Слайд 1Лабораторный практикум по биологии для 5 класса
Автор: учитель биологии
МОУ
Коткишевская ООШ
Орлова О.П,
Слайд 2Содержание:
Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Лабораторная работа №
2 «Знакомство с клетками растений»
Лабораторная работа № 3 «Определение состава
семян»
Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных»
Слайд 3Лабораторная работа №1
Тема: «Изучение устройства увеличительных приборов»
Цель: изучить строение увеличительных
приборов и правила работы с ними
Оборудование: лупа ручная, микроскоп
Ход работы:
Лупа.
Зарисуйте, подпишите части;
Микроскоп. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты.
Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Зарисуйте микроскоп в тетрадь, подпишите части микроскопа.
Вывод: Сделайте вывод о значении увеличительных приборов в жизни человека.
Слайд 4Устройство лупы
ручка
оправа
увеличительное стекло
Слайд 5Устройство микроскопа
окуляр
тубус
объектив
штатив
предметный столик
зажимы
зеркало
винты
Слайд 6Лабораторная работа №2
Тема: «Знакомство с клетками растений»
Цель: изучить строение растительной
клетки
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, игла, часть
луковицы, часть зеленого листа.
Ход работы:
Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте клетки кожицы лука
Сравните клетки кожицы лука с препаратом зеленого листа.
Вывод: Сделайте вывод о строении растительной клетки. Укажите, в чем сходство и различие разных клеток растения
Слайд 7Последовательность приготовления микропрепарата
Слайд 8Строение клеток кожицы лука
Клеточная стенка
Цитоплазма
Вакуоли
Ядро
Слайд 9Клетки кожицы лука и зеленого растения под микроскопом
Кожица лука
Лист элодеи
Слайд 10Лабораторная работа №3
Тема: «Определение состава семян»
Цель: изучить способы обнаружения веществ
в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой,
пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена растений.
Ход работы:
Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
Положите на бумажную салфетку семена и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Вывод: Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Слайд 11Обнаружение веществ в составе семян
Слайд 12Лабораторная работа №4
Тема: «Знакомство с внешним строением растения»
Цель: изучить внешнее
строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветковых растений юга Тюменской
области
Ход работы:
Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.
Зарисуйте схему строения цветкового растения. Подпишите части цветкового растения.
Вывод: Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Слайд 13Строение цветкового растения
Сурепка обыкновенная
Слайд 14Лабораторная работа №5
Тема: «Наблюдение за передвижением животных»
Цель: познакомиться со способами
движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан
с речной водой, кристаллики поваренной соли;
Ход работы:
Приготовьте микропрепарат простейших животных.
Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
Вывод: Сделайте вывод о значении движения для животных
Слайд 15
Презентация выполнена в соответствии с рекомендациями ФГОС
Используемая для оформления литература:
Сазонов
В.Ф. Оформление лабораторных работ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт].
Дата обновления: 11.02.2016. URL: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot
Кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания, Отдела естественных дисциплин [Электронный ресурс] // Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования : http://www.donippo.org/2015/09/04/blog-post_7-7/