Слайд 2«Четкие и осознанные знания терминов, понятий и закономерностей необходимы для
изучения важнейшей биологической науки - цитологии»
«Жизнь есть способ существования белковых
тел»
(Фридрих Энгельс)
Слайд 3Цель урока:
Изучить особенности строения белков, их свойства и функции.
Задачи:
1.Познакомиться с
особенности строения и значения белков;
2. Узнать на примерах о
многообразии функций белков во взаимосвязи со строением и свойствами;
Слайд 4План урока:
1. Белки.
2. Аминокислоты.
3. Структура белков.
4. Свойства белков.
5. Функции белков.
Слайд 5
Из всех органических веществ основную массу в клетке (50-70%) составляют
белки. Оболочки и все внутренние структуры клетки состоят из белков
Слайд 6БЕЛКИ
- это сложные органические вещества клетки. Выполняющие многообразные функции. Они
представляют собой гигантские полимерные молекулы, состоящие из мономеров – аминокислот
Слайд 7
Полимер- это сложное органическое соединение
Мономер – это простое химическое соединение,
из которых состоят полимеры.
А- мономеры
А-А-А-А-А-А-А-А
полимер- БЕЛОК
Слайд 8Аминокислоты
Аминокислоты – это азотсодержащие органические соединения, в составе которых присутствуют
две функциональные группы: аминогруппа, придающая им основные свойства и карбоксильная
группа, придающая им кислотные свойства, т. е. аминокислоты – это органические амфотерные вещества.
Аминокислоты – это вещества, из которых и состоят белки.
Слайд 9
В тканях и клетках встречается 170 различных аминокислот, в составе
белков обнаруживается лишь 26 из них, а обычными компонентами белка
можно считать только 20 аминокислот. Соединяясь друг с другом, эти аминокислоты могут дать свыше 3∙1018 различных комбинаций.
Слайд 10В этих продуктах содержаться незаменимые для человека аминокислоты
Слайд 11Первичная структура белка:
Белковая молекула может состоять из одной или нескольких
полипептидных цепей, каждая из которых содержит различное количество аминокислотных остатков.
Последовательность расположения аминокислотных остатков в белковых молекулах определяет их химическое строение или первичную струк:уру.
Слайд 12Вторичная структура белка:
Пространственная конфигурация белковой молекулы, напоминающая спираль,
образуется благодаря
многочисленным водородным связям между
пептидными группами:
Слайд 13Третичная структура белка:
Множество водородных связей делает цепочку более устойчивой.
В пространстве закрученная в спираль полипептидная цепь образует третичную структуру
белка(глобулу), которая поддерживается взаимодействием различных функциональных групп.
Слайд 14Четвертичная структура белка:
Некоторые белковые макромолекулы могут соединяться друг с другом
и образовывать крупные агрегаты(комплекс глобул). Подобные образования называются четвертичными структурами.
Такая структура характерна для гемоглобина:
Слайд 15Свойства белков:
денатурация
Это разрушение химических связей в молекуле белка.
Белок теряет свои
свойства и раскручивается.
ренатурация
Если денатурация затронула только вторичную и третичную структуру,
то она обратима: белок может снова закрутиться в спираль и уложиться в третичную структуру.
Слайд 16Закрепление материала урока:
На последнем, заключительном этапе урока Вам всем необходимо
выполнить обязательное задание – тест. На ваших партах находятся карточки,
внимательно прочитайте вопросы теста и выберите только один провальный ответ.
Удачи Вам!
Слайд 17Критерии оценки теста:
«5» - все ответы правильные;
«4» - 1-3неверных
ответа;
«3» - 4-5 неверных ответа;
«2» - 6 и более неверных ответов
Слайд 18Домашнее задание
( на выбор):
1. Повторить материал урока по
конспекту.
2. Составить кроссворд на тему белки.
3.Составить свой тест
(12 вопросов)
на тему белки.