Слайд 1Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Профессор
кафедры управления, к.в.н., доцент
ВОЛКОВ Владимир Федорович
каб. 409В, тел. 21-55
Дисциплина: Обществознание
Государственное право
Российской Федерации
Слайд 22
Вопросы:
1. Объект, предмет и понятие государственного права Российской Федерации как
отрасли права Российской Федерации.
2. Государственно-правовые нормы, их особенности и виды.
Государственно-правовые институты.
3. Государственно-правовые отношения, их особенности. Субъекты и объекты государственно-правовых отношений.
4. Источники государственного права Российской Федерации.
Слайд 33
1. Объект, предмет и понятие государственного права Российской Федерации как
отрасли права Российской Федерации.
Слайд 44
Объектом государственного права РФ является государство, выступающее в качестве политической
организации общества.
Предметом государственного права РФ как отрасли права РФ являются
общественные отношения, складывающиеся в процессе учреждения и устройства Российского государства.
Слайд 55
Под учреждением государства, как одной из составляющих предмета государственного права
РФ, следует понимать ту область общественных отношений, которая складывается в
процессе преобразования объективных государствообразующих структурных элементов социально-организованного общества, какими являются – население, территория, власть, в государственно-правовые институты.
Слайд 66
Декларация «О государственном суверенитете РСФСР»:
- право многонационального народа РСФСР, как
носителя суверенитета и источника государственной власти,
- непосредственное осуществление государственной
власти;
- верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР;
- невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления народа, выраженного путем референдума;
- единство республиканского гражданства на всей территории РСФСР;
- исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальными богатствами России;
- о необходимости существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную как важнейший принцип функционирования РСФСР в качестве правового государства.
Слайд 77
Государствообразующие государственно-правовые институты представляют собой;
во-первых, совокупность устойчивых, имеющих определяющее значение
государственно-правовых норм, каждый из которых (государственно-правовой институт) самостоятельно регулирует строго
определенную область общественных отношений (в сфере организации государственной власти, территориальной организации государства, установления основ правового положения личности);
во-вторых, в совокупности обеспечивают целостность государства, его тождественность самому себе, то есть политической организации общества. В этом случае учреждающие государственно-правовые институты выступают уже в качестве устойчивых и неизменяемых структурных элементов государства, без которых немыслимо представить в правовом выражении собственно государство.
Слайд 88
Государство характеризуется наличием всех трех (население, территория, власть) учреждающих государственно-правовых
институтов, содержание которых определяется нормами государственного права.
Отсутствие хотя бы
одного из них лишает тот или иной социальный союз признания в качестве государства, то есть, учреждающие государственно-правовые институты представляют собой государственно-правовую структуру и, одновременно, государственно-правовое содержание государства.
Слайд 99
Устройство государства – это целый комплекс политических, в определенной степени,
также экономических, социальных, национальных, конфессиональных и, главным образом, правовых общественных
отношений.
Слайд 1010
Нормы государственного права РФ как ведущей отрасли права российского государства
определяют:
во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя РФ (господствующие формы
собственности, формы территориальной организации государства, характер и определяющие принципы организации власти в государстве). Глава 1 Конституции РФ;
во-вторых, определяют демократические основы правового положения гражданина и человека в российском государстве. Глава 2 Конституции РФ;
в-третьих, закрепляют и характеризуют устройство российского государства с точки зрения его национально-государственной, национально-территориальной и административно-территориальной организации. Глава 3 Конституции РФ;
в-четвертых, закрепляют систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ. Главы 4-7 Конституции РФ;
в-пятых, устанавливают, что народ Российской Федерации осуществляет власть не только через органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и путем использования референдума, свободных выборов и иных форм непосредственного народовластия. Статья 3 Конституции РФ
Слайд 1111
Государственное право РФ как отрасль права РФ
– это отрасль
права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, юридически закрепляющих учреждение
и устройство российского государства, то есть, основы его конституционного строя, основы правового положения гражданина и человека, а также федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, систему, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления и формы непосредственной демократии.
