Слайд 1Тема № 4. Восстановление и сооружение земляного полотна в особых
условиях.
1. Время на занятие - 2 часа
2. Метод проведения :
лекция
.
3. Место проведения: аудитория.
4. Учебные цель занятия: Изучить особенности производства работ в особых условиях.
5. Воспитательные цели занятия:
-Обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной теме в связи с нынешней общественно- политической ситуацией в мире.
- Обратить внимание обучаемых на важность организации бесперебойного движения на железных дорогах в условиях современных военных действий.
- Развить чувство гордости за осваиваемую военную специальность у обучаемых.
6. Учебно-материальное обеспечение:
6.1 Литература:
- Руководство для железнодорожных войск (РЭП-63) М. 1963 г., Воениздат..
- Лопай С.Д., Зензинов Н.А.,Шушков В.А., Овчинников Е.Е. "Восстановление железнодорожного пути и сооружений", М., Транспорт.1973 г.
- Руководство по дезактивации, дегазации железнодорожного транспорта и санитарной обработке мостов. М 1988, Воениздат.
Технические средства обучения:
- Диапроектор
- Мультимедийная установка
6.3 Наглядные пособия:
- Слайды по теме
- Плакаты, стенды
Слайд 27. Учебные вопросы и примерное распределение времени
8. Методические указания по
проведению занятия:
- Лекцию читать с максимальным использованием наглядных пособий: макетов,
плакатов;
- Обратить особое внимание студентов на метод расчетов объёмов земляных работ при дезактивации.
- Через неделю в часы самоподготовки проверить усвоение студентами материала темы №4.
9. Принципы и методы формирования и развития у студентов
9.1 Морально-политических качеств:
- Подчёркивание постоянной бдительности и патриотизма в условиях международной обстановки для серьёзного отношения к военным знаниям.
9.2 Командных качеств:
- Обратить внимание на чувство ответственности и профессионализма, которыми должны обладать будущие офицеры ЖД войск.
9.3 Организаторских способностей:
- За счет получения знаний приобретенных при изучении данной темы надо правильно руководить л/с и организовывать его эффективную работу.
9.4 Психологических качеств:
- Используя кино-фото-видеоматериалы ВОВ, ТСУ, практических занятий на испытательном полигоне, литературу, опыт восстановительных и строительных работ ЖД в экстренных ситуациях и плохих погодных условиях, необходимый для четкого понимания того, с чем приходится столкнуться воинам-железнодорожникам.
9.5 Методических навыков:
- Не опускать без внимания нечеткие или неточные ответы учащихся. Добиваться правильности понимания предмета.
10. Задание на самоподготовку.
Закрепить материал занятия по конспекту лекции, а также использовать предлагаемую литературу (см. пункт 6.1).
Слайд 31. Мероприятия по защите личного состава при производстве работ на
зараженной
местности.
Применение ядерного оружия по железнодорожным объектам приводит к большим
разрушениям и сопровождается радиоактивным заражением местности. Радиоактивное заражение местности и железной дороги, примыкающей к центру взрыва, не дает возможности в первые дни, а иногда и месяцы после взрыва восстановить железную дорогу на старой основе.
Для открытия сквозного движения поездов у объектов, разрушенных ядерным оружием, производится строительство временных или краткосрочных обходов. Сжатые сроки, отводимые на постройку обходов, выделение ограниченных сил и средств вынуждают максимально сокращать длину обходов. Это, в свою очередь, заставляет прокладывать тракт обходов через зоны заражения.
При очагово-барьерном характере разрушения железных дорог в ракетно-ядерной войне одной из задач при восстановлении является преодоление очагов разрушения и заражения путем устройства обходов.
Сооружение обходов является важнейшей частью общего комплекса работ по восстановлению железных дорог.
При организации земляных работ на местности, зараженной противником радиоактивными и отравляющими веществами, необходимо предусматривать:
защиту личного состава от опасного воздействия радиоактивных измерений, пыли и отравляющих веществ;
постоянное наблюдение за дозами облучения и нормирование сроков пребывания на зараженной местности;
специальные меры по снижению уровня радиации и по дегазации местности в местах производства работ;
мероприятия по частичной и полной санитарной обработке личного состава и дезактивации техники.
