Слайд 1Адаптация учащихся к условиям образовательного учреждения
Слайд 2Все более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках,
в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей
этих наук возможно более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения
Слайд 3Большинство исследователей выделяют три составляющие, которые входят в понятие адаптации:
адаптация физиологическая
психологическая
социальная или личностная
Слайд 4 Психологическая адаптации ребенка к школе охватывает все стороны детской
психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется,
с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Слайд 5 Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на
несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется
различной степенью напряжения функциональных систем организма.
Слайд 6Личностная, или социальная, адаптация связана с уровнем развития умения налаживать
контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным
и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами, с формированием умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Слайд 7 Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка
к новым требованиям и условиям обучения (Журавлев Д.И).
В рамках
школьной жизни объективно присутствуют как минимум три адаптационных периода: в первом, пятом и десятом классах.
Слайд 8В адаптационный период, приходящийся на первый класс для ребенка все
новое начиная от коллектива в котором он будет учиться, и,
заканчивая классно-урочной системой. Нужно отметить, что для решения этого вопроса проводится большая работа. Детские сады активно готовят детей к переходу в школу, координируются детские программы детских садов и школ, при школах открываются минишколы, так называемый нулевой класс, в котором дети адаптируются и к учителю, и к режимным моментам, организующим жизнь школьника.
Слайд 9Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию
проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не
только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Слайд 10Период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов
школьного обучения.
Трудности этого периода обусловлены:
- сменой социальной обстановки;
- изменением
роли учащегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Слайд 11Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает,
что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение
с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
При этом ни у классного руководителя, ни учителя предметника нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам
Слайд 12Следующий адаптационный период приходится на десятый класс.
У 10-классников
изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной.
Слайд 13Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной
дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе,
быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети, систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации
Слайд 14Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения.
Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности,
в самоопределении, в простаивании жизненных перспектив.
Слайд 15Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного
роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной
дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся, , подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.В школе должна быть создана целая система психолого-педагогического сопровождения адаптации учеников.