Слайд 1Временный детский коллектив
Стадии развития коллектива по Лутошкину
Слайд 2Временный детский коллектив (ВДК) – группа детей объединенных в целях
организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Специфические особенности ВДК:
Общность, автономность;
Интенсивность
всех видов деятельности;
Краткосрочность существования.
К процессам ВДК относятся:
Руководство и лидерство;
Принятие групповых решений;
Нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;
Формирование функционально-ролевой структуры группы;
Самоуправляемость.
Слайд 3Коллектив – устойчивая во времени группа людей, успешно выполняющая свою
общую основную деятельность, соответствующую социальным ценностям и нормам, способная обеспечить
развитие каждому члену этой группы.
Основные характеристики:
Ответственность;
Открытость;
Нравственность;
Организованность;
Контактность;
Информированность;
Эффективность.
Слайд 44 стиля работы с группой
Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и
настаивание.
Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей.
Снующий челнок. Стиль
уговоров, просьб и компромиссов.
Плывущий плот. Соглашающийся и уступчивый стиль.
Слайд 5Особенности создания коллектива:
Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно.
Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим.
Средний
возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей.
Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии.
Слайд 6Кризисы развития коллектива
3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
7
день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
9 день –
Кризис нелюбви (свечка).
13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).
Слайд 7Стадии развития коллектива
(по Лутошкину)
Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между
собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга
и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
Слайд 8Стадии развития коллектива
(по Лутошкину)
Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы,
при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту
форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
Слайд 9Стадии развития коллектива
(по Лутошкину)
Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на
предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем.
Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.
Слайд 10Стадии развития коллектива
(по Лутошкину)
Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций
и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность.
Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
Слайд 11Стадии развития коллектива
(по Лутошкину)
Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью
открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и
стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой. Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.