Слайд 1Выполнили:
Ботулева Елена Владимировна-учитель биологии и географии
Блажко Наталья Николаевна-учитель биологии и
химии
Методические рекомендации для подготовки ЕГЭ по биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №24» города Смоленска
Слайд 2Будем знакомы!
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).
При проведении
ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
Слайд 3Структура егэ по биологии 2019
1. Время проведения экзамена – 210
минут.
2. Задания разделены на 2 части (всего 28 заданий).
3. Первая
часть требует короткий ответ; вторая – развернутый.
4. Максимальное количество первичных баллов - 58.
Слайд 4Разделы для подготовки
1. Биология - наука о жизни.
2. Клетка как
биологическая система.
3. Организм как биологическая система.
4. Многообразие организмов, их строение
и жизнедеятельность.
5. Человек и его здоровье.
6. Эволюция органического мира.
7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Слайд 5Особое внимание!
Задания 23-28 при полном правильном ответе оцениваются в 3
балла каждое, поэтому на эти задания нужно обратить особое внимание.
1.
Отвечать необходимо на все вопросы в задании, при пропуске хоть одного снижается общий балл.
Слайд 6Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на рисунке, доказывают
его наземное происхождение? Приведите доказательства.
С какой группой современных позвоночных
животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.
Слайд 7Элементы ответа:
1) грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью
наземного типа (пояс конечности и свободная конечность из трех отделов:
плеча, предплечья, кисти);
2) имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей;
3) сходство с рыбами по форме тела и плавников;
4) название процесса — конвергенция; это формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.
Слайд 8Особое внимание!
2. При работе с заданиями, содержащими графические элементы, внимательно
определяйте суть вопроса и связь с данными таблицы, схемы или
подписями на рисунке.
Слайд 9
Назовите кости, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Укажите,
к какому отделу скелета их относят. Каково значение этого отдела
скелета?
Элементы ответа:
1) А - ключица; Б - лопатка;
2) кости входят в состав плечевого пояса (пояса верхних конечностей);
3) плечевой пояс создаёт опору свободной верхней конечности, соединяет её с туловищем;
4) плечевой пояс обеспечивает прикрепление мышц и подвижность свободной верхней конечности
Слайд 10Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребёнком», найдите верные утверждения.
Если у
отца и матери III группа, то у ребенка либо III
группа, либо I .
Если у ребёнка IV группа крови, то у родителей может быть только IV группа крови.
Если у отца и матери I группа, то у ребенка только I группа.
Группа крови ребенка не зависит от группы крови родителей.
Человеку с I группой крови можно переливать кровь любой группы.
Слайд 111. Верно.
2. 4 группа крови может быть у ребенка, если
у отца 4 группа крови, а у матери – вторая
или третья, или четвертая. Неверно.
3. Верно.
4. Нет информации в таблице. Да и это неправда. Неверно.
5. Нет информации в таблице. Это нужно смотреть совместимость агглютининов и агглютиногенов. Нет информации.
Ответ:1, 3.
Нужно смотреть на ячейку, которая получается при пересечении группы крови отца(Вертикаль) и группы крови матери(Горизонталь).
Слайд 12Особое внимание!
3. При работе с заданиями, содержащими текст - внимательно
читайте вопросы и прилагающийся текст (особенно где необходимо выбрать предложения
с ошибкой).
Особенно необходимо быть внимательным, когда необходимо не только найти ошибки в тексте, но и исправить их.
Слайд 13Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники,
мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ.
4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 1 - надпочечники относят к эндокринной системе, а не к выделительной;
2) 3 - в почки по сосудам поступает только кровь, лимфа не поступает;
3) 4 - фильтрация крови происходит в нефронах почек
Слайд 14Особое внимание!
4.Генетические задачи (чаще на моногибридное скрещивание) кроме ответа предполагают
запись решения задачи в целом (если допущена ошибка в ответе,
то проверяющие могут посмотреть ход решения и могут дать балл за само решение, если ошибка допущена в конце всего решения).
Слайд 17Особое внимание!
5. Задания по разделу «Эволюция органического мира» требуют аргументированного,
содержательного, ответа. Но главное при ответе не допустить биологических недочетов
и грубых ошибок, за которые снижается количество баллов или сразу ставиться 0.
Слайд 18Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении
наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие
черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.
Элементы ответа:
1) полное разделение артериальной и венозной крови;
2) высокий уровень обмена веществ, теплокровность;
3) более совершенная дыхательная система, обеспечивающая организм кислородом;
4) развитие переднего мозга и сложное поведение (забота о потомстве, перелёты птиц и др.)
Слайд 19Особое внимание!
6. При ответе на задания по теме : «Митоз
и мейоз», запомните следующие особенности процессов протекающих во всех фазах
делений у животных и растений, а так же особенность наборов хромосом.