Слайд 1212
«Государственное право РФ» или «Конституционное право РФ»
До 1917 г.
– Государственное право
1917-1975 гг. – Советское государственное право
1975 г. –
Советское конституционное право
1993 г. Конституционное право
Слайд 1313
Конституционное право России
– ведущая отрасль права России, представляющая собой
совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые
обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, то есть основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Слайд 1414
2. Государственно-правовые нормы, их особенности и виды.
Государственно-правовые институты
Слайд 1515
Государственное право РФ, как и любая другая отрасль права РФ,
состоит из норм, что и определяет его нормативные характер.
Правовые
нормы, регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет государственного права РФ, именуются государственно-правовыми нормами.
Государственно-правовые нормы, как и вообще правовые нормы, это общее правило поведения, определяющее поведение участников государственно-правового отношения, устанавливающее их права и обязанности.
Слайд 1616
Особенности норм государственного права РФ:
во-первых, среди государственно-правовых норм большую группу
составляют конституционные нормы, которым присущ учредительный характер содержащихся в них
предписаний. Именно конституционные государственно-правовые нормы первично учреждают государствообразую-щие государственно-правовые институты, определяется устройство РФ, форма ее правления;
во-вторых, государственно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой. Обычно правовые нормы состоят из трех частей – диспозиции, гипотезы, санкции. Однако следует иметь в виду, что трехчленная структура правовой нормы – это лишь образец, который в той или иной степени воспринимаются другими отраслями права РФ.
Слайд 1717
Имеются государственно-правовые нормы, которые состоят из двух элементов – диспозиции
и гипотезы.
Гипотеза служит целям установления сферы действия диспозиции. Она
как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления.
Наиболее характерной особенностью государственно-правовых норм является отсутствие в их структуре санкций.
Обычно под санкцией понимают определение юридического последствия, наступающее при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы.
Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, государственно-правовые нормы сами по себе (внутри отрасли) очень многообразны и отличаются друг от друга по многим признакам.
Слайд 1818
Классификация государственно-правовых норм:
1. По содержанию или по закрепляемому и
регулируемому ими объекту, государственно-правовые нормы подразделяются на нормы, закрепляющие основы
конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, а также формы непосредственной демократии.
2. По территории действия различают нормы, действующие на всей территории РФ; на территории субъектов РФ; на территории, подчиненной соответствующим органам местного самоуправления (в муниципальных образования), а также на территориях, в пределах которых действует режим чрезвычайного положения, военного положения или правовой режим контртеррористической операции.
Слайд 1919
Классификация государственно-правовых норм:
3. По действию их во времени. В этом
случае государственно-правовые нормы подразделяются на нормы постоянные, временные, исключительные.
4. По
характеру, содержащихся в них предписаний. В общей теории права известно деление правовых норм по этому признаку на три группы: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
5. по степени определенности содержащихся в них предписаний. В теории права нормы права по этому основанию делятся на три большие группы: императивные, то есть категорические, диспозитивные и рекомендательные.
Слайд 2020
Классификация государственно-правовых норм:
6. По назначению в механизме правового регулирования государственно-правовые
нормы можно подразделить на материальные и процессуальные. Такое подразделение связано
с тем, какую служебную роль выполняют соответствующие нормы и на какие стороны деятельности субъекта они воздействуют. Поводом и основанием для деления государственно-правовых норм на материальные и процессуальные является их цель.
7. Классификация государственно-правовых норм содействует правильному их пониманию и практическому применению. Однако этим не завершается характеристика особенностей государственно-правовых норм.
Наряду с указанными особенностями, государственно-правовые нормы группируются и по правовым институтам.
Слайд 2121
Правовой институт – это законодательно обособленный комплекс юридических норм, регулирующих
однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу.