Для принятия решения о проведении необходимых мероприятий до начала работ оценивается радиоактивная обстановка на всем обходе, а затем назначаются рациональные механизированные комплексы и устанавливается режим работы личного состава.
Слайд 4В местах с низкими уровнями радиации ( до 0,5 р/ч)
работы выполняются как на незараженных участках. Однако, в сухую погоду,
при пылеобразовании следует защищать органы дыхания и открытые поверхности тела. Для того, чтобы не допустить преждевременного выхода личного состава из строя, желательно, чтобы доза облучения за сутки не превышала 10 Р. Приближенно доза облучения в рентгенах за интервал времени может быть определена по формуле:
Д=(Рн+Рк)/2 ×(tк –tн), (р);
где Рн- уровень радиации к началу смены;
Рк- уровень радиации к концу смены;
tн - время начала работ в зараженной зоне;
tк - время окончания работ в зараженной зоне.
Работы по сооружению земляного полотна обходов на местности с радиоактивным заражением должны вестись на широком фронте механизированным и комплексно - механизированным способом с привлечением к работам минимально необходимого количества личного состава. Для выполнения работ в зонах заражения следует использовать высокопроизводительные машины, машины со сменными, экранированными или герметизированными кабинами, а также машины с дистанционным управлением.
Земляные работы на обходах развертываются сначала на незараженных участках и в местах с низкими уровнями радиации.
Учитывая необходимость постройки обхода в короткие сроки, подготовительные работы (расчистка земляного полотна, подготовка основания насыпи, устройство водоотводов и подъездов) должны выполняться в минимально необходимом объеме. Отделочные работы должны выполняться после спада уровня радиации, т.е., как правило, уже в процессе эксплуатации обхода.
Слайд 5Работы по сооружения земляного полотна обходов на зараженной местности выполняются
бульдозерами, скреперами и экскаваторными комплексами. Выбор комплекса зависит от следующих
особенностей участка обхода:
•степень заражения растительного слоя;
•характеристика грунтов (песчаные, суглинок, скальный и т.д.);
•высота насыпи или глубина выемки
•вид восстановления;
•количество путей, под которые сооружается земляное полотна обхода;
•расположение мест, пригодных для устройства карьеров для уменьшения вредного влияния радиоактивного облучения на состав, при выполнении земляных работ на местности с уровнями радиации более 1-2 рад-час, необходимо принимать меры к снижению степени заражения поверхности земли в рабочей зоне. Это достигается:
•дезактивацией подвижной защиты от излучения;
•применением машин и санитарной обработкой личного состава;
•ограничением времени облучения.
2. Дезактивация и дегазация района работ.
Дезактивация местности вдоль оси обхода, направленная на снижение степени заражения, может производиться следующими способами:
а) срезка зараженного грунта и удаление его в валы за пределы рабочей зоны.
Срезка зараженного грунта является наиболее эффективным способом дезактивации и выполняется бульдозерами, автогрейдерами, а при необходимости- скреперами. Толщина срезаемого слоя при заражении местности по следу облака- до 10 см, а в зонах наведенной радиации - до 15 см. Снижение радиоактивного заражения при дезактивации срезкой зависит от ширины дезактивированной полосы (рис.1). Уровень радиации может быть определен по формуле:
P=K×Pо; (p/H);
где Ро- уровень радиации до дезактивации (р/ч);
к- коэффициент, зависящий от ширины полосы срезки.
Слайд 6Таблица №1 Значение коэффициента
Рис. 1 Схема срезки растительного слоя с
устройством защитных валов.
1. насыпь;
2. резерв;
З.
защитный экран толщиной δэ=1 м на расстояние а=3,5 м от резерва;
4. вал из зараженного грунта;
5. зараженный грунт, расположенный в теле насыпи на b=0,7 м от
нижнего заложения;
6. срезанный грунт толщиной срезки δср=10-15 см;
В - ширина дезактивируемой полосы.
