Слайд 1Тема 5. Современная космология
Слайд 2Рассмотрим следующие вопросы
1. Предпосылки и проблемы современной космологии.
2. Космологические
модели.
3. Антропный принцип в космологии (слабая, сильная и сверхсильная формулировки).
Слайд 3Космология – физическое учение о Вселенной как едином целом
Это раздел
астрономии – науки о движении, строении и развитии космических тел
и систем
Слайд 5Особенности Вселенной
как объекта познания
это самый большой и масштабный объект
научного познания;
над этим объектом невозможно экспериментировать;
этот объект не с чем
сравнивать.
Слайд 6Первая предпосылка
современной космологии
Формулируемые физикой универсальные законы функционирования мира считаются
действующими во всей Вселенной, а именно пространственно-временной континуум, четыре фундаментальных
взаимодействия, преобладание вещества над антивеществом и др. Так как важную роль в космологии играет релятивистская теория, основанная на общей теории относительности Эйнштейна, она называется релятивистской космологией.
Слайд 7Вторая и третья предпосылки
современной космологии
Производимые астрономами наблюдения также признаются
распространимыми на всю Вселенную.
Истинными признаются только те выводы, которые не
противоречат существованию самого наблюдателя, т.е. человека («антропный принцип»).
Слайд 8Основные вопросы космологии
Каковы истоки происхождения Вселенной? Чем было то, из
чего она возникла?
Почему и когда она возникла, если она не
вечна?
Какова структура Вселенной?
Как развивается Вселенная?
Может ли наша Вселенная быть одной из бесконечного числа вселенных?
Слайд 9
История астрономии показывает, что она тесно связана с мировоззрением. Её
философские вопросы: конечность или бесконечность, открытость или закрытость системы, существует
единый мир или их множество; вечности и неизменность или эволюция. От решения этих проблем зависит наше понимание материи и природы в целом.
Слайд 10Космогония
Вопросами происхождения и развития Вселенной занимается раздел астрономии
и астрофизики – космогония.
Слайд 11Основные космогонические идеи
Идея творения из Бога (ex Deo).
Идея творения Богом
из ничего (eh nihilo).
Идея формирования Вселенной из уже существующей материи
божеством.
Идея саморазвития Вселенной.
Слайд 13Понятие космологической модели
Выводы космологии получили название моделей происхождения и развития
Вселенной или космологических моделей, т.е. возможных вариантов объяснения известных в
данный момент явлений и процессов в мегамире.
Слайд 14Типы космологических моделей
Все модели можно разделить на: стационарные, описывающую неподвижную,
не изменяющуюся в пространстве Вселенную, и нестационарные, которые предполагают две
возможности: расширяющуюся и сжимающуюся в зависимости от величины средней плотности материи во Вселенной, величины, о которой нет убедительных данных. В настоящее время наиболее признанной является модель расширяющейся или «открытой» Вселенной.
Слайд 15Стационарные
космологические модели
К стационарным моделям относятся (в порядке возникновения) модели:
Ньютона;
«тепловой
смерти» Вселенной;
Эйнштейна (1917);
Хойла (1948).
Слайд 16
В конце XVII в. – теория всемирного тяготения Ньютона –
Идея бесконечного пространства вселенной. Вселенная – бесконечна.
Слайд 17Значение Ньютона
Ньютон обосновал бесконечность Вселенной,
Но не решил проблему начала движения
планет, допускал существование перводвигателя – Бога.
«Ньютон был счастливейшим из смертных,
ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы» - Лагранж Ж.-Л.
Слайд 18Релятивистская космология Эйнштейна моделирует наш мир как замкнутый пространственно-временной континуум.
Вселенная имеет сферическую форму с конечной массой вещества.
Эйнштейн моделирует вселенную
как стационарную - не меняется во времени. Стационарная модель опирается на космологический постулат:
1. Материя вселенной однородна, то есть вещество распределено в крупном масштабе однородно.
2. Вселенная изотропна, то есть все изменения происходят одинаково во всех направлениях.
