Слайд 1БИОЛОГИЯ.
9 КЛАСС.
УРОК № 1.
Слайд 2ТЕМА:
«Биология: предмет, задачи, методы исследования.
Связь с другими науками.
Значение биологии»
Слайд 3ЦЕЛЬ:
Познакомить учащихся с задачами и содержанием общей биологии
Сформировать представление о
современных проблемах общей биологии
Понимание актуальности биологических исследований для человека и
общества
Сформировать знания об основных методах биологического исследования.
Слайд 4План урока:
Организационный момент
Знакомство с организацией учебных занятий (количество часов в
неделю, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, тетрадь для
контрольных работ, цветные карандаши).
Знакомство со структурой учебника и правила работы с ним.
Изучение нового матириала.
Актуализация знаний.
Домашнее задание.
Выводы по эффективности урока.
Слайд 5 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Что такое биология?
Задание: составьте синквейн понятия
«БИОЛОГИЯ»
Правила составления синквейна:
В синквейне 5 строк:
1 – понятие
2 – прилагательные
(2 слова)
3 – глаголы (3 слова)
4 – предложение из четырех слов
5 – существительныое (одно слово)
Слайд 7ПРИМЕР ГОТОВОГО СИНКВЕЙНА:
Биология
Интересная, значимая
Открывает, изучает, экспериментирует
Помогает понять живую природу
Наука.
Слайд 8БИОЛОГИЯ – НУКА О ЖИЗНИ.
«БИОС» - жизнь
«ЛОГОС» - учение
(в переводе
с греческого)
БИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ: БАКТЕРИЙ, ГРИБОВ,
РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.
Слайд 9Комплекс биологических наук:
БОТАНИКА
ЗООЛОГИЯ
МИКОЛОГИЯ
МИКРОБИОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 10
КЛАССИЧЕСКИЕ НАУКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА :
МОРФОЛОГИЯ
АНАТОМИЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
СИСМТЕМАТИКА
ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
Слайд 11ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ:
ЦИТОЛОГИЯ
ГИСТОЛОГИЯ
ЭМБРИОЛОГИЯ
ГЕНЕТИКА
СЕЛЕКЦИЯ
ЭКОЛОГИЯ
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Слайд 12Пограничные дисциплины:
Молекулярная биология
Биофизика
Биохимия
Биокибернетика
Биометрия
Радиобиология
Бионика
Биотехнология
Генная инженерия
Космическая биология
Биогеография
Слайд 13БИОЛОГИЯ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ:
АГРОНОМИИ
ВЕТЕРИНАРИИ
ЗООТЕХНИИ
ЗВЕРОВОДСТВА
РЫБОВОДСТВА
ЛЕСОВОДТСТВА
ПТИЦЕВОДСТВА
Слайд 14Вывод:
Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции
разных научных дисциплин.
Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических
по своей природе проблем.
Слайд 15Беседа по вопросам:
Какова роль биологических знаний в современном обществе?
- в
нашей жизни?
Верно ли утверждение о том, что БИОЛОГИЯ - ведущая
наука 21 века?
Какие открытия сделаны в последние годы?
Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
Слайд 16ЗАДАНИЕ:
ОТКРОЙТЕ ОГЛАВЛЕНИЕ УЧЕБНИКА,ПРОЧТИТЕ НАЗВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ.
КАКОЙ ИЗ НИХ
НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСЕН ДЛЯ ВАС И ПОЧЕМУ?
ГДЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ
ЗНАНИЯ?
Слайд 17ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКИ.
Исследование живого мира всегда было одной
из важных сторон деятельности человека.
Сначала от этого зависела его жизнь
(использование в пищу, лекарственные средства, изготовление одежды, устройство жилья).
Возникла необходимость классификации и систематизации природных объектов. Для этого живые организмы тщательно изучались.
В 19 веке зародилась самостоятельная наука биология с осознанием качественной специфики ее объекта – жизни.
