Слайд 1Генеалогический метод
тема: «Методы изучения наследственности человека»
Биология. 11 класс.
Слайд 2Генеалогический метод- это изучение родословной человека
Типы наследования признаков:
Аутосомно - доминантный
тип
Аутосомно- рецессивный тип
Наследование генов, сцепленных с половыми Х-хромосомами.
Наследование генов, сцепленных
с половыми У-хромосомами.
Слайд 3Аутосомно- доминантный
тип наследования
Веснушки
Раннее облысение
Синдактилия
Слайд 4Шестипалость
Увеличенная деталь "Сикстинской мадонны" - Папа Сикст II.
Слайд 5Аутосомно- рецессивный тип наследования
Альбинизм-
отсутствие пигментов
Слайд 6Рисунки из коллекции профессора Е. Б. Рабкина. Дальтонизм.
Слайд 7Наследование генов, сцепленных с Х- половыми хромосомами
Гемофилия – неизлечимое наследственное
заболевание
Слайд 8Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой
Ихтиоз- заболевание кожи. Рыбья чешуя
Термин: Лицо
«оборотня»
Гипертрихоз- излишняя волосатость
Слайд 9Символы, применяемые при составлении родословных:
1 — мужчина; 2 —
женщина; 3 — пол не выясненен; 4 — пробанд; 5
— обладатели признака; 6 — рано умер; 7 — аборт и мертворождение; 8 — гетерозиготные носители признака; 9 — носительница признака, сцепленного с Х-хромосомой; 10 — брак; 11 — двойной брак; 12 — родственный брак; 13 — дети и порядок их рождения; 14 — дизиготные близнецы; 15 — монозиготные близнецы.
Слайд 10
При анализе родословных
следует учитывать ряд особенностей
разных типов наследования
признаков
Признак наследуется по аутосомно-доминантному типу.
По аутосомно-рецессивному типу.
Сцепленно с Х-хромосомой.
Сцепленно
с У-хромосомой.
Слайд 11Определите тип наследования гипертрихоза
Слайд 12Наследование гемофилии в царской семье Романовых
Слайд 14УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ
СХЕМЫ РОДОСЛОВНЫХ.
Слайд 15Основные этапы решения задач:
Определите тип наследования признака
(доминантный или рецессивный).
Для этого выясните:
часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);
многие ли члены родословной обладают признаком;
имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;
имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;
какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.
2. Определите, наследуется ли признак сцепленно с полом.
Для этого выясните:
как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;
лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак.
Слайд 17Решение задачи:
Определяем тип наследования признака.
Признак проявляется в каждом поколении.
От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын,
имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют.
Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.
Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А — доминантная аллель, а — рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается, — генотип аа.
Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной — аа
Слайд 18Установите характер проявления признака, обозначенного красным цветом. Определите генотип родителей
и детей в первом поколении.
Слайд 19Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.
Слайд 20Составьте родословную.
Кареглазый Борис, родители которого были кареглазыми женился на голубоглазой
Вере, также имевшей родителей кареглазых. У них родился голубоглазый мальчик
Петя .Определите генотипы всех членов семьи.
Слайд 21Составьте родословную
Таня и Наташа родные сестры и обе страдают дальтонизмом.
У них есть сестра с нормальным зрением и брат с
нормальный зрением, но гемофилик, Таня и Наташа вышли замуж за здоровых по указанным признакам мужчин. У Тани родились 2 мальчика -дальтоника и две здоровых девочки. У Наташи два сына - гемофилики и дальтоники одновременно. Определите генотипы Тани, Наташи, их родителей и всех детей. Почему у Наташи оказались дети, заболевшие двумя болезнями?
Слайд 22Спасибо за внимание!
Автор:
Учитель биологии
МОУ «СОШ № 17»
Г.Новочебоксарск
Матвеева Ираида Вячеславовна