Слайд 1 Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС
Слайд 2«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства.
Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не
принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка,
текст и подтекст»
Слайд 3Чтобы урок был интересным, обучающим необходимо:
своевременно подготовить к каждому
уроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения;
обеспечить разнообразие
типов уроков в системе уроков по данной теме;
создать возможность для обучающихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя
Слайд 4 Урок должен быть воспитывающим
обязательно выполнять требования, вытекающие из
основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ
науки, систематичность, прочность знаний, учёт индивидуальных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
Слайд 5 урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать
потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными,
действия преподавателя и обучающихся завершёнными;
необходим полный контроль во взаимодействии преподавателя и обучающихся на уроке, педагогический такт
Слайд 6 создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
менять по
возможности виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
обеспечить
соблюдение единого орфографического режима, принятого в ОУ;
управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают обучающиеся.
Слайд 7Современный урок – какой он?
(анкетирование гр. 210 в кол-ве 18
чел.)
Современный урок – это:
Урок, на котором учитель излагает новый материал
понятно и доступно (16 чел.)
Когда мою работу оценивают постоянно (10 чел.)
Интересный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются (14 чел.)
Когда я активно участвую на всех этапах урока (14 чел.)
Урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок (18 чел.)
Урок, на котором выслушивают любое твое мнение, где человек учится быть человеком (10 чел.)
Урок, на котором чувствуешь себя уверенно (14 чел.)
Урок с применением современных технических средств обучения (15 чел.)
Урок без стрессов (16 чел.)
Слайд 8Недостатки
традиционного урока
Сложность осуществления индивидуального подхода к обучающимся, трудности с реализацией
личностно-ориентированного дифференцированного обучения
Доминируют фронтальные методы над индивидуальными
Трудность получения своевременной
обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижении в умственном развитии обучающихся;
Слабая связь изучаемой теории с практикой
Преобладание репродуктивных методов над творческими
Слайд 9 Построенный урок по схеме "опрос - объяснение - закрепление" не обеспечивает
условий реализации принципа развивающего обучения, так как ориентирует обучающихся на усвоение
знаний и не гарантирует их развития, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность;
Преобладает целевая установка, направленная на деятельность преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность обучающихся (их деятельность подразумевается);
Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом обучающимися, а процесс их учения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.
Слайд 10Типичные недостатки
Отсутствует мобилизуещее начало урока (необходимая мотивация, сообщение целей, планируемых
результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
Преобладает комбинированный тип урока
Редко и
малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные и групповые формы работы
Преобладают репродуктивные методы
Наблюдается необъективная, негуманная оценочная
деятельность учителя (нет системы учета и оценки знаний).
Не уделяется достаточного внимания инструктажу о
выполнении домашнего задания: дифференциации и
индивидуализации заданий по объему и сложности
Слайд 11Основные пути совершенствования современного урока
Усиление активности, самостоятельности и
творческой деятельности обучающихся.
Формирование у обучающихся положительной мотивации и потребности
в знаниях.
Совершенствование структуры урока.
Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения.
Стимулирование и формирование познавательных интересов обучающихся.
Оптимизация процесса обучение (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся и преподавателя).
Создание на уроке благоприятных эмоционально – деловых отношений.
Слайд 12Изменения в образовательном процессе при переходе к деятельностной работе
«знаниевая»
«деятельностная»
Ориентация учебного
процесса
Освоение всех учебных элементов
Формирование способности к решению всех учебных задач
Задачи
педагогических технологий
«Учу предмет»
Передача готового знания. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика.
«Развиваю»
Вовлечение студентов в осознанную учебную деятельность, индивидуальная и групповая форма работы. Дифференциация, интеграция, перенос знаний
Слайд 13Что делать?
Осуществлять целенаправленную деятельность по оценке достижений планируемых результатов и
включать в нее студентов(!)
Слайд 14ЦЕЛЬ УРОКА
– ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
Определять:
ЗАДАЧИ В СТРУКТУРЕ
УРОКА
– что будет делать ученик, учитель на каждом этапе уроке
Использовать:
МЕТОДЫ
И ФОРМЫ РАБОТЫ
– как будут реализовываться каждый этап урока
Прогнозировать:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– связаны с целями и задачами;
– имеют конкретный и проверяемый характер;
– формулируются от обучающихся («В результате занятия обучающиеся смогут…»);
– могут быть сформулированы и обсуждены вместе с обучающимися;
– рефлексия – оценка урока, отношение к уроку, изучаемому материалу
Слайд 15Соблюдать принципы
педагогической техники:
• свобода выбора;
• открытость;
• деятельность;
• идеальность (высокий КПД);
•
обратная связь.
- урок, на котором преподаватель, лишь направляя обучающихся, дает
рекомендации в течение урока. Поэтому обучающихся ощущают, что ведут урок сами.
«Высший пилотаж»
Слайд 16Ценность урока
Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала
обучающимися.
Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но
если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя.
Выработать нужные навыки и умения.
Слайд 17 Декарт сказал:
«Мало иметь хороший ум,
главное – хорошо его применять»
Наш ученик имеет «хороший ум», задача
современного учителя – найти применение этому уму.
Слайд 18Хороший хозяин выращивает рис.
Мудрый - возделывает почву.
Дальновидный - воспитывает
работника
Восточная пословица
Педагогический менеджмент: наука и искусство
Слайд 19 Рекомендации
Увеличить объем продуманной самостоятельной работы
Организовать учебное сотрудничество различных
уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа,
группа – группа)
Принять к действию главный фактор в воспитательном процессе – фактор человеческий:
сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников
умение соблюдать дистанцию, не допуская фамильярности и уважать мнение своего собеседника
терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться
принципиальная требовательность, основанная на справедливости, понимании и взаимном уважении
умение сдерживать проявление чувств негодования с учетом конкретной ситуации
умение не демонстрировать своей неприязни к одним студентам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке, и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого студента
запрещать себе таить зло по отношению к тем студентам, которые доставляют неприятности
если педагог совершил педагогическую ошибку и виноват перед студентами, то должен иметь смелость извиниться