Слайд 1
ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовой
проект
Организация проектно-исследовательской деятельности в
процессе обучения иностранному языку
Выполнил: Борисова И.Г.,
учитель английского языка,
МОУ «СОШ №8» г.Саранск
Проверил: Кочеваткина О.В.,
зав.кафедрой гуманитарного
образования
Саранск 2014
Слайд 2Актуальность
У значительного числа современных школьников отмечается нежелание учиться, низкий
уровень развития познавательных интересов. Главная задача педагога в этих условиях
заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, а проектно-исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод его активизации и оптимизации. Проектно-исследовательская деятельность школьников — это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин
Актуальность раскрываемой нами проблемы заключается в том, что самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению личностно ориентированного обучения, которое осуществляется через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося.
Сегодня проектно-исследовательская деятельность является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Слайд 3Цель работы - изучить виды исследовательской деятельности, а также процесс
создания эффективных условий для ее реализации.
Задачи
1. Рассмотреть основное понятие проектно-исследовательской
деятельности на
иностранном языке.
2. Изучить виды и типы проектно-исследовательской деятельности.
3. Рассмотреть основные черты метода проектов, основные требования к
использованию метода проекта, а также правила для организации деятельности
учащихся при использовании метода проектов.
Основное понятие проектно-исследовательской деятельности
Под проектно-исследовательской деятельностью понимается
совместная
целенаправленная, заранее cпланированная и осознанная деятельность
обучаемых -партнеров. Это направление работы имеет общую проблему, цель,
согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной
системы интеллектуальных и практических компетенций.
Проектно-исследовательская деятельность это исследование конкретной проблемы,
ее практическая или теоретическая реализация.
Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности
учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые
создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Виды учебных проектов
1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью
ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п.
Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до
самого окончания.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта
или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса,
школы, микрорайона, города, государства.
2. по предметно-содержательной области:
- монопроект, в рамках одной области знаний
- межпредметный проект, на стыке различных областей
Слайд 63. по характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий)
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
телекоммуникационных проектов)
4.
по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона,
страны, разных стран мира)
5. по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой,
коллективный, массовый)
6. по продолжительности проекта (мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков),
длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))
Слайд 7Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
1 этап - погружение в проблему;
2 этап
- организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация
результатов, самооценка и самоанализ.
Слайд 9ENGLISH
Преимущества проектно-исследовательской деятельности
над
традиционными методами обучения иностранному языку
Проектно-исследовательская деятельность:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать
последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их
в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая
предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза,
мысленного - экспериментирования, прогнозирования;
он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов;
при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык
выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих
мыслей;
он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения,
знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в
активный диалог культур;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Роль учителя в проектной деятельности
Проектная деятельность в
школе невозможно без организационной и культурной
позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя.
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к
повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной
помощи. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять
более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника
информации преподаватель становится соучастником исследовательского,
творческого процесса, наставником, консультантом, организатором
самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников
над проектом
Слайд 11Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из
важнейших составляющих
образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий
учащийся
оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий
процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс
выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых
и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится
проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект,
решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким
образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:
общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой,
составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;
специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме,
Осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным
словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности,
включающие речевое и неречевое поведение.
Слайд 12Проектно-исследовательскую деятельность применяю более десяти лет.
Начав работать с учениками,
я почувствовала, что отработанный по темам
языковой материал как бы
«повисает в воздухе» и требует какого-то дополнительного
выхода. Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект соотносится с
определенной темой устной речи.
Для организации проектной работы
отбирается только тот материал, который вызывает интерес у учеников.
К таким проблемам можно отнести следующие: исследование истории возникновения различных праздников страны изучаемого языка, проблема
свободного времени молодежи, проблема взаимоотношений между поколениями
и т. п. Решаемая проблема должна иметь практическую, теоретическую и
познавательную значимость.
Слайд 13 При подготовке проекта «Школа моей мечты» обсуждается следующая проблема:
какая система эффективней? Что положительного можно взять в системе образования
России
и Великобритании ,чтобы построить школу будущего? Какой вы эту школу
представляете? В проектах доминирует творчески-информационная направленность,
так как они имеют своей целью сбор информации по какой-либо проблеме,
затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму - газету,
коллаж, реферат, альбом, презентацию. Подготовка и защита проектов проводится на
завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому
предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового
материала на репродуктивном уровне. Ученики представляли свои проекты, рассказывая
о всевозможных достоинствах разработанной ими школе будущего.
Слайд 14 В прошлом учебном году вместе с
учениками было разработано несколько
проектов. Например, изучение разговорной темы
«Взаимоотношения в семье»
мы завершили проектом «Мое генеалогическое дерево», поскольку
большинство учеников предпочли работать индивидуально по этой теме.
При подведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику
памятные дипломы с надписью: «Самая большая семья»,
«Самая спортивная семья», «Самая веселая семья»,прокомментировав свое
решение.
Слайд 15 По теме «Жизнь молодых людей» ученики любят работать с
коллажами. Им
предлагается закончить предложение «Быть молодым для меня
значит…» и раскрыть свое мнение через подбор словосочетаний на иностранном языке, своих рисунков и иллюстраций. Подобные коллажи можно составить по теме «Проблемы молодых людей»,
«Первая любовь/дружба». Как правило, работы получаются очень интересными и
разнообразными
Слайд 16"My Favourite Pizza"
Put the pizza into the oven
Decorate
it with fruit
Spread yogurt on it
Cut the
fruit
Let's make pastry
Bon Appetit!
Слайд 17
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели
обучения;
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. использовать взаимосвязанное обучение различным
видам деятельности;
5. учитывать страноведческий аспект;
6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. реализовать индивидуальный подход;
8. усилить самостоятельность школьников;
9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10. объективно оценивать знания учащихся;
11. повысить качество наглядности;
12. развитие познавательных навыков учащихся;
13.развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
14.развитие критического и творческого мышления.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет
Слайд 18 эффективность процесса обучения иноязычному общению при использовании
проектной методики
зависит от выполнения основных требований к
использованию метода проектов.
при организации проектной деятельности на уроках иностранного языка
важно учитывать основные черты метода проектов и требования к
использованию проектов: наличие проблемы, практическая направленность,
самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время,
структурирование содержательной части проекта, использование
исследовательских методов.
Выводы
Список литературы
1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
4. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.
5. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.
6. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.
7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.
8. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.
9. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
10. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 41 – 46.
11. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении
английскому языку. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 46 – 48.
12. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.