Слайд 1О предупреждении усталости и потере внимания на уроках
биологии
Составила:
Учитель биологии
СОШ 16 г.Симферополь
БЕЛИНСКАЯ Е.И.
Слайд 2У кого есть здоровье, есть и надежда,
а у кого
есть надежда – есть все.
Арабская пословица
Здоровье школьников – залог
успешного обучения
Слайд 3Наша цель :
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив
его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения
здорового образа жизни,
воспитав у него культуру здоровья.
Слайд 4ПРИЧИНЫ недостаточного внимания учащихся
Синдром дефицита внимания в связи с гиперактивностью
(дети отличаются двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, часто отвлекаются).
Слайд 5
Хронические соматические заболевания и болезненность ребенка( дети с ослабленным здоровьем
отличаются высокой утомляемостью и низкой работоспособностью).
Слайд 6
Индивидуальные особенности нервной системы
Переутомление и перегрузки
Недостаточное развитие познавательной учебной мотивации
Слайд 7Группы здоровье сберегающих технологий, применяемые на уроках биологии и внеклассных
мероприятиях
Медико-гигиенические технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии
Экологические здоровье сберегающие
технологии
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Здоровье сберегающие образовательные технологии
Слайд 8Здоровье сберегающие технологии
технологии,
которые основаны на возрастных особенностях познавательной
деятельности детей,
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
- вариативности методов и форм обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- обучении в малых группах,
- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
-создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”),
-на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья
Слайд 9При составлении планов уроков с целью предупреждения усталости и потери
внимания
включаю вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию
у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- - виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение урока использую не менее 2-х технологий преподавания ;;
- осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- на уроке стараюсь создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки
для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включаю в урок физкультминутки
- произвожу целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Слайд 10В своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса:
I.
Образовательный процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий
процесс, поиск решений служат развитию , дают богатые эмоции, возможность подвигаться, получить помощь друга, радость успеха, а главное, привлекает внимание, снижает наступление утомления.
Это достигаю использованием:
- Игровых ситуаций , тренингов на уроках(«Эстафета»,» Кто больше?», « 5 шагов»
разных форм уроков (КВН, викторины, Ботанические турниры, .
Слайд 11
- Красочной наглядности(картин, рисунков, фотографий, видеофрагментов
- Занимательных упражнений
-
Фантазирования
- Творческого характера домашних заданий (составить схему, заполнить таблицу,
, придумать загадку на тему).
Все это способствует развитию коммуникативных навыков,
воображения,
познавательных способностей,
снижает психоэмоциональное напряжение, утомляемость
повышает интерес к урокам.
Слайд 12II. Для активизации внимания важным во время урока является:
а) Чередование
различных видов учебной деятельности:
опрос учащихся
запись основных моментов нового
материала
чтение , слушание, рассказ
-Выполнение лабораторных и практических работ.
рассматривание наглядных пособий, таблиц, гербарных и живых экземпляров растений муляжей
ответы на вопросы, тесты
Работа с биологическими терминами и понятиями
Слайд 13Развитие внимания , предупреждение усталости
Занимательные упражнения и задания( перфорированные карты,
иллюстрированные задания, »оцени правильность суждений», » вставь пропущенное слово», «поясни
явление», «закончи предложение», « Блиц-опрос» ,
«Блиц- турнир»
Слайд 14
Биологические загадки-» Круглые озера, никогда не замерзают».»Красные звери в
пещере моей, белые звери стоят у дверей.
Интеллектуальные игры-»Знаешь ли ты?»-
о разнообразии растений и животных.
Шоу-викторины-описать или изобразить животных.
Слайд 15б) Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
-Активные методы-(обучение действием(наложить повязку,измерить пульс, давление)
обсуждение в группах, ученик
как исследователь, ученик-учитель).
-методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки)- это создание игровых ситуаций на уроках: » Построй логическую цепочку» , «Ответь и задай вопрос товарищу»
Включение учащихся в творческий процесс, поиск решений служит развитию, снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Слайд 16в) Проведение физкультурных минуток.
расслабление кистей рук, массаж пальцев
Упражнения
предупреждающие нарушения осанки и искривления позвоночника
дыхательная гимнастика
предупреждение утомления
глаз
Слайд 17Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов
организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и
дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Слайд 18 соблюдаю требования к двигательной активности ребенка:
Движения должны быть -
разнообразны (однообразие снижает интерес).
Провожу на начальном этапе утомления и в
середине урока
Предпочтение отдаю упражнениям для утомленных групп мышц.
Подбор упражнений зависит от особенностей урока.
Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.
Слайд 19Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
“Хороший смех дарит здоровье”,
мажорность урока,
положительная эмоциональная мотивация в начале урока,
создание
ситуации успеха.
Слайд 20IV. Экологическое пространство:
А) Проветривание помещений;
В) озеленение кабинета,
Г) освещение кабинета.(Плохая
освещенность снижает остроту зрения и ведет к быстрому утомлению)
Д) соблюдение
тишины на уроках.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
- Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
Слайд 21V. Социализация личности ребенка.
Установка на здоровье не появляется сама
собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой,
творческой деятельности через практические действия формирую основы гигиенического, полового, нравственного воспитания.
-Поддерживаю взаимосвязь с медицинскими работниками школы.
Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников,
веду разъяснительную работу с родителями по поводу нормального питания детей, соблюдения режима дня, дозированной работы у компьютора, профилактических прививок, приглашаю медиков на родительские собрания.
Провожу экскурсии, прогулки на свежем воздухе
Слайд 22РЕЗУЛЬТАТ.
Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе на
уроках биологии -позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть творческие способности; -учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, утомляемости, коррекцию внимания.