Слайд 1Основные русские архитектурные стили
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы,
главный библиотекарь МБОУ «Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» Юсова
Ирина Викторовна
Слайд 2ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА
Время: испокон веков – до XIX века
Место:
Русский Север
Слайд 3Погост и музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская)
и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
Кимжа
и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
Невский лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.
Слайд 4МОСКОВСКОЕ БАРОККО И УЗОРОЧЬЕ
Время: XVII-XVIII века
Место: Средняя Россия, Русский Север
и Поволжье
Слайд 5Семь ярких примеров
Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый
образец стиля.
Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в
размерах образец стиля.
Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.
Слайд 6«ЛОЖНАЯ ГОТИКА»
Время: конец XVIII – начало XIX века.
Место: окрест.
Москвы и
Петербурга.
Слайд 7Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой
ансамбль в этом стиле.
Петровский дворец в Москве – менее известный,
чем Царицыно, но не менее красивый.
Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как «ложную готику» полюбили староверы.
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не «ложная» неоготика.
Слайд 8СИБИРСКОЕ БАРОККО
Время: XVIII – начало XIX века.
Место: Сибирь
Слайд 9Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо
в Сибири. Вообще, «московское барокко» оказалось не близко купцам Русского
Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали совсем другой стиль. Северные церкви – белые, тонкие и высокие – напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки – с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.
Слайд 10Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское
барокко, но его прототип.
Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область)
– самый западный и самый оригинальный образец стиля.
Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль – это еще московская, а не сибирская, архитектура.
Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
Успенская церковь под Нерчинском – это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.
Слайд 11ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН
Время: конец XIX – начало XX века.
Место: вся бывшая
Российская империя.
Слайд 12Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
Деревянные
кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
Козьмодемьянск на
Волге – самая обильная и изящная резьба.
Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает «большую тройку» русских деревянных городов.
Слайд 13Множество зданий и целых районов в Москве – на родине
конструктивизма.
То же самое в Петербурге-Ленинграде: он хотя и не родина
конструктивизма, но там этот стиль прижился даже лучше.
Шуховские башни-гиперболоиды в Москве (Шаболовка), Нижнем Новгороде, Краснодаре и ещё десятке городов – типичный пример «опережения времени» лет этак на сто.
Иваново – настоящий конструктивистский клондайк: в 1920-30-е из конгломерата текстильных слободок тут пытались сделать образцовый город рабочих.
Екатеринбург – ансамбль проспекта Ленина, конструктивизм почти что «единой фасадой».
Новосибирск – ансамбль Красного проспекта, в том числе шедевры Андрея Крячкова.
Харьков – хотя он и остался за пределами России, настоящая столица конструктивизма – именно он. В первую очередь Госпром – шедевр этого стиля.
Слайд 14НЕОКУПЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Время: конец XX – начало XXI века
Место: вся Россия
и пол-Казахстана
Слайд 15Барнаул и города Алтайского края – пожалуй, тут этот стиль
в самом чистом виде.
Йошкар-Ола – неприметный город в последнее время
заполонили бесчисленные стилизации, прототипы – от Венеции до марийских деревень (Троицкая церковь).
Саранск – натуральный «образец исторического центра конца XX – начала XXI века».
Нижний Новгород – возродившийся здесь в 1990-е годы модерн ценится в искусствоведческой среде и гордо называется «нижегородской архитектурной школой».
Уфа – впечатляющий сплав купеческого с неокупеческим.
Вологда – как и многие российские города, она потеряла очень много старинных деревянных домов… но порядком обогатилось и новыми.
А вообще-то – это есть в любом городе, вплоть до Москвы и Петербурга.