Слайд 18ПРИЗНАКИ НАУКИ:
НАУКА – СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,НАПРАВЛЕННАЯ НА ВЫРАБОТКУ И СИСТЕМАТИЗАЦИЮ
ОБЪЕКТИВНЫХ ЗНАНИЙ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, одна из форм общественного сознания, ФЕНОМЕН
КУЛЬТУРЫ.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ
МЕТОДЫ
НАУЧНЫЙ ЯЗЫК
ТЕОРИЯ, ЗАКОНЫ, ПОНЯТИЯ
СООБЩЕСТВА УЧЕНЫХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И УЧЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ЭКСПЕРИМЕНТ – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Слайд 19МЕТОДЫ ИССЛЕДОАНИЯ:
Метод – это путь, способ познания, исследования – способ
практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.
Методы в биологии:
Наблюдение
Описательный
Сравнительный
Экспериментальный
Исторический
моделирование
Слайд 20ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВЫДВИЖЕНИЕ
ГИПОТЕЗ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА, ВЫБОР МЕТОДИКИ.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕГИСТРАЦИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ
ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА НЕРЕШЕННЫХ ВОПРОСОВ
ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Слайд 21ЗАДАНИЕ:
РАЗРАБОТАЙТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СИТУАЦИИ:
ВЫ СОБИРАЕТЕ НАСЕКОМЫХ И ЗАМЕЧАЕТЕ, ЧТО У
МНОГИХ ИЗ НИХ ИМЕЮТСЯ ЧЕРНЫЕ И ЖЕЛТЫЕ ПОЛОСКИ. МНОГИЕ СЧИТАЮТ,
ЧТО ЭТО ПЧЕЛЫ ИЛИ ОСЫ, ПОЭТОМУ ОБРАЩАЮТСЯ С НИМИ ОСТОРОЖНО.
ОДНАКО ПРИ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНОМ ОБСЛЕДОВАНИИ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ У НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ ПРИЗНАКИ, свидетельствующие о том, ЧТО ЭТО МУХИ, А НЕ ПЧЕЛЫ.
У МУХИ БОЛЬШИЕ ГЛАЗА И КОРОТКИЕ АНТЕННЫ,
А У ПЧЕЛЫ ГЛАЗА МЕНЬШЕ И АНТЕННЫ ДЛИННЕЕ И ТОНЬШЕ.
КРОМЕ ТОГО У ПЧЕЛЫ ДВЕ ПАРЫ КРЫЛЬЕВ, А У МУХ – ОДНА.
Слайд 22ВАШ ВАРИНТ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА:
Слайд 23Проанализируйте этапы разработанного вами эксперимента с эталоном. (СЛАЙД № 21)
За
каждое совпадение поставьте 1б.
Максимально – 10 б.
Слайд 24Актуализация знаний.
Ответьте на вопросы:
1. Какова основная цель науки? (1Б.)
2. Что
такое научный метод? (1Б.)
3. Что такое научный эксперимент? (1Б.)
4. Какой
факт может считаться научным? (1Б.)
5. Чем гипотеза отличается от закона или теории? (1Б.)
ВСЕГО 5Б.
Слайд 25Варианты Ваших ответов:
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 26Правильные ответы:
1. выработка и систематизация объективных знаний.
2. способ познания, исследования.
3.
целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и
наблюдать эти явления.
4. научно обоснованный.
5. гипотеза – научное предположение, требующее экспериментальных доказательств. Закон или теория – научно подтвержденная гипотеза.
Слайд 27Эффективность урока:
ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ 5б В РАЗДЕЛЕ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ,
ЕСЛИ ВЫ
РАЗРАБОТАЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ С ПОЛНЫМ СООТВЕТСТВИЕМ ЭТАПАМ НАУЧНОГО ИТССЛЕДОВАНИЯ – 10
б ,
ИТОГ: 15 б – ЭТО ОТЛИЧНО!
МЕНЬШЕ 15 б – ПОРАБОТАЙТЕ НАД ЗАДАНИЯМИ ЕЩЕ РАЗ!
Слайд 28Домашнее задание:
П. 1. ( учебник А.А. Каменского)
Как можно проверить правильность
гипотезы о том, что черные и желтые полоски позволяют мухе
проникать в пчелиный улей и похищать мед.
Предложите эксперимент, который может доказать обучаемость тараканов.
Слайд 29Литература:
О.А. Пепеляева, «Поурочные разработки», М, «ВАКО», 2006, с.4-13
Учебник А.А.Каменского Биология,
9 класс,«Общие закономерности».