Слайд 1Мир школьных прозвищ в России и в Германии
Выполнила: Тишина Лиза,
ученица 6 класса
Слайд 2Актуальность
исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает
наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
Прозвища
– широко распространённое явление среди школьников, оно присутствует повсюду, знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе русского языка.
работа по теме позволит выяснить отношение школьников к прозвищам и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения ребят при употреблении прозвищ.
Слайд 3 Выражается сильно российский народ! И если наградит кого
словцом, то пойдет оно ему в род и потомство. А
уж куды бывает метко … - одной чертой обрисован ты с ног до головы!
Н.В. Гоголь
Слайд 4Цель исследования- Сравнение прозвищ русских и немецких школьников
Задачи:
Изучить литературу по
теме
Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились
Провести анкетирование учащихся нашей
школы с целью изучения особенностей их прозвищ
Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища
Сравнить прозвища немецких и русских школьников
Слайд 5 Гипотеза
предположим, что как у русских, так и у немецких
школьников существуют прозвища, и они имеют сходства.
Слайд 6Источник исследования: анкетирование, интервью.
Предмет исследования: прозвища у русских и
немецких школьников.
Объект исследования – школьная
языковая среда.
Методы исследования: получение и сбор
информации,
метод обработки ответов,
анализ и синтез.
Слайд 7 Что такое прозвище?
По Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова,
прозвище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно
указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.
Слайд 8История возникновения прозвищ
Возникновение прозвищ – это
явление, которое присутствует повсюду.
Прозвища давались по
имени или профессии предка и передавались по наследству. Теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен.
В отличие от имени, прозвище отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей.
Немецкие прозвища появились более тысячи лет назад. Позже они стали основой для образования многих немецких фамилий. Но они не исчезли продолжают существовать до сих пор.
Слайд 9Школьные прозвища
Прозвища - чрезвычайно
важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей. Прозвища
существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.
Плакса
Слайд 10
Почему появляются прозвища?
Я опросила учеников нашей школы. Ответы были
разные, они понравились мне и некоторые из них я
вам покажу!
Слайд 11Так считают ученики нашей школы
«Через прозвище выражается
неприязнь к
человеку».
Те, кто даёт прозвища делать им нечего, думают, что им всё можно, что они самые умные».
Слайд 12«Когда человек сделает
что-то прикольное, ему
сразу хочется дать прозвище».
«Прозвища
даются из-за
поведения человека,
его настроения».
«Иметь прозвище –
это прикольно».
Слайд 13 По мнению ребят,
прозвище – это
кличка
второе имя человека
псевдоним
секретное имя
Слайд 14Причины происхождения прозвищ
1. качества ребенка (физические, интеллектуальные ), его характер
2.
прозвища, связанные с событиями
3. вербальная аналогия
4. социальная роль подростка.
Слайд 16
Ответы учащихся нашей школы на вопросы анкеты
Слайд 18
Журнал «Юма» опубликовал результаты анкетирования среди подростков Германии по поводу
возникновения прозвищ
1. Есть ли у тебя прозвище? Как звучит твое
прозвище?
2. Есть ли у твоего прозвища история?
3. Кто тебе его дал?
4. Тебе больше нравится, если тебя называют по имени или прозвищем?
5. Кому ты разрешаешь себя так называть?
Анкета
Слайд 20Перевод немецких прозвищ на русский язык
1. Puppi ( куколка), Engelchen
(ангелочек)
2. Herkules, Einstein
3. Munchhausen – для русских путешественник, для немцев
– лгун.
4. Affe – для русских это человек, который любит корчится, для немцев дурак.
5. Bohnenstange
Слайд 21Мнение школьного психолога о влиянии прозвищ на детей.
По мнению психолога,
прозвище может быть как приятным для человека, так может нанести
ему психологическую травму. Но все же самое главное – это реакция самого человека на прозвище
Слайд 22Выводы
Проанализировав анкеты учащихся нашей школы и результаты опроса немецких школьников,
представленные в журнале «Юма», я могу утверждать, что моя гипотеза
подтвердилась: как у русских, так и у немецких школьников существуют прозвища, и они имеют сходства а именно:
1.Прозвище человека – это средство общения в среде российских и немецких школьников. Оно может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.
2.Способы образования прозвищ за тысячелетие незначительно изменились. В старину прозвища занимали важное место в официальном языке. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке. В основе создания прозвищ подростков и в России, и в Германии находятся такие понятия, как фамилия, имя, внешность и характер.
Слайд 23Чаще всего прозвища подросткам дают друзья или одноклассники.
В среде российских
и немецких подростков прозвище отражает отношение к человеку. Школьники большей
частью доброжелательны друг к другу. Чтобы выразить недовольство человеком, они награждают его обидным прозвищем.
Слайд 24А в заключении я хочу предложить ребятам не реагировать на
прозвища болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.