Слайд 1
Химический состав клетки.
Органические вещества клетки.
Урок биологии в 10 классе.
Учитель:
Бердникова Е.Г.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№53 п. Ильиногорска
Володарского
района Нижегородской области
Слайд 2Цели урока:
1. Сформулировать определение понятия «органические вещества».
2. Вспомнить как
классифицируются органические вещества.
3. Рассмотреть особенности строения белков, жиров, углеводов.
4.Выявить значение
органических веществ для клетки.
5. Иметь представление о свойствах белковых молекул: денатурация, ренатурация.
Слайд 3План урока
Актуализация знаний.
Расширение знаний
-Общая характеристика органических веществ.
-Классификация, строение и функции
в клетке жиров.
-Классификация, строение и функции в клетке углеводов.
-Строение, функции
и свойства белков.
4. Закрепление материала.
5. Домашнее задание.
5. Выводы.
6. Рефлексия.
Слайд 4Задание. Закончите предложения.
1. Соединения, которые не растворяются в воде называются…………………………………………………………………
2.
К макроэлементам относятся…………………………………................
3.Высокая интенсивность испарения воды приводит…...........................
4. Благодаря высокой теплопроводности
и теплоемкости вода является идеальной жидкостью для ……………………………….......
5. Анионы слабых кислот участвуют в ………….........................клетки
6. Органические вещества – это ………………………………
7. Биополимеры –это……………………………………………………
8. Мономеры - это…………………………………………………………
9. К органическим веществам относятся:………………………………..
Слайд 5Вопрос.
Что из себя представляют нейтральные жиры?
Жиры- это соединения высокомолекулярных жирных
кислот и трехатомного спирта глицерина
Слайд 6Классификация липидов.
Классификация липидов
простые
сложные
терпены
стероиды
Нейтральные
жиры,
воск
Фосфолипиды,
Гликолипиды,
липопротеиды
Эфирные масла,
каротиноиды
Половые гормоны,
Желчные кислоты
Слайд 8Задание. Выпишите в тетрадь свойства и функции липидов.
Нерастворимы в воде;
Растворимы
о органических растворителях: в эфире, бензине, хлороформе.
Слайд 10Вопрос.
Из курса химии, вспомните, какие соединения называются углеводами.
Запишите общую
формулу углеводов.
Как классифицируются углеводы?
Слайд 11Углеводы Cn(H2O)n
Простые
моносахариды
(СН2О)n
Сложные
Дисахариды
несладкие, не
растворимы в воде,
большая Mr,
не кристаллизуются.
Полисахариды
сладкие, растворимы
в
воде, малая Mr,
кристаллизуются.
Слайд 12Моносахариды
С3- триозы (пировиноградная кислота С3Н6О3)
С4- тетрозы (эритроза С4Н8О4)
С5- пентозы (рибоза
С5Н10О5)
С6- гексозы (глюкоза С6Н12О6)
Слайд 13Дисахариды
Реакции конденсации
сахароза-
глюкоза +
фруктоза
лактоза-
глюкоза +
галактоза
мальтоза-
глюкоза +
глюкоза
тростниковый,
свекловичный
сахар
молочный
сахар
солодовый
сахар
Слайд 14Полисахариды
Гомополисахариды
Гетерополисахариды
Структурные
Резервные
Пектин,
гликолипиды,
гликопротеиды,
гепарин,
Целлюлоза,
хитин
Крахмал,
гликоген
Слайд 15Вопрос.
Какие функции в клетке выполняют углеводы?
Слайд 16Функции углеводов
Строительная (например, целлюлоза образует стенки растительных клеток; хитин- главный
структурный компонент наружного скелета членистоногих)
Энергетическая (в процессе окисления 1 г
углеводов освобождается 17,6 кДж ; крахмал у растений и гликоген у животных, откладываясь в клетках, служат энергетическим резервом)
Слайд 17Вопрос.
Какое строение имеют белки?
