Слайд 1Лишайники.
Значение лишайников.
Разработала: Хамитова Галина Михайловна,
учитель биологии 1 категории
МБОУ СОШ№1,с
Александров-Гай Саратовская область
Слайд 2Актуализация знаний
I.Работа с тестами.
Выберите правильные ответы:
1. К съедобным грибам относятся:
А.
Сыроежка
Б. Масленок
В. Мухомор
Г. Гриб трутовик
2.Грибы сближает с животными:
A. Питаются готовыми
органическими веществами
Б. Содержат в оболочках клеток хитин
B. Поглощают питательные вещества путем всасывания
Г. Накапливается в клетках гликоген
Слайд 33.Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба
Б. Грибница
B. Ножка и шляпка
гриба
Г. Ножка гриба и мицелий
Вставьте пропущенное слово:
1.Мицелий плотно оплетает корни
деревьев и может проникать в ткани деревьев, образуя … или …
грибокорень или мицелий
Слайд 4II.Фронтальный опрос, беседа
1)Каковы основные характерные особенности грибов?
2) Какие организмы могут
поражаться
различными паразитическими грибами?
3)Какие грибы могут вступать в симбиотические
отношения с корнями растений?
4)Какую пользу из этих отношений извлекает гриб?
5)Каково значение микоризы для растений?
Слайд 5Лишайники
Узнаем об удивительных организмах, о «растениях-сфинксах», как называл их К.
Тимирязев, – лишайниках.
Царство Грибы
Слайд 6Кто такие лишайники?
Лишайники произрастают на всех континентах.
Их можно найти на
любой поверхности.
Слайд 8Внутреннее строение лишайника
Слайд 91.Самостоятельная работа учащихся
-Пользуясь текстом учебника S13,заполните таблицу «Строение лишайников с
различным типом слоевища»
Слайд 11Питание лишайников
Гриб питается органическими веществами, которые синтезируются водорослью.
Водоросль получает от
гриба воду и минеральные вещества.
Слайд 16Физминутка
Все грибы сели на поляне.
Пошел дождик.
Выросли грибы.
Посмотрели, не идет
ли грибник.
Увидели грибника, спрятались грибы.
Ушел грибник.
Снова выросли грибы.
Обрадовались, улыбнулись друг
другу.
А мы с вами продолжаем работать.
Слайд 17Упражнения
для снятия общего утомления
И. п. – основная стойка.
1.
– присесть, руки вперед.
2. – руки сомкнуть
над головой.
3. и.п. – выдох.
При выполнении, тянуться вверх.
4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох
6,7. – присесть, руки в стороны, выдох
8 - И.п.
Слайд 18Значение лишайников
Какое значение имеют лишайники?
Царство Грибы
Слайд 29IV.Рефлексия.
Теперь наш урок подходит к концу и мне бы хотелось
услышать, что нового и интересного вы сегодня узнали.
Я сегодня
на уроке
Про лишайники узнала,
И от этого намного
Образованнее стала,
И теперь как выйду в сопки,
И вокруг я погляжу,
Я о северной природе
Очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе
Очень дружно так живут,
Образуют слоевище.
Их лишайники зовут.
Слайд 30Тест по теме «Лишайники»
Выберите ОДИН правильный ответ
1. Наука о
лишайниках называется
А) Ботаника
Б) Альгология
В) Бриология
Г) Лихенология.
2. Лишайники - это
А)
Растения
Б) Животные
В) Особая группа симбиотических организмов
3.Слоевище лишайников состоит из
А) Водорослей и бактерий
Б) Бактерий и грибов
В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
Слайд 314. Лишайники могу селиться
А) На любом неподвижном субстрате
Б) Только на
почве
5. Что получает водоросль от гриба?
А) Воду
Б) Органические вещества
В)
Воздух
Г) Минеральные вещества.
6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?
А) Воду
Б) Органические вещества
В) Воздух
Слайд 327.Самостоятельно может существовать
А) Водоросль, отделенная от гриба
Б) Гриб, отдельно от
водоросли
8.Как размножаются лишайники
А) Нитями грибницы
Б) Семенами
В) Кусочками слоевища и особыми
группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.
9.Каков прирост слоевища ягеля за год
А) 1-3 мм
Б) 5 мм.
В) 10 мм.
Слайд 33V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
S13, ответить на вопросы в начале и в
конце S13.
Творческое задание:
1группа: придумать стихотворение о лишайниках.
2группа: Попробовать получить
краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради.
3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком
Слайд 34Использованная литература, интернет ресурсы
1 А.А. Калинина.Поурочные разработки по биологии:6кл- М.:ВАКО,2011,-384с-(В
помощь школьному учителю)
2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.М: Дрофа,2002. «Биология. Бактерии, грибы, растения.» 6класс:
Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.
3. https://www.google.ru/search?q=виды+лишайников+фото
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лишайники
5. http://festival.1september.ru/articles/621637/ стих про лишайника. Статьи Фестиваля «Открытый урок»Лишайники". 7-й класс Французова Алёна Викторовна, учитель биологии
6. Елена Михайловна Бенуж. Пособие. Тесты по биологии. 6 класс
Слайд 35Мультимедийные средства обучения
1. С.Н. Лебедев.-М.:Глобус,2008.-108с. - (Современная школа). Методическое пособие
с электронным приложением
2.Электронный атлас для школьника «Ботаника.6-7класс».- «Новый диск»,2004.