Слайд 1федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление
дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по Именному
образовательному чеку
по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: «Технология обучения устному и письменному иноязычному общению как средство развития продуктивных речевых умений говорения и письма у младших школьников на уроках английского языка».
Выполнила: Андреева Надежда Ивановна МБУ лицей №76
Слайд 2Актуальность темы обусловлена трудностями, возникающими у учеников при овладении устной
и письменной речью на уроках английского языка в начальной школе.
Учителю необходимо найти средства актуализировать речевые возможности учащихся, что позволит повысить мотивацию учеников к изучаемому предмету.
Проблема - выбор технологии обучения диалогическому и
монологическому иноязычному общению, письму и
письменной речи в условиях начальной школы с учетом
психологических особенностей младших школьников.
Цель – раскрыть суть и специфику обучения иностранному языку в
начальной школе на примере говорения и письма; показать эффективные методы,
приемы, формы развития продуктивных умений младших школьников на уроках
английского языка. Для осуществления поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
Сформулировать задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений иноязычного говорения и письма.
Охарактеризовать особенности диалогической и
монологической речи.
Рассмотреть технологии обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке.
Рассмотреть технологии обучения письма и письменной иноязычной речи.
Слайд 3Технологии развития продуктивных умений младших школьников на уроках английского языка
Задачи
начальной школы в области формирования коммуникативных умений иноязычного говорения и
письма
Суть и специфику образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе составляет овладение младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью (новая примерная программа по ИЯ)
Иноязычная речевая деятельность
Устная речь Письменная речь
говорение, аудирование чтение, письмо
монолог, диалог
Слайд 4Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и
письма можно увидеть в таблице.
Слайд 7Характеристика диалогической и монологической форм речи
Диалог – это общение двух
людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику. Диалогическая речь
является первичной формой общения, в сравнении с монологической, и характеризуется:
- ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнеров по общению);
- контекстуальностью (каждое последующее высказывание обусловлено предыдущим);
- реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул);
- простотой синтаксического построения или эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств);
- спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах) и эмоциональностью.
Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из 2 реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики-стимула и реплики-реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно:
-Can you dance? – No, I can’t.
Слайд 8Характеристика диалогической и монологической форм речи
Монолог - форма речи, которую
порождает один человек, он сам определяет структуру, композицию и языковые
средства выражения. В монологе как организованном виде речи заранее программируются отдельные мысли и монологическое высказывание в целом.
Монолог может быть подготовленным и неподготовленным.
В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога - описание и повествование (рассказ).
Описание – это тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов и явлений.
Повествование или рассказ – это тип речи, в котором сообщается о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем рассказывается о следующих друг за другом действиях. Для повествования характерна своя структура: начало события (завязка), развитие события и конец события (развязка). Повествование ведется от первого или третьего лица.
Слайд 9Технология обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке
Основу
содержания обучению диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства:
Вопрос
- положительный ответ (Do you like lemonade?-Yes, very much).
Вопрос - отрицательный ответ (Do you like cola?-No? I don’t).
Утверждение - согласие (The weather is nice today!-It is!)
Утверждение - несогласие (Your sister can skate. -No? she can’t).
Просьба - положительный ответ (Give me a pen? Please!-Here you are).
Просьба - отрицательный ответ (Call me in the evening!-Sorry, I can’t).
Приглашение к действию - согласие (Let’s sing!-With pleasure!)
Приглашение к действию - несогласие (I’d like you to join our football club.-Sorry, I don’t like football).
Слайд 10
В начальной школе дети учатся строить диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями,
диалог-интервью.
Самая важная задача - сформировать у детей базовые умения диалогической
речи, обеспечивающие ход беседы:
-умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть вопрос (Can you swim?), -утверждение (Birds like bread), просьба или предложение (Give me a book. Let’s sing together);
-умение реагировать положительно или отрицательно на речевой стимул;
-умение развертывать реплику - ответ для придания высказываниям характера беседы (Is your dad a doctor?No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!).
В обучении диалогической речи используются два пути, которые можно назвать «путь сверху» и «путь снизу».
«Путь сверху»
Обучение происходит на основе элементарного диалогического единства.
Тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков.
Are you Nina?-No.
Are you Olga? - Yes.
Can you jump, Sasha? – Yes, I can.
Do you eat apples, Kate? – Yes, I do.
«Путь снизу»
Обучение диалогу на основе диалога – образца.
Диалог-образец предлагается детям тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.
Слайд 11Работа с диалогом включает в себя 3 этапа:
рецептивный этап-восприятие диалога
(который дети слушают в записи с опорой на картинки) и
его понимание;
репродуктивно-продуктивный этап - драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией;
продуктивный этап-создание диалогов в новых ситуациях.
Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь.
