Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования №37 имени В.П. Храмченко
г.
Тула
Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, многообразие, роль в биоценозе
Урок биологии, 7
класс
Автор: Кулиниченко
Ольга Арнольдовна,
учитель биологии
Слайд 2Ход урока
Определение темы и цели урока;
интеллектуальная разминка;
работа в группах-лабораториях;
посещение научно-экспериментального
отдела класса Паукообразные;
сообщения юных специалистов о многообразии паукообразных.
Слайд 3Цели и задачи урока:
расширить знания о признаках класса Паукообразные;
рассмотреть особенности
класса, связанные с жизнью на суше;
познакомиться с многообразием и с
их ролью в биоценозе.
Слайд 4Интеллектуальная разминка
(дополните предложения)
1) Тип насчитывает …видов.
2) Он включает классы…
3) Представители
типа занимают… среды обитания.
4) У всех животных этого типа …симметрия
тела.
5) Покровы состоят из …
6)Способ смены покрова …
7) Число ходильных ног у речного рака …
8) Тело разделено…
Слайд 5Интеллектуальная разминка
(дополните предложения)
1) Тип насчитывает более млн. видов.
2) Он включает
классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.
3) Представители типа занимают все среды обитания.
4)
У всех животных этого типа двусторонняя симметрия тела.
5) Покровы состоят из хитина.
6)Способ смены покрова линька.
7) Число ходильных ног у речного рака 5 пар.
8) Тело разделено на головогрудь и брюшко.
Слайд 6Лаборатория
«Морфология ракообразных»
Составить рассказ о внешнем строении и образе
жизни речного рака.
Слайд 7Лаборатория
«Систематика беспозвоночных животных»
Определить систематическое положение речного рака, рассказать
об отрядах высших и низших раков.
речной рак циклоп дафния
Слайд 8Лаборатория
«Анатомический зал №1»
Рассмотреть особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной и
выделительной систем речного рака.
Слайд 9Лаборатория
«Анатомический зал №2»
Рассмотреть особенности строения нервной системы, органов
чувств и размножения речного рака.
Слайд 10Научно-экспериментальный отдел
«Класс Паукообразные»
План изучения нового материала:
Систематика и общие признаки
Класса Паукообразные.
Особенности строения в связи со средой обитания.
Черты сходства и
отличия с классом Ракообразные.
Многообразие, роль в биоценозе и в жизни человека.
Слайд 11 Наука о пауках - арахнология
Систематика
Тип Членистоногие
Подтип Хелицеровые
Класс Паукообразные
Отряды:
Всего более 10 отрядов
Сенокосцы
2.500видов
Скорпионы
600видов
Клещи
10 000видов
Пауки
21 000видов
Слайд 12Внешнее строение паука-крестовика
Слайд 13Особенности класса Паукообразные
Живут в наземно-воздушной среде, есть вторично водные;
Тело делится
на головогрудь (с 4 парами конечностей) и брюшко;
На головогруди хелицеры,
педипальпы, простые глаза от 2-12.
Слайд 14Паутина и её роль
Многие пауки способны плести паутину,
которая нужна для:
укрепления жилища;
ловли добычи;
изготовления коконов
для яиц;
расселения паучков;
Слайд 16Системы органов
Пищеварение наружное - внекишечное
Дыхание
Легочные мешки и трахеи
Слайд 17Системы органов
Выделительная система
Кровеносная система незамкнутая
(течет гемолимфа)
Сердце в виде трубки,
сосуды
Мальпигиевы сосуды -трубчатые канальцы, которые открываются в задний отдел
кишечника.
Слайд 19Системы органов
Органы чувств
Нервная система
Окологлоточное нервное кольцо; головогрудное нервное сплетение.
Органы
осязания – чувствительные волоски на педипальпах; обоняния;
зрения- глаза простые.
Слайд 20Системы органов
Половая система
Раздельнополые.
Женские половые железы яичники.
Мужские половые железы семенники.
Внутреннее оплодотворение.
Откладывают крупные яйца в
кокон.
Развитие чаще прямое.
Слайд 21Особенности пауков, связанные с жизнью на суше
1. Дыхание с помощью
легких или трахей;
2. наружное предварительное переваривание пищи;
3. всасывание воды в
кишечнике;
4. внутреннее оплодотворение;
5. размножение яйцами.
Слайд 22Сравнительная характеристика классов Ракообразные и паукообразные
Слайд 23Сравнительная характеристика классов Ракообразные и паукообразные
Слайд 24Многообразие паукообразных
Паук-волк
Слайд 25Многообразие паукообразных
Паук серебрянка
Слайд 26Многообразие паукообразных
Паук-скакунчик
Слайд 27Значение Паукообразных
Истребители насекомых.
Клещи портят продукты.
Растительноядные клещи высасывают
соки растений.
Чесоточные клещи вызывают чесотку.
Клещи -переносчики возбудителей энцефалита.
Почвенные
клещи участвуют в почвообразовании.
Яд пауков – используют в медицине.
Слайд 28Профилактика клещевого энцефалита
Неспецифическая профилактика включает:
применение специально
приспособленной одежды;
использование–
Репеллентов.
Меры специфической
профилактики
прививки
против
клещевого
энцефалита.
Слайд 29Рефлексия
Ответьте на вопросы:
Какие цели стояли перед нами на уроке?
Что повторили?
Что
нового узнали?
Какие трудности возникли при изучении материала?
Оцените свою работу на
уроке.
Слайд 30Домашнее задание:
Выучить параграф № 25,
повторить таблицу,
подготовить сообщения о
скорпионах и клещах,
прочитать легенду,
связанную с наукой
арахнологией.
Слайд 31Спасибо
за активное сотрудничество на уроке.
Всем хорошего дня
Слайд 32Источники
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Универсальные поурочные разработки по биологии» .
Москва: «Вако», 2006
http://azbyka.ru/zdorovie/chem-opasny-kleshhi
https://yandex.ru/images/search?
http://www.school4-megion.ru/vd-students/vospitat/201/