Слайд 1МБОУ СОШ №1 г. Павлово Нижегородской обл.
Развитие профессиональной компетентности учителя
иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки
и введения ФГОС ООО
Автор: учитель английского языка
МБОУ СОШ №1
Молодцова Екатерина Сергеевна
Слайд 2Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть
универсальными учебными
действиями
(УУД)
, которые и формируют фундаментальное ядро образования.
Наиболее полно современным приоритетам российского модернизиующегося
образования соответствует
системно
-
деятельностный подход,
который является
основой ФГОС НОО
.
С
тандарты второ
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть
универсальными учебными
действиями
(УУД)
, которые и формируют фундаментальное ядро образования.
Наиболее полно современным приоритетам российского модернизиующегося
образования соответствует
системно
-
деятельностный подход,
который является
основой ФГОС НОО
.
С
тандарты второ
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,
овладеть универсальными учебными действиями (УУД.
Для этого используется системно-деятельностный подход, который является основой ФГОС.
Слайд 3Стандарты второго поколения вводят новое понятие –учебная ситуация, которая
является
способом реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация–
это такая особая единица учебного процесса,
в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего
действия, исследуют его, совершая
разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично –запоминают
Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.
Слайд 4Учебные ситуации строятся с учетом:
возраста ребенка (то, что провоцирует на
действие
младшего школьника, оставляет
равнодушным и пассивным подростка),
специфики учебного
предмета (учебная ситуация в математике качественно
отличается от учебной ситуации в чтении или
естественнонаучной/обществоведческой
части окружающего мира типами формируемых умений),
меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Слайд 5Реализация деятельностного подхода
через решение учебных ситуаций:
способствует формированию метапредметных и
личностных результатов;
позволяет поставить ученика в новую роль –«исследователей», под
«скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.
делает процесс учения поисковым и творческим;
предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.
Слайд 6Метапредметные результаты обучения
Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных
учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос
во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметное задание – задание, предусматривающее овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Слайд 7Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
активное использование
речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Слайд 8Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного
стандарта.
УУД – это совокупность действий учителя, которые обеспечивают его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Представлены четыре вида УУД:
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
Слайд 9Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения
учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Это учет и развитие личностных качеств учащихся.
(Отбор содержания, адекватного возрастным особенностям;
Наличие упражнений, в которых осуществляется перенос изучаемого материала на личность обучаемых)
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.
Слайд 10Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации,
ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы
решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Слайд 11Личностные УУД =
ЧТО? - Построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненных
планов во временной перспективе
КАК? - Действие смыслообразования = установления связи
между целью учебной деятельности и тем, ради чего она осуществляется.
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Слайд 12Личностные УУД =
Мотивация – Я хочу и буду знать, потому
что…
Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?
О
чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?
ценностно-смысловая, нравственная,
социальная ориентация
Слайд 13Регулятивные УУД =
целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Слайд 14Регулятивные УУД =
контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Слайд 15Регулятивные УУД =
волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации
сил и энергии;
к волевому усилию выбора в ситуации
конфликта ;
- к преодолению препятствий;
- эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
Слайд 16Познавательные УУД =
общеучебные – определение познавательной цели, информационный поиск, знаково-символические
действия, структурирование знаний, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
знаково-символические – кодирование, декодирование, моделирование;
логические – анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера
Слайд 17Знаково-символические действия- моделирование
I am
a boy
I
play football
Do you play football?
?
Слайд 18Познавательные УУД =
работа с информацией
Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…
Какую информацию
мне надо использовать, чтобы…
Что из прочитанного, услышанного я использую для…
Какие
слова и выражения я
использую для…
Почему я пишу, говорю это слово, предложение?
Что я пытаюсь доказать?
Слайд 19Коммуникативные УУД =
ЧТО? - Учет позиции других людей, умение слушать
и слышать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
КАК?
– Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнёра;
- умение четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие
Слайд 20Коммуникативные УУД =
социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие
Я думаю, что…
Я тебя
понимаю и согласен (не согласен), что…
Не могли бы вы помочь…
Извините,
где, что, когда…
Слайд 21Личностные УУД
Познавательные УУД
Слайд 22Коммуникативные
Коммуникативные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 23Познавательные
Регулятивные
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Слайд 24Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Слайд 25Типовые учебные ситуации для формирования УУД
Создайте набор типовых учебных ситуаций
для
формирования УУД.
Разместите ваш материал в таблице
Слайд 26Технологическая карта урока
Технологическая карта — это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Слайд 27Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных
на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные,
предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Слайд 28Алгоритм урока открытия новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода
Подготовительный этап
Шаг 1 – мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения
в пробном действии.
Шаг 2 – рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.
Шаг 3 –постановка учащимися цели урока.
Этап открытия новых знаний
Шаг 4 - разработка проекта выхода из затруднения.
Шаг 5 –реализация готового проекта – открытие новых знаний.
Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Заключительный этап-применение и рефлексия
Шаг 7 – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение
Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 29Классификация уроков в рамках деятельностного подхода
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего
контроля
Слайд 32МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Слайд 33
Оценивание метарпедметных результатов
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов –
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 34ЧТО ТАКОЕ ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных
достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных
разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующее оценивание Этот термин
«относится к любым формам деятельности
учителя и учеников, оценивающих самих
себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения»
Слайд 35УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
разработаны критерии оценивания разных видов деятельности в
процессе обучения;
критерии оценивания открыты, они доводятся до обучающихся и точно
комментируются;
разработана рейтинговая система, т.е. определено сколько баллов «стоит» тот или иной вид деятельности;
разработаны техники и инструменты оценивания, т.е. формы, бланки для фиксации хода работы и достижений обучающихся;
оценивается в большей мере процесс, а не результат;
важную роль играет рефлексия (т.е. оценивание как обучающимся, так и педагогом своих достижений);
процедура оценивания обсуждается с обучающимися.
Слайд 36Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных умений
Урок
применения предметных умений
Урок обобщения и систематизации
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный
урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
Типы уроков по ФГОС
Слайд 37Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1).Уроки «открытия» нового знания;
2).Уроки отработки умений и рефлексии;
3).Уроки
общеметодологической направленности;
4).Уроки развивающего контроля.
Слайд 38Структура урока открытия нового знания:
1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.
2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3).Этап выявления места и причины затруднения.
4).Этап построения проекта выхода из затруднения.
5).Этап реализации построенного проекта.
6).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8).Этап включения в систему знаний и повторения.
9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 39Требования к современному уроку иностранного языка
Работа с текстом как основа
для изучения иностранного языка
Специальное формирование метапредметных умений
Ведущий вид деятельности
– говорение в диалогической и монологической формах
Сохраняется традиционная логика урока: фон. и речевая зарядка, говорение, чтение, аудирование, письмо, проверка домашнего задания, самостоятельная работа
Слайд 40Общие требования к современному уроку:
Формулирование целей и задач
Планирование ожидаемых результатов
(личностных, метапредметных, предметных)
Формирование мотивации
Создание благоприятного климата на уроке
Формирование УУД в
рамках каждого элемента урока
Подбор средств достижения результата, адекватных поставленным целям и использование эффективных технологий
Слайд 41Специфика структуры иностранного языка
Коммуникативная направленность образовательной деятельности
Наличие фонетической и речевой
зарядки, сочетание различных видов речевой деятельности, обучение грамматике не изолированно
а в контексте видов деятельноси
Доминирование говорения как приоритетного вида речевой деятельности
Организация диалогового взаимодействия
Наличие игровых элементов в соответствии с возрастными особенностями – ролевые, интеллектуальные игры и т.д.
Слайд 42Типы и структура современного урока английского языка
Основные типы уроков прежние,
но в них есть изменения.
1) уроки изучения нового учебного материала;
2)
уроки обобщения и систематизации;
3) комбинированные уроки;
4) уроки контроля и коррекции знаний, речевых умений и навыков.