Слайд 12В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым
видом речи. У детей формируются умения как подготовленной, так и
неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. На репродуктивном уровне дети строят свои высказывания на основе текста. В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым видом речи. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. На репродуктивном уровне дети строят свои высказывания на основе текста-монолога, который служит им образцом, и, самое главное, опорой для собственной речи. На репродуктивно-продуктивном уровне опорой высказывания детей являются ключевые слова, пункты плана или картинки (текста - образца перед ними нет). На продуктивном уровне дети строят собственные высказывания, любые опоры отсутствуют. В обучении монологической речи , так же как и диалогической речи, используют два пути: «путь сверху» (исходной единицей обучения в этом случае является текст – образец как эталон монологического высказывания) и «путь снизу» (в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание, из определенного набора которых постепенно выстраивается цельный текст-монолога, который служит им образцом, и, самое главное, опорой для собственной речи. На репродуктивно-продуктивном уровне опорой высказывания детей являются ключевые слова, пункты плана или картинки (текста - образца перед ними нет). На продуктивном уровне дети строят собственные высказывания, любые опоры отсутствуют. В обучении монологической речи , так же как и диалогической речи, используют два пути: «путь сверху» (исходной единицей обучения в этом случае является текст – образец как эталон монологического высказывания) и «путь снизу» (в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание, из определенного набора которых постепенно выстраивается цельный текст
Слайд 13Важную роль при обучении иноязычному говорению играют разного рода опоры.
Различают две категории опор: содержательные и смысловые. В начальной школе
используются преимущественно содержательные опоры:
- вербальные (микротекст, текст, схема высказывания, полный план высказывания, ключевые слова);
- изобразительные (рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии).
Более правильно использовать опоры в сочетании, например, рисунки и ключевые слова к ним. Обязательным требованием является постепенное снятие опор.
Задания должны быть интересны детям и соответствовать их возрастным возможностям.
При проверке сформированности умений говорения учитываются такие параметры, как соответствие коммуникативной задаче и ситуации общения, разнообразие речевых образцов, логика построения диалога или монолога, лексико-грамматическая и фонетическая правильность, а в диалоге еще учитывается быстрота реакции и уместность реплик .
Слайд 14Технология обучения технике письма на английском языке и
умению строить письменное
высказывание
Техника письма обеспечивается графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками. Технология обучения
письму включает: ознакомление с написанием букв, тренировку в написании букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.
Обучение графике включает следующие приемы:
- показ буквы и медленное написание ее учителем с необходимыми пояснениями;
- дети «пишут» в воздухе, написание буквы по образцу и с использованием прописи в рабочих тетрадях;
- учитель пишет букву в воздухе – ученики отгадывают;
- учитель пишет на доске элемент буквы – ученики дописывают ее;
- дети вставляют пропущенные буквы в словах;
- дети ищут спрятавшуюся букву в рисунке.
При обучении орфографии широко используются словарные диктанты (слуховые и зрительные), а так прием списывания. При этом дети не срисовывают букву за буквой, а пишут слова, словосочетания и предложения по памяти.
Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:
- репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание (письмо, открытку, рассказ) с опорой на текст – образец (письма, открытки, короткого рассказа), представленный в учебнике, рабочей тетради, или написанный на доске учителем;
- репродуктивно-продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию картинок, серию вопросов;
- продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание без текста-образца и без опор, то есть самостоятельно
Кроме того, для написания открытки и письма нужно владеть этикетными формулами (приветствие, прощание, благодарность и др.) и правилами организации текста письма, включая умение написать адрес на конверте, открытке.
Слайд 15Контроль технических навыков письма осуществляется с помощью диктантов, упражнений в
списывании слов, предложений и короткого текста. Контроль письменной речи ориентирован
на цели, отраженные в программе, и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.
Показателями сформированности умений письма являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения.
Качество содержания включает в себя:
- соответствие заданной теме и полнота ее раскрытия (количество передаваемых фактов);
- разнообразие используемых речевых образцов;
- объем текста.
Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок. Ошибки в письменном тексте делятся на лексико-грамматические, орфографические, фактические, ошибки в оформлении письменного текста.
Слайд 16Выводы.
В ходе исследования была проанализирована методическая литература, в которой описывается
технология обучения устному и письменному иноязычному общению как средство развития
продуктивных речевых умений говорения и письма у младших школьников на уроках английского языка. Предлагаемые в ней эффективные методы, приемы, формы развития продуктивных умений младших школьников были использованы на проводимых мною уроках английского языка в начальной школе. В частности, применение технологии обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке на уроках в начальной школе способствовало развитию речевой инициативы учащихся в устной речи, учащимся была предоставлена обязательная возможность выражать свои мысли и эмоции на иностранном языке. Учащиеся повысили самооценку овладения различными умениями иноязычной речи.
Применение технологии обучения письма и письменной иноязычной речи на уроках позволило значительно снизить количество лексико-грамматических, орфографических и фактических ошибок.
Дети научились задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника; расспрашивать о чем-либо, попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника; начинать, поддерживать и завершать разговор; описывать что-либо, сообщать что-либо; рассказывать, выражая свое отношение; характеризовать, называя качества лица или предмета; воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен; пересказывать тексты, составлять собственные тексты; писать по образцу краткое письмо и поздравительную открытку зарубежному другу; правильно оформлять конверт.
Применение данных технологий обучения помогло актуализировать речевые возможности учащихся, что позволило повысить мотивацию учеников к изучаемому предмету.