Слайд 20Соматическая клетка 2n2c-диплоидный, двойной набор хромосом
(у крупного рогатого скота
в соматических клетках 60 хромосом, 60 ДНК)
Интерфаза (удвоение, репликация, редупликация
ДНК)
2n4c (число хромосом – 60, число молекул ДНК - 120).
Слайд 211. В конце профазы мейоза 1 число хромосом–60, число молекул
ДНК–120. Происходит коньюгация и кроссинговер.
2. В конце метафазы мейоза 1
число хромосом–60, число молекул ДНК–120. Гомологичные хромосомы располагаются по экватору клетки.
3. В конце анафазы мейоза 1 число хромосом – 60, число молекул ДНК – 120 (у каждого полюса клетки 30 хромосом и 60 молекул ДНК). Гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки.
4. В конце телофазы мейоза 1 число хромосом –30, число молекул ДНК– 60. Произошло редукционное деление, число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза.
5. В конце профазы мейоза 2 число хромосом –30, число молекул ДНК – 60. Хромосомы спирализуются.
6. В конце метафазы мейоза 2 число хромосом–30, число молекул ДНК– 60. Сестринские хроматиды располагаются по экватору клетки.
7. В конце анафазы мейоза 2 число хромосом – 60, число молекул ДНК – 60 (у каждого полюса клетки 30 хромосом и 30 молекул ДНК). Сестринские хроматиды расходятся к полюсам клетки.
8. В конце телофазы мейоза 2 число хромосом –30, число молекул ДНК –30. Расходятся к полюсам сестринские хроматиды (хромосомы), число хромосом сохраняется, а число ДНК уменьшается в 2 раза.
Слайд 22Соматическая клетка 2n 2 c - диплоидный, двойной набор хромосом
(у пшеницы в соматических клетках 28 хромосом, 28 ДНК)
Интерфаза (удвоение,
репликация, редупликация ДНК) 2n 4 c (число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56).
Слайд 231. В интерфазе перед началом деления число хромосом – 28,
число молекул ДНК - 28, т.к. перед началом деления происходит
репликация ДНК, их число удваивается, а число хромосом не изменяется, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид (двухроматидные).
2. В конце профазы митоза число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56. Хромосомы спирализуются.
3. В конце метафазы митоза число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56. Сестринские хроматиды располагаются по экватору клетки.
4. В конце анафазы митоза число хромосом – 56, число молекул ДНК – 56 (у каждого полюса клетки 28 хромосом и 28 молекул ДНК). Сестринские хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки, поэтому общее число хромосом в клетке увеличивается в 2 раза.
5. В конце телофазы митоза в каждом из двух ядер число хромосом – 28, число молекул ДНК – 28. Расходятся к полюсам сестринские хроматиды (хромосомы) и в ядрах клеток находятся однохроматидные хромосомы.
Слайд 25Советы по подготовке
1. Распределите свое время на подготовку к экзамену
заранее (лучше завести свой календарь подготовки и отмечать дни до
экзамена)
2. Подготовку начинайте с материала, который более знаком и понятен, и для закрепления, которого необходимо меньше сил и времени, а больше времени уделите более сложным вопросам.
3. При прохождении материала делайте записи и пометки самых сложных вопросов, чтобы накануне экзамена быстро их повторить.
4. Готовьтесь по разделам, не перескакивая от темы одного раздела к теме другого раздела.
Слайд 26Советы по подготовке
5.Изучайте материал по разным источникам (школьный учебник, пособия
для поступающих, материалы с официальных сайтов для подготовки).
6. Повторяйте и
обобщайте материал в виде схем, таблиц и рисунков (такие вопросы встречаются в первой и во второй частях экзамена).
7. Решайте тренировочные задания (чем больше, тем лучше). Берите тесты разных авторов.
8. Не занимайтесь в тишине, чтобы на экзамене не отвлекаться на посторонние шумы.
Слайд 27Советы по подготовке
9. Никогда не смотрите в ответы, пока не
решите задания до конца – так вы все равно не
запомните ваши ошибки, а остальной настрой собьете.
10. Не решайте тесты постоянно, делайте перерыв, чтобы в голове не начинали мешаться мысли и информация.
11. Делайте себе выходной! (постоянная зубрежка отнимает много сил, голова должна отдыхать от постоянного потока информации)
12. Верьте в свои силы! Они больше, чем вы думаете!
Слайд 28На экзамене
Перед тем как приступить к экзамену необходимо успокоиться и
сосредоточиться только на заданиях своего варианта.
Не думать о том, что
вам достался сложный вариант, а другим- простой.
Думать только о том, что вы все сделаете правильно и наберете 100 баллов!
Начали!!!
Необходимо внимательно читать вопрос (в большинстве заданий в вопросе скрыт правильный ответ).
На задания первой части тратить не более 5 минут, чтобы больше времени уделить вопросам второй части.
Если не уверены в ответе, то пропустите вопрос, не тратя лишнее время, и переходите к следующему.
Развернутые ответы на вопросы второй части должны быть четкими, аргументированными и, конечно, же без биологических ошибок.