Слайд 19Нестационарные
космологические модели
Фридмана (1922);
«горячей Вселенной» Гамова (1942);
инфляционной Вселенной Линде
(1981),
теория суперструн и др.
Слайд 20В 1922 году Александр Фридман разработал модель расширяющейся вселенной. Он
предположил, что радиус кривизны пространства изменяется с течением времени. При
этом вселенная имеет два варианта будущего:
а) Радиус кривизны увеличивается до бесконечности, и вселенная расширяется до бесконечности. Она имеет начало во времени – точку сингулярности;
б) Вселенная пульсирует, так как радиус кривизны сначала увеличивается, а потом уменьшается.
Модель Фридмана получила название нестационарной вселенной.
Теоретические расчеты Фридмана получили эмпирическое подтверждение.
Слайд 21В 1929 Хаббл Э. открыл «красное смещение» в спектрах далеких
галактик.
В 1965 году американские астрофизики Арно Алан Пензиас и Уильямс
открыли разнородность фонового излучения.
Уильямс открыл реликтовые частицы, возникшие в момент большого взрыва.
Слайд 22В разработке нестационарной теории участвовали Георгий Антонович Гамов, также известен
как Джордж Гамов – «Теория горячей вселенной».
В 1981 году американский физик
Алан Гут - «Теория инфляционной вселенной».
Слайд 23Современная наука проблему будущего рассматривает на основе данных о плотности
вещества во вселенной, которая равна
г/см.
Однако, существует критическое значение
плотности: г/см.
Таким образом, нестационарная космологическая модель имеет некоторые эмпирические подтверждения для объяснения будущего вселенной.
Слайд 24Обобщенный вариант всех моделей расширения вселенной представлен в «стандартной космологической
системе строения и эволюции вселенной».
Сингулярность – материя, свернутая в точку,
с бесконечно высокой плотностью, давлением, температурой.
Это представление, что вселенная возникла 13,7 млрд. лет назад. Большому взрыву предшествовала «точка сингулярности».
Слайд 25Для начала теоретического описания эволюции материи вводят промежуток времени, который
называют «планковское время» =
сек.
То есть, это было состоянием материи в термодинамическом равновесии, а большой взрыв – спонтанное нарушение его и начало эволюции материи = мира.
Через этот промежуток мир был абсолютно симметричен, не было разделения частиц на фермионы и бозоны.
фермионы
бозоны
Слайд 27Антропный принцип – требует рассматривать наш мир как специально устроенный
для появления в нем наблюдателя. Основа – осознание наличия «тонкой
подстройки Вселенной». Изменение значения любой физической постоянной из нескольких десятков привел бы к невозможности появления человека.
Имеет ряд версий: слабую, сильную и сверхсильную.
Слайд 28Слабая и сильная формулировки антропного принципа
Слабая:
Вселенная изначально устроена таким образом,
что в ней на определенном этапе ее развития возможно появление
наблюдателя, т.е. человека.
Сильная:
Вселенная изначально устроена таким образом, что в ней на определенном этапе ее развития обязательно появление наблюдателя, т.е. человека.
Слайд 29Основные объяснения
появления человека во Вселенной
случайность;
множественность вселенных, в одной из
которой и возник человек;
вмешательство некоего разумного творца.
Слайд 30Сверхсильная формулировка антропного принципа
Постулирует известное равенство между человеком
и Богом, но не превосходство Бога над этим миром и
человеком.
Ни одна из сторон не может существовать без другой. Но если положение о зависимости человека от Природы банально, то обратная гипотеза о зависимости Природы от человека пока еще достаточно нетривиальна.
Слайд 31Учебная литература
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Глава 7.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.
4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Глава 5, § 5.3.
Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003. Раздел III, § 6.7.
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава YI, § 3; глава YII, § 3.
Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 170, 202-215.
Слайд 32Автор презентации
Презентацию лекции по теме
«Современная космология» подготовил:
Панычик А.В., доцент
кафедры философии и культурологии РГЭУ «РИНХ» - 2011 г.