Дезактивация срезкой и удалением производится:
в основаниях насыпей только при необходимости выполнения работ по их подготовке (срезка растительного слоя, нарезка уступов и др.);
с поверхности берм и резервов;
Зараженный грунт хорошего качества можно укладывать в нижние слои (ядро) насыпи с прикрытием его сверху и с откосов незараженным грунтом (рис 2).
Рис.2 Схема сооружения насыпи с использованием зараженного грунта.
1. резерв;
2. зараженный грунт в теле насыпи.
Слайд 7в пределах границ выемок, при продольной разработке выемок с возкой
грунта в смежные насыпи (рис.3).
Рис.3 Схема резки в пределах
границ выемки.
1. зараженный грунт.
с поверхностей карьеров (вскрышные работы);
на путях движения автосамосвалов.
Ширина дезактивируемой полосы (В) назначается в зависимости от требуемого снижения уровня радиации на оси обхода.
Р=Ро×к
где Ро ,- уровень радиации по оси обхода до дезактивации (р/ч);
к- коэффициент ослабления излучения, зависящий от ширины полосы срезки.
Снижение или полное исключение прямого облучения личного состава в рабочей зоне достигается отсыпкой валов по границам рабочей зоны.
Рис.4 Схема расчета высоты защитных валов.
Высота валов определяется
из следующего соотношения:
h/(R-B/2)=Н/R, откуда:
h=(l-B/2R)×H (м);
где h - высота земляного вала, м;
В - ширина рабочей зоны, м;
R - радиус зоны, с которой
формируется основная доля излучения, м;
Н - высота головы человека над уровнем дневной поверхности земли при нахождении его на насыпи (которая должна сооружаться).
Дезактивацию местности с каменистым грунтом целесообразно производить смыванием радиоактивной пыли поливочными автомобильными станциями.
Дезактивация местности зимой производится срезкой снежного покрова.
Слайд 8б) Отсыпка защитных полос.
Этот метод применяется при сооружении насыпи в
тех случаях, когда срезка не может быть выполнена из-за наличия
скальных, оплавленных при взрыве или мерзлых грунтов в местах расположения завалов и на заболоченных участках обхода. Расчистка завалов по трассе обхода производится, если их высота превышает 1/3 толщины защитных слоев. Отсыпка защитных полос производится привозным незараженным грунтом. Защитная полоса, прикрывающая зараженную радиоактивными веществами поверхность земли служит своего рода экраном, ослабляющим излучение (рис.4).
Величина ослабления тем больше, чем больше толщина и ширина защитной полосы, а так же чем больше объемный вес грунтов, из которых она отсыпана. Размеры защитной полосы назначаются в зависимости от ширины насыпи в основании (ниже заложения) и требуемого снижения уровней радиации по ее оси. Ширина защитной полосы, кроме того, должна позволять разворот на ней машин, занятых на сооружении земляного полотна.
Уровни радиации по оси защитной полосы (по оси обхода) определяется по формуле:
Р=Ро (к+(1- к/к1) (р/ч);
где Ро- уровень радиации по оси обхода на поверхности земли до отсыпки защитных полос, р-ч;
к- коэффициент ослабления излучения, зависящий от ширины полосы (см. табл.1);
к1- степень ослабления излучения слоем незараженного грунта защитной полосы. Определяется по графику.
Рис.4(А) Схема защитных полос без валов
Рис.4(Б) Схема защитных полос с валами по периметру.
1. насыпь, отсыпанная из незараженного грунта; 2. защитная полоса, отсыпанная из незараженного грунта; 3. зараженная поверхность земли; 4. защитный вал, отсыпанный из незараженного грунта; δп- толщина отсыпаемой защитной полосы;В- ширина полосы;
h=l,5-2,0 м- высота защитного вала.
Слайд 9в) перепахивание рабочей зоны плугами.
Перепахивание
полосы рабочей зоны производится пропашными плугами. При перепахивании полос
шириной 40-50 м вдоль оси обхода обеспечивается снижение уровня радиации на оси пути 1,4-2,8 раза.
г) Дезактивация личного состава и техники.
