определить угол оттенка huv, который определяет оттенок с единственным численным значением. Положительная u* ось определяется, чтобы иметь 0o, и углы измеряются против часовой стрелки.
Слайд 22Насыщенность рассчитана из:
S* = C*/L*
C*uv = (u*2+v*2)1/2
Поскольку спектральные
цвета формируют круг вокруг начала координат, возможно определить угол оттенка
huv, который определяет оттенок с единственным численным значением. Положительная u* ось определяется, чтобы иметь 0o, и углы измеряются против часовой стрелки.
Слайд 23Модель CIELUV, из-за большей воспринимаемой однородности, чем другие модели, используется
в телевизионной и кинопромышленности и находит увеличивающееся использование в компьютерной
графике. Она вообще используется для излучающих цветов типа источников света или мониторов компьютера. Соответствие PHIGS и PHIGS PLUS реализациям требуется, чтобы поддержать эту модель.
Слайд 241976 CIELAB
Альтернативная цветовая модель рекомендуется МКО для отражающих цветов,
типа красок или окрашенных тканей. Она оптимизирована для определения количества
цветового различия между двумя образцами почти идентичных цветов, как например между двумя пакетами красителя, и получения подобных численных результатов с другими существующими формулами цветового различия. Светлота, параметр тот же самый L*, как в CIELUV, но есть два других:
a* = 500 [ (X/Xw)1/3 (Y/Yw)1/3 ]
b* = 500 [ (Y/Yw)1/3 (Z/Zw)1/3 ]
Слайд 25CIELAB иногда встречается в спецификации цветовых принтеров. Используя данный эталонный
источник света, просто преобразовать эти значения к XYZ или LUV.
Вторая редакция Метафайла Компьютерной Графики (ISO/IEC 8632: 1992) разрешает, чтобы цвета были определены или в CIELUV или в CIELAB. Архитектура стандарта открытого документа (ISO стандарт) для составных документов использует CIELAB для цветовой спецификации, которая определяет стандарт на обработку изображения и обмен(IPI).
Слайд 26Это цветовое пространство обычно используется и соответствует входным данным для
определенного цветового CRT монитора компьютера. Три основных цвета являются отдельными
цветами, излучаемыми тремя люминофорами. Это следовательно высокоточный прибор; тот же самый цвет будет определен как два различных набора чисел на двух различных мониторах. Эти три параметра имеют количества красного, зеленого и синего света, чтобы излучать, обычно в амплитуде от 0 до 1. Цветовое пространство RGB показано на рисунке 34 и на иллюстрации 31
Модели зависимые от устройств
Красный, зеленый, синий (RGB)
Слайд 27Главный недостаток состоит в том, что цвета, определяемые в пространстве
RGB, не совсем восприимчиво однородны, и это не заметно, чтобы
измерить цветовые различия в пространстве RGB.
Слайд 28RGB пространство цвета широко используется в компьютерной графике и поддерживается
GKS PHIGS и большинством других графических систем. Оно адекватно для
использования в ситуациях, где создание различных цветов более важно, чем переносимость или точность воспроизведения.
Определение цвета в RGB пространстве, более удобно, если оттенок, цветность и светлота - отдельные параметры. Чтобы достигнуть этого, используются два преобразования RGB пространства в HLS и HSV.
Слайд 29Главная диагональ куба RGB, от черного в (0,0,0) к белому
в (1,1,1) образовывает ахроматическую ось или шкалу яркости. Если куб
повернут так, что белый угол перед зрителем, а черный угол вдали от него, как на рисунке 34, то виден шестиугольник с оттенками, распространяющимися от ахроматической оси. Цветовое HSV пространство использует эту концепцию, чтобы определить угол оттенка, насыщенность и третий параметр - значение, который вполне соответствует светлоте.
Оттенок, насыщенность, значение (HSV)
Слайд 30Так как HSV использует насыщенность, а не цветность, воспринимаемое изменение
в цвете, поскольку насыщенность изменяется между 0 и 1, меньше
для темных (нижние значения) цветов, чем для светлых (верхние значения) цветов. Чтобы компенсировать это, цветовое HSV пространство часто показывают изображенным в форме конуса, а не цилиндра. На других диаграммах HSV показывают как шестиугольник, чтобы укрепить связь с RGB. Однако насыщенность все еще в диапазоне от 0 до 1 независимо от значения или оттенка, так что эти изменения не изображают геометрическое пространство точно.
Слайд 31Подобная HSV, эта цветовая модель имеет ось светлоты, а не
ось значения (в HLS). Чистые цвета, показанные на рисунке 36
и на иллюстрации 33, в HSV имеют насыщенность 0.5, а не 1.0. HLS может рассматриваться простой деформацией HSV, произведенной вытягиванием белой точки так далеко над чистыми цветами, как черной точки - ниже их. Подобно HSV, это - цилиндрическое цветовое пространство, но часто рисуется как конус - в этом случае двойной, не усеченный конус.
Оттенок, насыщенность, значение (HLS)
Слайд 32Для цветов, которые получаются путем смешивания красок, пигментов или чернил на
ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от cyan,
magenta, yellow - циан, фуксин, желтый). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения черного (букве K соответствует Black) цвета используется не равная смесь CMY, а просто черная краска.
Голубой, Сиреневый и Желтый (CMY)
Слайд 33Cистема CMYK действует полностью противоположно, по сравнению с системой RGB.
Эта система цветов называется субтрактивной (subtractive), что в грубом переводе означает "вычитающая/исключающая
". Иными словами мы берем белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определенные цвета вплоть до полного удаления всех цветов - то есть получаем черный.
Слайд 34Разработанная художником Альбертом Мунселлом, эта система полагается на субъективный отбор
оттенков по перцептивной однородности, а не по колориметрической аппроксимации. Первоначальный
отбор цветов был полностью "глазом". Сравнение Munsell системы с CIELUV и CIELAB показывает то, что в то время как ни одна из этих систем не является полностью перцептивно однородной, соглашения между ними удивительно близки и не имеют оттенка.