Слайд 1
ТЕМА:УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.
И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления
образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
Слайд 2СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Артюхов M. B. Управление развитием муниципальной системы образования. - Томск:
Изд-во Томского гос. университета, 1999. - 255 с.
Кумбс Ф.Г. Кризис
образования в современном мире: Системный анализ. -М.: Прогресс, 1970.
Куркии Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 326 с.
Новичков В.Б. Муниципализация образования // Мир образования — 1996, № 6. — С .42 — 45.
Пономарева Г.М, Новикова Т.Г. Развитие образовательных систем и проблема реформирования образования // Академический вестник, № 6. - 2001. -С. 21-31. -М: АПКиПРО, 2001.
Продетое И. И. Развитие региональной образовательной системы (на материалах Сочинского региона): Автореф. дис... канд.пед.наук. -СПб., 1992. - 17 с.
Роговцева Н.И. Управление развитием муниципальной системой образования в сверхкрупном городе: Автореф. дис...канд. пед.наук. -СПб., 1994. - 17 с.
Третьяков ЛИ. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. - М., 1992. -С. 29.
Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты / Под ред. АН. Тихонова. - М.: Вита Пресс, 1998. - Сб.
Слайд 4УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных
и обеспечивающих их процессов в системе образования.
Слайд 5Управление образовательной системой
целенаправленное воздействие органов управления на образовательную систему, обеспечивающее
ее поддержание и целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры и
способствующее переводу ее в новое качественное состояние.
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
решения проблем образования на уровне не
только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на
международном, глобальном уровнях;
реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях;
пересмотра функции государства в финансировании и организации образования;
привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования
Слайд 7УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
федеральный,
региональный,
муниципальный,
институциональный.
Слайд 8ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
1)разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2)
организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права
на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;
6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
Слайд 9ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
7) лицензирование образовательной деятельности:
а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
образовательным программам высшего образования;
б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих
образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
Слайд 10ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных
образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Слайд 11Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам
государственной власти субъектов Российской Федерации
1) государственный контроль (надзор) в
сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);
3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);
4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
Слайд 12РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
1)разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом
региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской
Федерации;
2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
Слайд 13РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных
образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;
7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
Слайд 14РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций
субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;
12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
13) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Слайд 15Муниципальная образовательная система
совокупность учебно-воспитательных учреждений данного географического района, созданная
с учетом социально-экономической структуры региона, его традиций и особенностей и
направленная на удовлетворение потребностей населения в разных видах образования с учетом гуманистических ценностей и культурной самобытности каждого человека.
Слайд 16Муниципальная образовательная система
административно-территориальная, целостная совокупность сбалансированных и связанных между
собой образовательных и управленческих процессов, реализуемых соответствующими традиционными, коррекционными, развивающими
образовательными и иными институтами на территории города для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения на основе склонностей и способностей детей с учетом гуманистических ценностей и их культурной самобытности
Слайд 17Муниципальная образовательная система
Совокупность:
разноуровневых вариантов образовательных программ, составленных с учетом
научно-культурных особенностей и исторических традиций города;
муниципальных образовательных стандартов, обеспечивающих их
выполнение;
сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей;
системы административных и государственно-общественных органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие образования с учетом реальных ресурсных возможностей города.
Слайд 18ПРИЗНАКИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
наличие образовательных стандартов, устанавливающих по некоторым
учебным дисциплинам уровень образованности выпускников образовательных учреждений;
наличие разнообразных вариантов образовательных
программ, которые отражают научно-культурные особенности города, учитывают его исторические традиции и наследие;
наличие дифференцированной сети образовательных учреждений, удовлетворяющих потребности населения в разнообразных образовательных услугах в соответствии с интересами и склонностями детей;
наличие системы государственных органов управления, способных обеспечить стабильность функционирования органов управления, образовательных учреждений и в целом муниципальной образовательной системы;
наличие государственно-общественных, независимых организаций, обеспечивающих экспертизу результативности работ всех компонентов системы, контроль обеспечения муниципальных стандартов.
Слайд 19Муниципальный уровень управления образованием
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным
общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
Слайд 20Муниципальный уровень управления образованием
6) учет детей, подлежащих обучению по
образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего
образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.
4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Необходимость проведения активной политики по развитию
новой образовательной системы как на общегосударственном уровне, так и на
международном, глобальном уровнях.
Высокий приоритет образования на всех уровнях — необходимое условие эффективного управления образованием в современном мире.
Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях - межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне определенных образовательных учреждений - должен быть принцип системности.
Слайд 22ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Особенностью управления современным образованием является привлечение
к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом, предприятий
и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.
Дальнейшее развитие принципа автономии образовательных учреждений как базисного принципа управления современной образовательной системой
Развитие и реализация принципа децентрализации управления образованием, разграничение компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями
Важным принципом управления образованием в условиях развития рынка образовательных услуг является необходимость фиксации требований к качеству образования и развития системы контроля выполнения этих требований
Слайд 23Основные направления модернизации управления образовательными системами
Осуществление регионализации образования;
Осуществление муниципализации
управления учреждениями;
Дальнейшее развитие принципа автономии образовательных учреждений
Слайд 24УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
ВНЕШНЕЕ:
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ:
АККРЕДИТАЦИЯ;
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
Слайд 25УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
ВНУТРЕННЕЕ:
управление, осуществляемое субъектами, являющимися частью сообщества образовательного учреждения,
находящимися внутри него