Слайд 1Требования к
современному уроку иностранного языка
Слайд 2Урок – основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение
конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных
целей.
Слайд 3Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку иностранного языка
являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения,
новизна.
Слайд 4Коммуникативность
Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить
этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно
быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных.
Слайд 5Индивидуализация
В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость,
ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно
связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое, сведя все данные в специальную схему–таблицу – методическую характеристику класса (МХК), которая и используется при подготовке и проведении урока.
Слайд 6Речевая направленность
Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию
урока, как и обучения в целом. Именно практической речевой
деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока. Речевая направленность означает также речевой характер всех упражнений.
Слайд 7Ситуативность.
Ситуативность – это соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых
находятся собеседники. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению.
Ситуация это стимул к говорению. И действительно, ситуация – это система взаимоотношений собеседников, а не окружающие их предметы. Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить о чем–то или жаловаться.
Слайд 8Новизна.
Новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним
из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду
новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция), новизна видов работы.
Слайд 9Практические задачи урока
тренировать учащихся в употреблении новой лексики (указываются слова);
учить
воспринимать на слух диалогический текст (указывается текст);
учить вести беседу по
теме (указывается тема);
систематизировать знания учащихся о предлогах (перечисляются предлоги);
учить учащихся читать про себя и составлять план по прочитанному тексту;
учить выражать свое мнение, используя следующие выражения (перечисляются);
учить читать текст с опорой на догадку и т.п.
Слайд 10Содержательность урока
Требования к содержательности урока :
Значимость самого
материала, адекватность приемов и упражнений задачам урока, оптимальное соотношение тренировки
учащихся в усвоении материала и его использовании в речи.
Содержательность на уроке определяется также подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам.
Слайд 11Урок как организационная единица обучения длится 40 – 45 минут.
Структура его должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом
урока в серии уроков, характером поставленных задач. В структуре урока должны быть инвариантные, т.е. стабильные, и вариативные моменты. Структура любого урока по иностранному языку включает: начало, центральную часть и завершение.
Слайд 12Начало урока : 3 – 5 минут. Включает в себя:
приветствие учителя, организационный момент, сообщение задач урока, речевая зарядка. Приветствие
учителя – лаконичное и развернутое. Сообщение задач урока должно настраивать школьников на активную работу и вызывать у них прилив познавательной энергии. Речевая зарядка призвана создавать атмосферу общения на уроке и осуществить переход к центральной части урока.
Структура урока
Слайд 13Центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач.
Именно здесь учащиеся получают новые знания и расширяют свой речевой
опыт.
На начальном этапе обучения решается несколько задач. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума.
Структура урока
Слайд 14Структура урока
На среднем этапе обучения возможны уроки с более цельной
структурой, что связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью
решения одной задачи на уроке, (беседа по домашнему чтению).
На старшем этапе преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению одной задачи. Но это не значит, что на старшем этапе не может быть уроков смешанного типа, хотя они составляют скорее исключение, чем правило.
Слайд 15Завершение урока
Учащиеся должны видеть, ощутить, чему они научились на уроке,
дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе
вне урока. Поскольку учащиеся к концу урока устают, подведению итогов следует придать форму, снимающую усталость. Наилучшим способом подведения итогов считается включение приобретенных знаний, навыков в игровую деятельность типа языковой игры, например, отгадать слово; подобрать рифму к усвоенным словам; разыграть пантомиму, чтобы учащиеся описали то, что видят, используя изученную грамматическую структуру.