Слайд 18Состав белков
Аминокислоты (аминокарбоновые кислоты) — полярные соединения, содержащие аминогруппу (-NH2)
и карбоксильную группу (-COOH), обеспечивающую свойства кислоты .
Слайд 19Состав белков
Аминокислоты соединяются друг с другом пептидной связью, образуя полипептидную
цепь. Пептидная связь – ковалентная связь, образующаяся между азотом аминогруппы
одной аминокислоты и углеродом карбоксильной группы другой аминокислоты.
Слайд 20Состав белков
В зависимости от аминокислотного состава, белки бывают:
полноценными –
белки, содержащие весь набор аминокислот (20 разных аминокислот);
неполноценными – белки,
в составе которых какие-то аминокислоты отсутствуют.
Слайд 22Структура молекулы белка
Первичная структура – последовательность расположения аминокислотных остатков в
полипептидной цепи.
Выделяют 4 уровня пространственной организации белков.
Слайд 23Структура молекулы белка
Вторичная структура.
Основным вариантом вторичной структуры является α-спираль, имеющая
вид растянутой пружины. Она образована одной полипептидной цепью в результате
возникновения внутримолекулярных водородных связей между карбоксильными группами и аминогруппами, расположенными на соседних витках спирали.
Слайд 24Структура молекулы белка
Третичная структура – глобула,
возникающая в результате возникновения химических
связей: водородных, ионных, дисульфидных и установления гидрофильно-гидрофобных взаимодействий.
Слайд 25Структура белковой молекулы
Четвертичная структура.
Характерна для сложных белков, молекулы которых
образованы двумя и более глобулами.
Глобулы удерживаются вместе благодаря ионным,
гидрофильно-гидрофобным и электростатическим взаимодействиям.
Слайд 26Структура белковой молекулы
Наиболее изученным белком, имеющим четвертичную структуру, является гемоглобин.
Он образован двумя α-субъединицами (141 аминокислотный остаток) и двумя β-субъединицами
(146 аминокислотных остатков).С каждой субъединицей связана молекула гема, содержащая железо.
Слайд 29Свойства белков
Сформулируйте определения понятиям:
Денатурация –это……………………………
Ренатурация – это…………………….............
Слайд 30Закрепление и проверка знаний.
1.Функция углеводов в клетке:
А)каталитическая;
Б) энергетическая;
В) наследственная;
Г) регуляторная;
2.
Какие связи обуславливают первичную структуру белка:
А)гидрофобные между радикалами;
Б)ионные между полипептидами;
В)Пептидные
между аминокислотами;
Г)водородные между NH и CO группами.
3. Запасным углеводом в животной клетке является:
А)крахмал,
Б)гликоген,
В) хитин,
Г) целлюлоза
Слайд 314. Полипептидная цепь, свернутая в клубок. – это структура белка
А)первичная,
б)вторичная в) третичная, г) четвертичная.
5. Какую функцию не выполняют в
клетке липиды?
А)энергетическую, Б)запасающую, В) структурную,
Г) сигнальную.
6. Белки, способные ускорять химические реакции,
выполняют в клетке функцию:
А)гормональную, Б)сигнальную, В) ферментативную,
Г) информационную
Закрепление и проверка знаний.
Слайд 32Рассмотрите рисунок и назовите структуры белковой молекулы.
Слайд 33Домашнее задание.
Параграф 2.5 изучить
с. 47 ответить на вопросы параграфа.
Слайд 34Вывод
В состав молекул живого вещества обязательно входят C, H, O,
N, S и Р;
Вода как полярный растворитель служит средой, где
протекают все биохимические превращения;
Белки выполняют множество функций, среди которых наиболее важны каталитическая и пластическая;
Углеводы: моносахариды и полисахариды главным образом являются источником энергии для процессов, протекающих в организме;
Жиры- основа биологических мембран клеток всех живых организмов.
Слайд 35Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Что показалось наиболее сложно?
Как вы будете
преодолевать затруднения?