Слайд 1Обучение английскому языку в начальной школе: активизация коммуникативной деятельности
Слайд 2ТРИЗ
Теория Решения
Изобретательских Задач
Слайд 3ТРИЗ разработана писаталем и изобретателем Генрихом Альтшуллером в СССР в1946 году.
Слайд 4Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход
Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая
скрытые зависимости, этот подход выступает в качестве инструмента для анализа
ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Слайд 5Начало урока
Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание
учащихся, но и включить детей в активную деятельность
с первых минут занятия.
Нестандартный вход в урок
Удивляй
Фантастическая добавка
Необъявленная тема
Слайд 6Необъявленная тема
прием, освежающий восприятие и познавательную деятельность. Учитель сообщает, что
к началу урока было получено сообщение от инопланетянина. Как он
выглядит – это загадка. Если ребята правильно сделают задания на уроке, они получат фоторобот жителя другой планеты и смогут его нарисовать. За каждое выполненное задание они будут получать часть описания инопланетянина.
Слайд 7Удивляй
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные
факты становятся загадкой.
На уроке английского языка учитель начинает тему
с грустной истории:
Дело обстояло так: пришлось однажды по делам государственным наведаться американскому президенту Теодору Рузвельту в штат Миссисиппи. Местные леса были богаты зверем, поэтому Рузвельт не смог удержаться перед желанием поохотиться. Испортили все угодливые помощники. Они нашли где-то маленького, беспомощного медвежонка и привязали его к дереву, предложив его президенту в качестве охотничьего трофея. Конечно, Рузвельт был разгневан и отпустил несчастное животное. Эта история в газете попала на глаза владельцам магазина игрушек. Они в шутку создали детскую игрушку — плюшевого медведя и выставили ее на витрине вместе с карикатурой. Плюшевый медвежонок получил имя …
Слайд 8Варианты начала урока:
«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»
Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся
к теме урока.
«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»
Учитель начинает урок с высказывания выдающегося
человека, относящегося к теме урока.
«ЭПИГРАФ»
Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
Слайд 9Прием «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
перенос учебной ситуации
на фантастическую планету;
перенос известного героя во времени;
рассмотреть изучаемую
ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или глазами игрушки.
Слайд 10МОТИВАЦИЯ к УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прием «ДА- НЕТка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет,
животное, литературного героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая
вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет». Данный прием отлично работает, когда при изучении темы «Животные» ребята отгадывают животных, используя вопрос «Can it …?»
Слайд 11Шаг за шагом
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют
слово из изученной ранее темы
Слайд 12Приём "Толстый и тонкий вопрос
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий
ответ
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать
по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Вопросы адресуются друг другу и могут использоваться для домашнего задания.
Слайд 13 “Корзина идей, понятий,
имен”
Это прием организации работы учащихся на
начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта.
Он позволяет выявить те лексические единицы, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. В конце урока к воображаемой корзине возвращаются и обсуждают, как она пополнилась за урок.
Слайд 14“Развивающий канон”
Прием на развитие логического мышления. Даны три слова,
первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы
оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример:
square – shape = red -?
tiger – wild animals = cow - ?
potatoes – vegetables = apple - ?
Слайд 15Приём “Лови ошибку”
прием концентрирующий внимание учащихся. Учитель показывает детям
картинку по теме и коротенькие текстовые описания. Учащиеся должны смотреть
на картинку и корректировать текст. Работа может носить как устный (базовый уровень) так и письменный (продвинутый уровень) характер.
It`s autumn. The boy is sitting in the park. He is reading a book.
Слайд 16Приём «Телепередача»
Прием, вносящий нотку релаксации и позволяющий школьникам почувствовать
себя в роли телеведущих. Ребятам предстоит провести передачу на определенную
тему, например «сейчас в мире». Она будет включать рассказ о сезоне, погоде и одежде людей в данный момент на улицах. Каждому телеведущему выдается картинка со своим городом мира, о котором он и будет рассказывать. Такую игру можно организовывать по разным темам.
Слайд 17Приём “Конструктор”
Прием анализа-синтеза информации. Учитель дает ребятам словосочетание (к примеру,числительное
+ прилагательное + существительное и говорит правила конструктора, например: меняем
все прилагательные на противоположные, а числительные увеличиваем. Таким образом, из одного и того же словосочетания у ребят получатся разные. Этот прием хорошо систематизирует не только словарный запас по теме, но и учит лучше ориентироваться в понятии «части речи».
seven big apples
eight small apples
Слайд 18Не сдавайтесь!
Генрих Альтшуллер всегда говорил, что обучение – это очень
сложный и длительный процесс. Абсолютно у каждого ученика и педагога
в этом процессе могут быть как успешные периоды, так и периоды затруднений и даже отчаяния, когда кажется, что прогресса не достичь. По словам Альтшуллера, главное, это помнить, что самолет – всегда взлетает против ветра. Это сложно. Но потом он летит и это оправдывает все усилия. Любая цель должна быть очень маленькой и конкретной и только тогда она точно осуществима!