Слайд 1МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного
цикла» Орехово-Зуевского муниципального района
Интегрированный урок по теме
«Ненаследственная изменчивость»
(биология и
информатика)
Фенотип = генотип + окружающая среда
Из опыта работы
заместителя директора по УВР, учителя биологии высшей квалификационной категории
Жуковой Татьяны Борисовны
2008
Слайд 2Цель занятия:
расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости
на примере ненаследственной изменчивости
сформировать умения и навыки работы
с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.
Слайд 3План занятия:
1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости.
1.1 Причины
изменений.
1.2 Свойства изменчивости.
1.3 Сравнение
наследственной и ненаследственной изменчивости.
2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости.
3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Слайд 4Ненаследственная изменчивость
Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием
на проявление генов окружающей среды.
Фенотип = генотип + окружающая среда
Слайд 5Причина изменений
изменение условий среды
белокочанная капуста в условиях жаркого климата
не образует кочана.
Слайд 6Значение изменений
адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение
потомства.
Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.
Слайд 7Свойства модификационной изменчивости.
Ненаследуемость.
Групповой характер изменений.
Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Слайд 8Ненаследуемость.
Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.
К выщипанному участку шерсти прикладывается
холод.
На спине появляется темноокрашенная шерсть.
Слайд 9Групповой характер изменений
У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие
листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.
Слайд 10Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Норма реакции- степень варьирования признака от
минимального до максимального значения.
Слайд 11Задание: Вставьте и объясните недостающие слова.
Наследственная изменчивость
Генотипическая
Индивидуальная
Неопределенная
Мутационная
Ненаследственная
изменчивость
……………
…………….
……………
……………..
Слайд 12Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану.
Объект
изменения.
Подверженность изменениям ДНК.
Возможность передачи изменений следующим поколениям.
Значение для отдельной особи,
вида.
Слайд 13Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.
Слайд 14Сущность метода.
определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого
организма выбранной группы;
определение частоты встречаемости каждой варианты;
построение вариационного ряда, отражающего
постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению;
построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости;
определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды;
выявление полученных закономерностей.
Слайд 15Лабораторная работа
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Проводится с использованием
компьютерной технологии
Запускаем EXCEL
Слайд 16Для удобства обработки результаты стоит немного округлить.
Для этого выделяем
нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты
измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).
Слайд 17Делаем измерение.
Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки
«Исходные данные».
Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда».
Выделяем диапазон
столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».
Слайд 18Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений:
=ЧАСТОТА(данные;интервалы)
Чтобы ввести параметр
«Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»;
Ставим точку с запятой;
Чтобы ввести
параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку.
Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER , чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.
Слайд 19Построение графика частотного распределения.
Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов
«Значение ряда» и «Частота».
В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма».
Выбираем тип
диаграммы – гистограмму или график.
Следуем указаниям мастера вставки диаграмм.
Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).
Слайд 20Заполняем ячейки результатами измерений
В этих ячейках – результаты
измерений
Уникальные результаты
измерений (по возрастанию)
Слайд 21Вставляем функцию
Выделяем диапазон в столбце «Частота», по размерам совпадающий с
заполненным диапазоном в столбце «Значение измерения» и вставляем функцию:
=ЧАСТОТА(выделяем диапазон
исходных данных; выделяем диапазон значений измерений)
( Например, =ЧАСТОТА(A2:J4;K2:K4) )
нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER
Слайд 22Распространяем функцию на все ячейки столбца
Выделенный диапазон заполняется числами
Слайд 23Выделяем диапазон с полученными частотами
Слайд 26Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм
Слайд 27Должно получиться что-то подобное
Ваша диаграмма будет более правильной, в
этом примере случайные числа
Слайд 28Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем
столе.
после этого помещаем файл
в папку «Общие документы».
Спасибо
Слайд 30Инструкции для учителя
Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в
один файл.
Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в
один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх.
Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.