Слайд 1Приёмы и стратегии критического
мышления на уроках английского языка.
Слайд 2
A mind enclosed in language is in prison.
Simone Weil.
Разум, ограниченный языком, находится в заточении.
Симона Вейль
Слайд 3
Основное в технологии РКМ:
1.данная технология удачно согласуется с
традиционными формами преподавания;
2.некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам;
3.преобладающий тип и характер взаимоотношений - субъект-субъектный; 4.характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность; 5.ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный; 6.способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия; 7.формы организации - индивидуальные, коллективные; 8.методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные; 9.технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.
Слайд 4Базовая учебная модель:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Слайд 5Стадия вызова
вызов уже имеющихся у учащихся знаний, опыта по теме,
активизация деятельности
мотивация к дальнейшей работе
Слайд 6Стадия осмысления
активное получение и непосредственная работа с новой информацией
осмысление новой
информации;
продвижение от знания «старого» к знанию «новому»
соотнесение новой информации
с собственными знаниями;
отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Слайд 7Рефлексия
осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации
сравнивается то, что знали,
с тем, что узнали
Первоначальное собственное знание
+
Знание соседа
+
Новая информация
=
Рождение собственного нового знания.
Слайд 9Синквейн
это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких
выражениях.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение,
состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 10Cinquain
New Year
Happy and funny
Play, sing and dance
The guests give me presents holiday
Слайд 11Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии
осмысления содержания
I
—interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
« V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.
В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Слайд 12Insert
(прием маркировки текста «вставка»)
Слайд 13«JigSaw»
Ребятам предлагается рассчитаться на1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой
номер.
Учитель предлагает обратиться к материалу урока.
Кратко обсуждается тема, ставится задача
— разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом.
Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д.
Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам
и обучают других в группе
Слайд 14«JigSaw»
Пильская М.А.
3 Экспертная
группа
1 Рабочая
группа
1 Экспертная
группа
2 Экспертная
группа
4 Экспертная
группа
Слайд 15Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из
самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести
шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Стратегия шести шляп.
Слайд 17Эмоции. Интуиция и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие
у меня по этому поводу возникают чувства?
Преимущества. Почему это стоит
сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 18Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись
происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово,
идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Слайд 19Cluster-Method (гроздь)
служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой
- либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся,
а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
Слайд 20Cluster - Method -
графический приём систематизации материала.
Мысли не
громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Слайд 21Claster:
The best way to learn English is
to use the dictionary
to go to Britain
to do exercises carefully
to use of mass
media
to listen atentively
to practice through immersion
to use CDs
to work hard
Слайд 22Claster:
Ways of travelling
by plain
by car
by boat
by bus
by train
on foot
by motorcycle
by
bike
Слайд 23Claster
Country
traditions
holidays
Geographical position
capital
population
Places of interest
territory
Main cities
Political system
language
Слайд 24Claster:
shops
the greengrocer’s shoponary
milkproducts
dry foodstuffs
the grocer’s shop
meatproducts
The butcher’s shop
vegetables,
fruits
the dairy shop
Слайд 25Возможности использования:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При
сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Слайд 26Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
Этот приём применим для чтения или
прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем
/хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.
заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Слайд 27«Учимся вместе» (Learning Together)
Возможности использования:
При работе с текстом;
При изучении грамматики.
Как
это делать при работе с текстом
Взаимообучение происходит в группах из
4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
Суммирует содержание абзаца;
Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
Растолковывает то, что для других осталось неясным;
Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Слайд 28Ажурная пила
Возможности использования:
При работе с текстом;
При изучении грамматики.
Как это делать
при работе с текстом
Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая
как сильных, так и слабых учеников;
Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.
Слайд 29Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии
осмысления содержания
I
—interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
« V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.
В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
Слайд 30Прием для стимулирования размышления после чтения текста
1.Учащиеся находят отрывки, которые
они считают интересными
2. Выписывают цитату на карточку, обязательно указав
страницу
3. На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий
4. Затем цитата зачитывается перед классом, и учащиеся высказывают свои суждения
5. В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать собственный комментарий. За ним последнее слово.
оставьте за мной последнее слово
Слайд 31Diamond
При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется приём « Даймонд».
В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в
задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
———————————
The older generation
Confident, reserved, knowing
support, believe, give advice, hope
try to understand, argue, conflict, problems in the contacts, pleasant contact, to have a row
show off, express themselves, reject, loverebellious, shocking, eccentric
The young generation
———————————
Момент столкновения
Разные точки зрения
Слайд 33Обмен мнениями методом «Ротации»
Групповая работа. Формулируются
проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные
маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Затем каждая группа готовит презентацию ответов на поставленный ими вопрос, формулируя правильный ответ на основе всех предложенных ответов.
Слайд 34 При проведении таких форм работы, как "мозговой штурм", "инсерт",
"чтение с остановками" обязательными условиями являются:
Быть доброжелательным.
Не критиковать.
Соблюдать регламент высказывания идей.
Принять и записать все идеи.
Высказать свое мнение должен каждый.
Условие работы
Слайд 35Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 36Snake
HOUSEFLATROOMKITCHENBATHROOMBEDROOM
FATHERMOTHERBROTHERSISTERSONDAUGHTERUNCLEAUNTCUSINE
Слайд 37
It’ll be sunny
It’ll be hot
and lovely
Put on your
T-shirts
and
shorts
It’ll be nice tomorrow
Weather forecast
Fortune tree
Слайд 38
What’s your
favourite season?
winter
spring
summer
autumn
Cold
Snowy
Windy
Sunny
Green
Warm
Hot
Flowers
Holidays
Rainy
Wet
Yellow
My favourite
season is summer
because I like flowers.
Fishbone
Слайд 39
What’s your
favourite holiday?
New Year's Day
on 1 January.
St. Valentine's
Day
on 14 February.
Mother's Day
on 8 March
Christmas Day
on 25
December
beautiful Christmas decorations, the roast turkey and Christmas pudding
a lot of dancing and eating, visiting their friends, presents
buy or make Valen-tine cards
express their love and gratitude
to their mother
My favourite
holiday is New Year
because I like presents.
Fishbone
Слайд 40
What’s your
favourite holiday?
New Year's Day
St. Valentine's Day
Mother's Day
Christmas Day
decorations, the roast turkey and pudding
dancing, eating,
visiting their friends, presents
buy or make Valen-tine cards
express their love and gratitude
to their mother
My favourite
holiday is New Year
because I like presents.
Fishbone
Слайд 41Claster:
calendar
date
holiday
numbers
month
weakdays
weak
season
year
Слайд 42Job
Responsible, necessary,
Consider, evaluate, create,
A person must have abilities,
Future.
Cinquain
Слайд 43True False
Kazakhstan is the second largest country of the former
Soviet Union.
Kazakhstan doesn`t share its border with China.
The country
is rich in mineral recourses.
The population of Astana is not expected to increase.
Residents are happy to share hospitality with their visitors.
The official language is Kazakh.
Russian is the language of international communication.
Слайд 44
Технология критического мышления позволяет учителю на уроках: давать
учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы
свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным , фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.