Для уменьшения облучения личного состава, кроме ранее рекомендованных мероприятий, следует производить:
• частичную и полную санитарную обработку личного состава;
• частичную и полную дезактивацию обмундирования, индивидуальных средств защиты, землеройных и транспортных машин.
1.Санитарная обработка и дезактивация личного состава.
Частичная обработка личного состава заключается в обмывании водой лица и рук, а так же в дезактивации обмундирования и средств защиты путем вытряхивания, выколачивания и обметания. Такая обработка производится, как правило, во время перерывов в течение рабочей смены.
Полная санобработка с полной дезактивацией обмундирования и средств защиты производится после окончания рабочей смены в непосредственной близости от места работ или на пунктах (площадках) специальной обработки. При полной санобработке осуществляется помывка личного состава с использованием дезинфекционно-душевых автомобилей. На одного человека выдается 40г мыла и 35-40 л воды с t=+38-40°C. После помывки - дозиметрический контроль, а если степень заражения выше нормы - повторная помывка.
Обмундирование, обувь, снаряжение и средства защиты, не поддающиеся полному обеззараживанию, отправляются для дезактивации в механизированные полевые прачечные, а в замен им выдается чистое имущество.
Слайд 102. Дезактивация техники.
Частичная дезактивация техники заключается в обработке тех частей
поверхности машин, с которыми личный состав должен соприкасаться во время
работы, и в удалении пыли из пылеотстойника воздухоочистителя. Такая дезактивация производится непосредственно на объектах работ силами обслуживающих эту технику команд во время перерывов в течение рабочей смены.
Для полной дезактивации техники и вооружения оборудуется специальная площадка. Начальником площадки назначается командир подразделения, техника которого проходит дезактивацию.
Дезактивацию машин производит личный состав обслуживающих команд в индивидуальных средствах ПХЗ. По окончании обработки машин и вооружения они переводятся на чистую половину площадки, где подвергаются дозиметрическому контролю. Если зараженность выше доступной, то машина отправляется на грязную половину для повторной дезактивации.
Личный состав, проводивший дезактивацию техники, проходит санитарную обработку.
Рис. 5 Схема площадки для обработки техники и вооружения.
1. дегазационные машины;
2. эстакады;
3. рабочие места для обработки съемного оборудования;
4. резиновые емкости для воды;
5. рабочие места для обработки личного состава и приборов;
6. пирамиды; 7. места для чистки оружия; 8. склад дезактивирующих (дегазирующих, дезинфицирующих) веществ; 9. места для надевания средств защиты;
10. водоотводные канавки;11. водосборные колодцы;12. дозиметрические посты.
Слайд 113. Порядок проведения работ по дегазации.
При заражении ОВ в первую
очередь подлежат дегазации рабочие места для личного состава, находящиеся на
открытом воздухе.
Участки, степень заражения которых не представляет опасности для окружающих людей, оставляют на естественное обеззараживание на сроки, зависящие от вида ОВ, метеоусловий и др. Дегазацию этих участков производят по необходимости во вторую очередь по мере освобождения сил и средств, занятых на первоочередных работах.
Воронки на дорогах, проездах и других участках, подлежащих дегазации, предварительно засыпают слоем дегазирующих веществ и при необходимости зарывают. Ширина проездов на зараженных ОВ участках при односторонним движении транспортных средств устанавливается 4-5 м, при двустороннем движении 8-10 м. проходы делаются шириной 1 м.
Примерная общая схема последовательности проведения работ по дегазации может быть принята такой же, как и организации дезактивационных работ.
В районах, подвергающихся дегазации после заражения ОВ (особенно ОВ типа VX и зарин), устанавливают контроль за зараженностью поверхностей и появлением в воздухе опасных концентраций паров ОВ, образующихся в результате испарения с грунта, балласта и материалов после их дегазации. Движение личного состава по участку, продегазированному после заражения ОВ типа иприт , разрешают через 30 мин., а после дегазации ОВ типа зарин и VX - через 1,2-2 часа. Но в этих случаях личный состав должен пользоваться противогазами.
Дегазирующие вещества и растворы.