Генеральными
(государствообразующими) государственно-правовыми институтами государственного права РФ как отрасли права РФ, закрепленными в Конституции РФ 1993 г., является: – основы правового положения гражданина и человека (глава II Конституции РФ);
– Федеративное устройство (глава III Конституции РФ);
– органы государственной власти РФ (главы IV, V, VI и VII Конституции РФ; – посредством которых организуются современное российское государство.
Слайд 2222
3. Государственно-правовые отношения, их особенности.
Субъекты и объекты государственно-правовых отношений.
Слайд 2323
Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, регулированные нормами государственного права.
Они имеют определенную специфику, свои особенности.
Во-первых, отличительной особенностью государственно-правовых отношений
является то, что возникают они в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права.
Во-вторых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что многие из них имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния.
Это – состояние в гражданстве РФ, состояние субъекта в составе РФ.
Слайд 2424
В-третьих, специфика государственно-правовых отношений и в том, что значительное их
большинство носит характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов
в конкретном правоотношении обязательно должен быть представителем государства, а главное, потому, что только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и в субъектах РФ во всем объеме их прав и обязанностей.
Вместе с тем, среди государственно-правовых отношений есть не только отношения, основанные на принципе «власть – подчинение», но и на принципе равенства сторон как субъектов правоотношений, например, при заключении договоров между субъектами РФ.
В-четвертых, особенность государственно-правовых отношений и в том, что им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.
Слайд 2525
Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:
1) народ РФ как общность граждан
РФ; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а
также коренные малочисленные народы России;
2) российское государство в целом как государственная организация всего народа РФ;
3) субъекты РФ: республики в составе РФ, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
4) государственные органы РФ – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, обе его палаты (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ;
5) государственные органы субъектов РФ и органы муниципальных образований;
6) постоянные и временные комитеты и комиссии СФ и ГД РФ, представительных органов государственной власти субъектов РФ и в представительных органов муниципальных образований;
Слайд 2625
Субъектами государственно-правовых отношений могут быть:
7) депутаты представительных органов индивидуально, в
составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе
других депутатских формирований;
8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке;
9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;
10) собрание военнослужащих по воинским частям;
11) избирательные комиссии – ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;
12) граждане РФ и вынужденные переселенцы;
13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.
Слайд 2726
Правоспособность граждан наступает с момента рождения.
Дееспособность граждан РФ наступает
после достижения ими определенного возраста, дающего возможность самостоятельно реализовать то
или иное право, установленное нормами государственного права. Важно, чтобы то или иное право гражданин реализовал непосредственно, своими действиями:
с 6-7 лет у гражданина – появляется право на образование;
с 8 лет – право на объединение в детские общественные организации;
с 14 лет – право на объединение в молодежные общественные организации;
с 18 лет – право избирать (активное избирательное право);
в 21 год – право быть избранным в представительные органы (пассивное избирательное право);
в 30 лет – право быть высшим должностным лицом субъекта РФ;
в 35 лет – быть избранным Президентом РФ;
в 40 лет – быть членом Конституционного Суда РФ и т.д.
Слайд 2828
4. Источники государственного права Российской Федерации
Слайд 2929
Государственное право основано на материальных и юридических источниках.
Материальные источники –
это фактические условия жизни государства и общества, свойственные им политические,
экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного права Российской Федерации.
Юридические источники – это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права.
Слайд 3030
К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы
общефедерального значения относятся:
- федеральные законы РФ. (различают федеральные-конституционные и
федеральные);
- отдельные нормативные указы Президента РФ. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам.
- отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания.
- акты, принимаемые Конституционным Судом РФ
- отдельные постановления Правительства РФ
- нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ.
- декларации, которые являются актами, носящими учредительный характер.
- договоры.
Слайд 31Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Профессор
кафедры управления, к.в.н., доцент
ВОЛКОВ Владимир Федорович
каб. 409В, тел. 21-55
Дисциплина: Обществознание
Государственное право
Российской Федерации
http://prezentacija.biz/