Слайд 1Организация проектной деятельности учащихся
в обучении английскому языку
(на примерах
федеральных курсов
“Enjoy English”, “Happy English.ru”)
Гаврилин М. Н., учитель английского
языка
МОУ «Райсемёновская СОШ»
2013 г.
Слайд 2Проекты в обучении - история
19 век – зарождение прагматизма: самое
важное – действие и практическое применение знаний;
John Dewey (1859-1952): в
обучении важно не запоминать лексику, а действовать с помощью полученной информации, применяя ее в типичных жизненных ситуациях;
William H. Kilpatrick (1871 – 1965): обучение происходит через опыт, в жизненных ситуациях, через поведение учеников и непосредственную практику;
Hugo Gaudig (1860 – 1923) – система «свободного получения знаний» через учебный труд и его планирование, самообразование; школа должна ориентироваться на интересы свободной личности;
Georg Kerschensteiner (Георг Михаэль Кершенштейнер, 1854 – 1932) – при минимуме научного материала развивать максимум умений, с упором на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся (трудовые школы).
Слайд 3Проекты в обучении – наши дни
Разнообразие терминов: проектная деятельность, метод
проектов, Project Teaching, Project Method, Project Approach, Project-based approach, Project-centered
approach, Project-based learning (PBL).
Множество классификаций и отсутствие общепринятого, четкого определения проекта.
Слайд 4Особенности проектов
Проект – это…
особый вид задания, в котором учащиеся
выбирают тему и направление решения проблемы;
интеграция видов речевой деятельности
для выполнения практического задания;
непосредственная связь с жизненным опытом и интересами учащихся;
наличие материального, оформленного результата;
используются в дополнение к систематическому обучению.
Слайд 5Особенности проектов
Разнообразие тем, заданий, видов деятельности и способов взаимодействия;
Взаимосвязь учебного
материала с опытом и потребностями учащихся;
Личностная вовлеченность и удовольствие от
работы, повышение мотивации;
Создание ситуации успеха;
Расширение словарного запаса учащихся и его употребление в значимом контексте.
Слайд 6Примеры тем проектов
“Enjoy English”
начальная школа: создание азбуки, конкурс
смешных закладок и загадок, создание здорового меню школьных завтраков, создание
новогоднего украшения, создание поздравительной открытки, написание письма, планирование путешествия, написание сказки, создание журнала мод, создание диплома;
средняя и старшая школа: создание сайта школы, празднование Нового года, презентация родного города, постановка пьесы, проведение конференции, презентация книги, создание сайта о России, написание статьи, биографии.
Слайд 7Пример проекта ( “EE” 5 кл.)
Слайд 8Примеры тем проектов
“Happy English.ru”
ролевые игры, празднование Нового
Года и Рождества, создание своего сайта, презентация своей семьи, презентация
знаменитых символов культуры, игра-викторина, создание клуба по интересам, презентация родного города, проведение праздника, презентация традиций, плакат о каникулах, мероприятия по защите природы, ролевая игра, план поездки, справочник туриста, представление страны, постановка отрывка из пьесы, планирование учебы после школы, создание интернет-блога.
Слайд 9Пример проекта (“HE.ru” 7 кл.)
Слайд 10Типы проектов
Индивидуальные, парные и групповые;
Краткосрочные и долгосрочные;
Очные и дистанционные (сетевые);
Исследовательские
(экспериментальные и опытные работы, методы исследования);
Творческие (желаемые планируемые результаты);
Приключенческие, игровые
(игровая деятельность – доминирует, хотя много места для творчества в рамках ролей);
Информационные (сбор информации о каком-то объекте , ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории);
Практико-ориентированные (изначально четко обозначенный результат, ориентированный на практические интересы участников).
Слайд 11Цели проектов и ФГОС
Цели проектов:
интеграция видов речевой деятельности и
их практическое использование в знакомых и актуальных для школьников ситуациях,
развитие творческих способностей детей,
развитие мышления,
развитие информационной и компьютерной компетенции,
развитие умений исследовательской деятельности,
развитие умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности,
развитие умений достигать взаимопонимания и согласия,
развитие организационных умений, включая умение планировать свою деятельность,
развитие умений само- и взаимоконтроля;
повышение мотивации учащихся;
развитие умений представить результаты своей работы на изучаемом языке.
Слайд 12Проекты в классе
В конце работы над темой – интеграция полученных
знаний, их практическое применение;
В работе с младшими школьниками;
Во внеурочной деятельности.
Слайд 13Организация проектной работы
Этапы работы:
Подготовка: совместная работа, получение фоновых знаний, знакомство
с темой, отработка языкового материала, пробуждение любопытства, обмен личным опытом;
Планирование:
рассмотрение вариантов, сбор предложений от учителя и учеников, выбор темы и формата работы, определение сроков и распределение ролей с помощью общего обсуждения;
Выполнение проекта. Опоры на: картинки, графики, таблицы, тексты. Сбор информации, исследовательская деятельность, решение проблем, творчество.
Мониторинг: дневник проекта, еженедельный обзор работы (для долгосрочных проектов);
Слайд 14Организация проектной работы
Создание конечного продукта: плакаты, стенгазеты, презентации, видеоролики, листовки,
брошюры, статьи, выставки, праздники, ролевые игры и т.д. Повторная мотивация,
распределение обязанностей, техническая поддержка.
Презентация результатов: краткая по времени, организованная, с учетом потребностей аудитории. Развитие умений презентации, взаимодействия с публикой.
Оценивание проекта. Качество продукта, качество взаимодействия, качество языка и речи, качество работы, приобретенные межкультурные и иные дополнительные знания.
Слайд 16Выбор темы проекта ( “EE” 11 кл.)
Слайд 17Организация работы (“HE.ru” 5кл.)
Слайд 18Организация работы, опоры (“HE.ru” 5 кл.)
Слайд 19Презентация родного края (“ЕЕ” 5)
Слайд 20Информационный проект (“HE.ru” 10)
Слайд 21Роль учителя
Учитель-помощник:
источник информации и идей,
организатор демонстрации результатов проекта,
помогает оценить работу.
Слайд 22Оценивание проекта
Самооценка на основе self-evaluation card или иной опоры;
Оценка учителем
по заранее объявленным критериям;
Оценка-конкурс (номинации: самый красивый проект, самый информативный
проект, самый хороший язык)
Итоговое обсуждение проекта (рефлексия): что понравилось? Чему научились? Что теперь могут делать с помощью английского языка?
Слайд 23Оценивание проекта ( “HE.ru” 5 кл.)
Слайд 24Оценивание и рефлексия ( “EE” 4 кл.)
Слайд 25Возможные проблемы и решения
Затраты времени: часть проекта выполняется вне урока,
самостоятельно. Подготовка к проекту ведется с начала изучения темы.
Разноуровневые учащиеся
в группе: распределение ролей по силам, приемы обучения в сотрудничестве. Контекст проекта должен быть интересен для всех учеников. Возможность для всех учеников внести в проект собственные идеи и мнение и выбрать удобный для них вид конечного продукта.
Шум во время работы: договориться с учениками об ограничении шума.
Личные проблемы учеников (неуверенность в своих силах, асоциальность): помочь выбрать тему проекта и конечный продукт по силам и интересам. Возможность индивидуального выполнения проекта либо распределить по группам.
Использование родного языка: дать возможность обсуждать сложные организационные моменты на родном языке, но в дискуссиях и презентациях использовать только изучаемый язык, назначить слабых учеников на роль контролеров.