Для дегазации используют химические вещества, при взаимодействии с которыми ОВ разлагаются с образованием неточечного или малоточечного соединений.
Слайд 12По характеру взаимодействия с ОВ дегазирующие вещества разделяют на две
группы:
1. Дегазирующие вещества окисляющего и хлорирующего действия;
В качестве хлорирующих и
окисляющих веществ используют хлорную известь (ХИ), дветретиосновную соль гидрохлорита кальция (ДТС ГК), гидрохлорит натрия (ГХН), монохлорамины Б и ХБ, дихлорамины Б, ХБ и Т, гексахлорамеламин (ДТ-6).
Общим недостатком этих средств является сильное коррозирующее действие на металлы, обесцвечивание и разрушение тканей. Они раздражают кожу, органы дыхания, поражают глаза.
2. Дезактивирующие вещества основного характера.
Они предназначены для дезактивации ОВ типа зарин и заман. К ним относятся едкий натр (каустическая сода), сернистый натрий, моноэтамалин, крелят натрия, растворители (дихлоритан, четыреххлористый углерод, этиловый спирт, метилцеллозольв, этилцеллозольв), дегазирующие растворы, растворы в виде пен.
4. Производство и организация работ при сооружении и восстановлении
земляного полотна на зараженной местности
Сооружение насыпей в местах, где верхние слои грунта могут укладываться в тело земляного полотна, производится в предварительно дезактивированной местности. Зараженный грунт, уложенный в кавальеры, так же должен быть прикрыт слоем незараженного грунта достаточной толщины.
При заделке имеющихся в земляном полотне брешей зараженный грунт бульдозерами урезается и перемещается в пониженные места бреши, а ее основная часть засыпается механизированным комплексом, как в обычных условиях.
Воронки заделываются, как правило, без их предварительной дезактивации. Для засыпки воронок легче всего применять транспортеры, а для уплотнения - трамбующие машины.
Слайд 13Карьеры должны закладываться, по возможности, на незараженной местности, что дает
возможность экскаваторным бригадирам работать без средств защиты, что улучшает условия
работы. При закладке карьеров в зонах заражения вскрышные работы должны опережать работы на разработке грунтов карьера на 40-60 м. Схема расстановки машин в карьере, а так же работа и движение автосамосвалов или скреперов не отличаются от схем, применяемых в обычных условиях.
Зараженный грунт, забираемый из резервов и частично из берм, укладывается в тело насыпи, образуя ядро, которое присыпается защитным слоем незараженного грунта сверху толщиной не менее 0,3-0,4 м, и с боков не менее 0,7 м (см рис.2). Фронт работы механизированного комплекса при этом делится на две захватки. На первой захватке машины с дистанционным управлением (оборудованными защитными кабинами) срезается зараженный грунт и укладывается в тело насыпи. На второй – обычными машинами разрабатывается незараженный грунт, и насыпь отсыпается до полного профиля.
При интервале между машинами, работающими на первой и второй захватках, в 40-60 м, уровень радиации на второй захватке снижается примерно в 1,5-2 раза по сравнению с окружающей местностью
Разработка выемок с укладкой грунта в кавальеры так же производится двумя захватами. На первой захватке зараженный грунт бульдозерами или автогрейдерами создается и перемещается в кавальер (рис.6).
Рис.6 Поперечный профиль разработки выемки с укладкой грунта в кавальеры.
1. зараженный грунт (объем срезанного слоя);
2. кавальер (грунт из выемки - не зараженный);
3. выемка; δср- толщина срезки;
На второй захватке выемка разрабатывается до полного профиля. При этом открытые выемки целесообразно разрабатывать (глубиной до 2 м) скреперными и бульдозерными комплексами, а выемки обычного профиля - смешанными механизированными комплексами, в которых зараженный грунт срезается бульдозерами или скреперами, а остальная часть выемки разрабатывается экскаваторными комплексами.
При продольной разработке выемок с транспортировкой грунта в насыпь, а так же при возведении насыпей грунтом из карьеров зараженный грунт укладывается в нижний слой ядра наиболее высоких насыпей.