Слайд 1УМК – современному образованию
МОУ СОШ №23
Слайд 2Далеко не каждый из сегодняшних учеников станет в будущем врачом
или микробиологом, вирусологом или агрономом, но все они, ныне сидящие
за партой, выйдут во взрослую жизнь и каждый день будут в той или иной степени сталкиваться с биологией. Собственное здоровье и здоровье будущих детей, возможность продления человеческой жизни и современные достижения медицины, трансгенные организмы и клонирование, экологические проблемы и охрана окружающей среды – все эти вопросы касаются каждого из нас. И задача учителя биологии сегодня – сформировать биологически грамотного члена современного общества, человека, который сможет адекватно ориентироваться в огромном потоке информации, принимать конкретные решения и отвечать за них.
Слайд 3ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Основная задача модернизации российского образования
– повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает в
первую очередь значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
Современное образование должно обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, предоставить возможность максимально полно раскрыть его творческие способности и дарования.
Слайд 4ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
Программа Сонина составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного образования.
Курс природоведения в 5 классе
продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения природы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
6 класс – 35 часов из федерального компонента.
7 класс – 70 часов.
8 класс – 70 часов.
9 класс – 70 часов
10 и 11 класс – по 1 часу в неделю, т.е.по 35 часов.
Слайд 5Современный учебник
Учебник и линии Н. И. Сонина созданы авторским коллективом
на основе авторской программы в полном соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом, имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень. Программа, реализованная в нем, получила гриф Министерства образования и науки РФ и опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы».
Слайд 6Современный учебник
Учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень»
(авторы: ВИ Сивоглазов, ИБ Агафонова, ЕТ Захарова), впервые вышедшие в
свет в издательстве «Дрофа» в августе 2005г., в полной мере отвечает требованиям времени и помогает решить эту непростую задачу.
Слайд 7 В течении 2005/2006 и 2006/2007 учебных лет учебник апробировались
в ряде регионов и получил высокую оценку учителей. На открытом
уроке в Волгограде ученики сказали: «Наконец-то мы получили учебник, который понятен не только нашим учителям, но и нам самим». И подобная фраза порой значит больше, чем официальный отзыв в прессе.
Слайд 8Учебник «Общая биология» завершает линию Н. И. Сонина. Однако структура
книги, особенности компоновки материала и стиль изложения, доступный для учащихся
с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий.
Все учебники линии Н. И. Сонина имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Слайд 9Эти учебники состоят из текстового и внетекстового компонентов.
Текстовый компонент представлен
основным, дополнительным и пояснительным текстами. Основной текст – это текст
параграфов. Параграфы содержат разнообразные примеры, исторические справки, сообщения о новых открытиях. Сегодня ученик имеет возможность узнать о последних достижениях науки из многочисленных научно-популярных журналов, из телевизионных программ, из Интернета, поэтому учебник должен соответствовать требованиям времени и идти в ногу со временем с современной наукой. Новый учебник «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс» достойно конкурирует с другими источниками информации.
Большое внимание авторы учебников в линии
Н. И. Сонина уделяют практико-ориентированности материала.
Слайд 10Практически в каждом параграфе всех учебников в линии Сонина существует
дополнительный текст. В некоторых учебниках дополнительная информация вынесена за пределы
параграфа и, как правило, находится после вопросов и заданий.
Задача дополнительной информации в учебнике - заинтересовать, заставить задуматься, захотеть поделиться новыми сведениями с другими и узнать больше.
Слайд 11Внетекстовый компонент. К нему относят аппарат организации усвоения знаний, аппарат
ориентировки и иллюстративный аппарат.
Вопросы для повторения задания, которые направлены на
усвоение, закрепление и повторение материала урока, приводятся после каждого параграфа или в конце каждого из пяти разделов общей биологии находятся блоки вопросов для обсуждения, разбитые по темам. Эти задания уже более высокого уровня, требующие размышлений и сопоставлений, вопросы частично поисковые и творческие.
Слайд 12Большое значение для понимания и усвоения материала имеет иллюстрированный аппарат.
Именно визуальный ряд делает доступной и ясной порой очень непростую
информацию. Особенно важно это для учащихся, изучающих биологию на базовом уровне. Учебники красочно иллюстрированы. Слайды, микрофотографии, рисунки выполнены на высоком художественном уровне. Большинство иллюстраций отражает современные достижения биологии и впервые используются в школьной литературе.
Слайд 13Изданы рабочие тетради к учебникам. Эти дидактические дополнения помогают учащимся
усвоить учебный материал, систематизировать и закрепить полученные знания. Разнообразные вопросы
и задания, в том числе с использованием таблиц, схем, рисунков, тестов, делают изучение биологии интересным и творческим. Задания пособий направлены на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса и позволяют учитывать разнообразные интересы, склонности и способности учащихся.
Слайд 14Контрольно – измерительные материалы
Данное пособие содержит задание для поурочной, тематической
и итоговой проверки. Тесты составлены с опорой на тексты параграфов
учебника АА Плешакова, НИ Сонина «Природоведение. 5 класс», поэтому их можно использовать для проверки подготовленности учащихся к каждому уроку. Задания, предложенные в этом пособии, позволяют учителю сделать опрос более разнообразным по форме. Учащиеся могут работать индивидуально, по парам или группами на первых партах и у доски.
Контрольные вопросы представлены различными формами тестовых заданий.
Слайд 15Контрольно – измерительные материалы
Дидактические карточки – задания являются дополнением к
учебному комплекту по биологии НИ Сонина «Живой организм». Этот дидактический
материал позволяет делать опрос более разнообразным.
Карточки предназначены для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов быстрого определения уровня знаний учащихся.
Слайд 16Контрольно – измерительные материалы
Важным этапом в изучении биологии является контроль
знаний.
Главная задача контроля знаний – проверка знаний и умений
школьников, определение уровня достижения требований с целью восполнения пробелов в их подготовке, организации повторения и включения новых знаний в системе уже усвоенных. При этом необходимо определить уровень овладения учащимися различными видами учебной деятельности: общенаучной, интеллектуальной и практической.
Слайд 17Контрольно – измерительные материалы
Заключительным этапом в изучении биологии является сдача
ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ проводится по контрольно – измерительным материалам.
Они
ориентированы на выявление усвоения учащимися наиболее существенных вопросов биологического образования, определенных видов учебной деятельности, составляющих основу для формирования научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни.
Слайд 18Современный учебник – современный урок
Большую помощь при изучении курса
биологии окажут компьютерные диски, созданные к учебникам линии. Благодаря им
даже сложные вопросы становятся понятными и доступными. Пользуясь дисками, можно не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.
Учебный процесс в соответствии с современными требованиями, раскрывает широкие возможности работы с мультимедией.
Слайд 19Преподавание биологии по линии Сонина из начальной школы до Единого
Государственного Экзамена прослеживается и в том, что из года в
год наши учащиеся сдают биологию на высоком уровне «хорошо» и «отлично».
Так урок мультимедии в 11 классе по теме «Главные направления эволюции» позволяет на конкретных примерах с ярким иллюстрационным материалом в интересной нестандартной форме расширить знания уч-ся о главных направлениях эволюции.
Слайд 20Уч-ся в 9 классе знакомы с этим материалом и с
такими понятиями, как ароморфоз и идиоадаптация, здесь же используется новая
терминология, например, арогенез и алогенез, что позволяет уч-ся расширить свой современный терминологический запас. Данная мультимедия позволяет нестандартным образом обратиться к повторению и в то же время усвоить новое. При этом даже сложные вопросы становятся очевидными и доступными.